Во второй половине ХХ века экономика Японии показывала стремительный рост (более 10% в год в 1960-е)[1], так называемое Японское экономическое чудо. К концу предыдущего столетия страна занимала второе место по объёму ВВП среди всех стран мира, уступая только США.
Однако во второй половине восьмидесятых произошло явление, получившее название «Экономика «Мыльного Пузыря». За счёт огромного профицита торгового баланса, в Японию в избытке вливались потоки денежных средств. В среднем сбережения граждан в то время составляли порядка 24-28% для городского населения и более 35% – для сельского[2]. Половину сбережений японцы хранили в форме депозитов в банках. Депозитная база состояла на 40% из денег населения[3]. К 1989 году общий объём вкладов был равен 120% ВВП[4]. Банки вкладывали ликвидность в большей степени в спекулятивные сделки с акциями торговых, промышленных, риэлтерских компаний и недвижимостью, вместо инвестирования в производственные мощности предприятий. Кроме того, Банк Японии снизил учётную ставку с 4 до 2,5% в 1986-1987 годах, что сделало кредиты дешевле[5].
В результате цена акций необоснованно взлетела, сильно отклонившись от реальной стоимости основного капитала. Аналогично, значительно выросли цены на недвижимость. 29 декабря 1989 года индекс Nikkei 225 достиг своего исторического максимума – 38 957,44 пунктов[6].
В 1990-м году пузырь начал сдуваться. Этому способствовало поднятие учётной ставки Банка Японии до 6%[7]. Индекс Nikkei 225 потерял 30% своей стоимости всего лишь за год[8]. За два года (1990-1992) рыночная цена совокупных финансовых активов сократилась более чем на 320 трлн. йен.[9] Сумма просроченных кредитов была равна 19,1 трлн. йен[10]. Общие потери экономики Японии от падения активов в период 1989-2001 оцениваются приблизительно в 1200 трлн. йен (в 2,7 раза больше ВВП за 1989 год, в 2,4 – за 2001)[11].
Крах мыльного пузыря привёл японскую экономику к периоду стагнации, получившему название «Потерянное десятилетие».
Ко второму десятилетию двадцать первого века Япония оказалась перед целым рядом проблем.
Во-первых, проблема государственного долга. Согласно данным Министерства Финансов Японии, в программе бюджета на 2011 год (год до прихода Синдзо Абэ к власти) 44,3% доходов составлял выпуск государственных облигаций, в то время как в плане бюджета на 1990-й год это значение было равно всего лишь 5,6%[13]. Кроме того, если в 1990-м расходы на обслуживание долга составляли 21,6% (14,3 трлн. йен), то к 2011 они выросли до 23,3% (21,5 трлн. йен)[14]. На 2012 год суммарный государственный долг Японии составил 238,02% от ВВП[15].
Стоит также отметить, что долг внутренний – государство должно своим гражданам в локальной валюте – в йене, ранжирован по годам (облигации со сроком погашения от 2 до 40 лет).
Во-вторых, потеря позиций в мировых рейтингах. Некогда вторая по величине экономика мира теряет свои позиции на фоне бурно развивающихся азиатских государств. Если в 1992 году доля ВВП Японии от мирового ВВП составляла 13,65%, то в 2012 она упала до 8,25%[16]. По годовым темпам роста ВВП за 2014-й год экономика Японии находится на 199-м месте среди экономик остальных государств[17].
В-третьих, разного рода демографические проблемы, свойственные развитым странам постиндустриальной стадии, такие, как старение населения и низкая рождаемость. Каждый четвёртый японец достиг пенсионного возраста[18]. Это становится большим налоговым бременем для работающего населения. Более того, в Японии отрицательный прирост населения (-0,13% в год)[19]. Проблема низкой рождаемости и старения населения усугубится к 2039 году, когда люди, рождённые в эпоху бума 70-х годов, достигнут пенсионного возраста. Также ситуация осложняется отсутствием миграционной рабочей силы. Из-за жёсткого законодательства мигранты из соседних стран с трудом могут жить и работать в Японии. Доля японцев в населении страны составляет порядка 98,5%[20]. Уровень миграции – 0‰[21].
В-четвёртых, из-за сложившихся традиций корпоративного найма, а именно – пожизненного найма, который, к слову, сыграл весомую роль в возникновении экономического чуда, компании не могут увольнять «лишних» служащих, для которых фактически нет работы. Это приводит к дополнительным издержкам для фирм.
В-пятых, в марте 2011 года произошла техногенная катастрофа на АЭС «Фукусима-1». В результате по Японии прокатилась волна протестов против ядерной энергетики. Правительство закрыло все реакторы к 2012-ому году. Япония – страна, бедная на энергоресурсы, АЭС были для неё «спасением». Теперь же снова повысилась зависимость страны от импортных нефти и газа, энергобезопасность встала под угрозу. Это негативно отразилось на торговом балансе и увеличило издержки фирм.
В-шестых, обострение международной ситуации в Юго-Восточной Азии. Развёртывание Китаем ракетно-ядерной программы заставляет японское правительство пересмотреть девятую статью конституции, запрещающую стране иметь собственную армию и вести боевые действия. Необходимо сохранять баланс между экономическими и политическими интересами в партнёрстве с США и КНР[23].
И, наконец, закрытость рынков. Протекционизм в Японии особенно прослеживается в отношении продовольственного рынка. Так, ставки пошлин на некоторые продукты достигают 450%[24], что является недопустимым в условиях глобализации и международного разделения труда.
Постановка проблемы
После прихода к власти Либерально-Демократической партии в конце 2012 года новый премьер-министр Синдзо Абэ поставил своей целью вывести страну из затяжного кризиса. Для этого он разработал ряд реформ, получивший название «Абэномика». Этот комплекс состоит из трёх направлений деятельности – трёх «стрел».
Первая стрела – монетарная политика. Предполагалось, что за счёт увеличения денежной базы, увеличения суммы кредитов, выдаваемых банками, последующего увеличения денежной массы, как следствие, ослабления йены, появится управляемая инфляция в размере до 2% в год.
Вторая стрела – фискальная и налоговая политика. Включает в себя создание государственных заказов на инфраструктурные проекты общей стоимостью в 200 трлн. йен в течение 10 лет[25]. Причём это не только строительство новых дорог, мостов, тоннелей и прочего, но и ремонт старых. Во-вторых, уменьшение налоговой нагрузки с фирм (сокращение корпоративных налогов), но в то же время, увеличение потребительского налога до 10%.
Наконец, третья стрела подразумевает точечное стимулирование наиболее перспективных отраслей экономики и, как следствие, возникновение мультипликативного эффекта, а также создание новых рынков, развитие человеческого капитала и либерализацию рынка. В отличие от первых двух стрел, третья стрела нацелена на долгосрочное развитие экономики.
Ряд исследователей, как отечественных, так и зарубежных, имеет разные точки зрения касательно эффективности Абэномики и её возможных последствий. Однако все сходятся в одном мнении – экономике Японии нужны реформы.
Е. Л. Леонтьева в своей статье «Экономика Японии в 2012-2013 гг.: новый курс экономической политики»[26]называет основные проблемы, с которыми сталкивается современная Япония, раскрывает суть реформ Абэномики и подвергает их критической оценке. В частности, в статье говорится об опасности проведения налоговых реформ, о необходимости избавления от «пожизненного найма», о необходимости коренного реформирования крайне неэффективной системы сельского хозяйства, а именно – замене частных фермерских угодий на крупные товарные фермы. Е.Л. Леонтьева заключает, что основная надежда японской экономики на пути выхода из стагнации – человеческий капитал и научно-технический прогресс.
Д. В. Стрельцов в статьях «Экономическая политика японского правительства С. Абэ»[27], «Попадут ли «стрелы» «Абэномики» в цель?»[28] пишет, что монетарная и фискальная политика уже дали свои результаты (но есть сомнения в продолжительности их действия), в то время как структурные реформы третьей стрелы результатов не показывают. В статьях также упоминается, что делать конкретные выводы об успешности Абэномики ещё рано. Также Д. В. Стрельцов называет оставшиеся проблемы японской экономики: несбалансированность финансов, сдержанность потребления и чрезмерная зарегулированность экономики.
В. Бойкова в «Abenomics and Japan’s Future»[29] пишет, что Абэномика (в лице первых двух стрел) оказала положительное влияние на реальную инфляцию, её ожидания, финансовые рынки и рост ВВП. Однако автор описывает ряд опасений, что на процесс восстановления экономики могут повлиять внешние шоки: цены на нефть, действия Центробанков других стран и нежелание населения адаптироваться к изменениям. Кроме того, проведение Абэномики имеет большое значение для Западных реформаторов, в частности, для Европейского ЦБ, как опыт борьбы с длительными периодами дефляции.
Kwok-Chiu Lam в своём исследовании «Did Abenomics’ Two Arrows Hit the Bulls?»[30] фокусируется на результатах первых двух стрел и приходит к выводу, что их результаты есть, но они не так высоки, как должны быть. Йена должна быть ослаблена ещё сильнее для стимулирования экспорта, инфляция – разогнана ещё больше. Автор пишет о спаде роста ВВП на протяжении двух кварталов, о наличии астрономического долга, о сложности балансирования между политическими и экономическими интересами Японии в регионе в условиях, когда основными партнёрами являются две самые крупные экономики мира: США и Китай.
Вышеперечисленные исследования не дают конкретных прогнозов касательно третьей стрелы, описывая нынешние проблемы и результаты первых двух стрел. Данная же работа попытается спрогнозировать возможные результаты структурных реформ.
Исследование
Результаты 1 и 2 стрелы
Первые две стрелы примечательны тем, что дают эффект за короткое время, поэтому уже сейчас можно говорить об их результатах.
Благодаря первой стреле, Японии удалось преодолеть дефляцию, уровень инфляции достиг пикового значения весной 2014 года и составил 3,7%[31]. На момент написания работы уровень инфляции равен 2,2%[32]. Имеет тенденцию к снижению.
Стоит разобрать данный вопрос подробнее. Если взять значения годовой инфляции по месяцам с января 2012 года по май 2015[33], выделить линию тренда (полиномиальную, шестой степени) и построить прогноз на 5 месяцев вперёд, то получится следующий график:
Поскольку инфляция была «разогнана» увеличением денежной базы, сопоставим график уровня инфляции и изменения объёма денежной базы:
Так как уровень инфляции прямо зависит от изменения денежной массы, подобная политика не избавит экономику от фундаментальных болезней – лишь замаскирует их, поскольку как только новые деньги перестанут печататься, уровень инфляции начнёт уменьшаться.
Более того, изначально предполагалось, что при увеличении денежной базы банки будут выдавать больше кредитов гражданам, что увеличит спрос, однако получилось, что банки стали вкладывать средства в финансовые рынки для получения прибыли посредством спекуляций.
Также стоит отметить, что ослабление йены вызывает пререкания со стороны конкурентов Японии в мировой торговле. Снижая ценность своей валюты, Япония делает свои товары более конкурентоспособными, получается подобие валютных войн.
Вторая стрела также не дала долгосрочных результатов, однако привела к повышению спроса на короткий промежуток времени. Дело в том, что изначально потребительский налог был равен 5%. Правительство заявило о его повышении до 8% с начала финансового 2014 года. Это привело к тому, что граждане начали активно закупаться перед введением новой ставки в апреле 2014. Подобный феномен называется эффектом «спроса в последнюю минуту».
Можно сказать, что первые две стрелы не решают глобальных экономических проблем страны, как только меры прекратят действие, всё вернётся к старому состоянию.
Третья стрела
Третья стрела является наиболее комплексной и сложной в воплощении. В то время как первые две части Абэномики уже дали определённые результаты, говорить об итогах третьей всё ещё рано. В данной статье будут рассмотрены такие аспекты, как либерализация рынка на примере отмены импортных пошлин на продукты питания, развитие «вумэномикс» и услуг для пожилых людей.
23 июня 2013 года Япония начала переговоры о присоединении к Тихоокеанскому партнёрству (ТТП) и в случае вступления будет обязана убрать ряд импортных барьеров. Однако Абэ заявил, что пять видов сельскохозяйственной продукции при любых условиях будут облагаться завышенными ставками пошлин.
Предполагается, что если Япония снимет барьеры на импорт абсолютно всей иностранной продукции (прежде всего продуктов питания), это приведёт страну к долгосрочному росту.
Согласно данным Статистического бюро Японии за июль-сентябрь 2014 года, потребительская корзина среднего японца выглядит следующим образом:[34]
Используя таблицу потребительской корзины продовольствия, составленную выше, а также данные с сайта Market Access Map[35], можно вычислить средневзвешенное значение ставки импортной пошлины, где в качестве весов будут выступать доли продуктов в потребительской корзине:
Итак, средневзвешенная ставка пошлины равна 28,21%.
Полученное число обозначает, что японцы вынуждены в среднем переплачивать почти 30% за продовольствие. Стоит отметить, что это распространяется на всех производителей (не только иностранных продуктов, но и отечественных). Протекционистская политика подразумевает защиту японской пищевой промышленности за счёт безальтернативного повышения цен на товары зарубежных производителей, давая, таким образом, преимущество местным в ценовой конкуренции, поскольку, чтобы не разориться в непригодных для земледелия и скотоводства природных условиях Японии, они априори вынуждены продавать свою продукцию в среднем по ценам на 15-30% выше рыночных.
Различные слои японского общества тратят, соответственно, разные суммы на пропитание. По данным Статистического бюро Японии за июль-сентябрь 2014[36], месячные затраты (в йенах) пяти классов японского общества (I – самый бедный, V – самый зажиточный) выглядят так, как показано нижнем графике. Если принять допущение, что эти числа есть 128,21% (100% товар + 28,21% пошлина), то затраты в условиях свободного рынка вы- глядели бы соответсвенно графе «Месячные затраты пяти классов японского общества в условия свободного рынка». Чтобы понять, на что пойдут сэ- кономленные на еде и пошлинах деньги рядового японца, необходимо проследить динамику из- менения долей статей расходов в зависимости от благосостояния. Потребительские корзины японцев, разбитые на пять групп по уровням доходов, представлены ниже.[37]
Если принять допущение, что эти числа есть 128,21% (100% товар + 28,21% пошлина), то затраты в условиях свободного рынка выглядели бы соответсвенно графе «Месячные затраты пяти классов японского общества в условия свободного рынка».
Чтобы понять, на что пойдут сэкономленные на еде и пошлинах деньги рядового японца, необходимо проследить динамику изменения долей статей расходов в зависимости от благосостояния. Так выглядят потребительские корзины японцев, разбитых на пять групп по уровням доходов:[37]
Доля продовольствия находится примерно на одном уровне – 24,8%, изменяясь от 22,48% до 27,43%. С увеличением доходов доля затрат на продукты питания падает.
Это также подтверждает «Регрессия 1. Зависимость доли затрат на еду от уровня благосостояния», построенная на основе 10 классов японского общества по уровню доходов. За влияющий фактор (X) был взят средний объём затрат каждого класса (сто тысяч йен), а за описываемый параметр (Y) – доля затрат на продовольствие (%). Модель выглядит так:
Y = 30,44 + (-2,07) ∙ X; R2 = 95,7%
Если сравнить первую и пятую группу, можно заметить, что, во-первых, значительно выросла доля расходов на транспорт. Вероятно, эти люди имеют личные автомобили, а налоги на транспорт в Японии высоки. Во-вторых, это расходы на образование. В Японии практически отсутствует социальная мобильность: человек из малообеспеченной семьи едва ли сможет оплачивать обучение в престижном вузе, следовательно, вряд ли сможет в будущем попасть на высокооплачиваемую работу. Малый бизнес в Японии тоже зарабатывает совершенно не те суммы, что крупные компании-кэйрэцу. Поэтому затраты на образование – это довольно значимая статья расходов для Японцев, которые привыкли планировать свою жизнь на пятилетия вперёд.
Регрессия зависимости доли затрат на образование от уровня благосостояния (связь между общими затратами и долей затрат на образование) имеет вид:
Y = (-2,14) + 1,75 ∙ X; R2 = 0,83.
Регрессия зависимости доли затрат на транспорт от уровня благосостояния (связь между общими затратами и долей затрат на транспорт) выглядит следующим образом:
Y = 9,45 + 1,95 ∙ X; R2 = 0,62.
Получается, что при равномерном перетекании средств из затрат на продукты питания и, соответственно, уменьшении доли издержек на еду, доли затрат на образование и транспорт будут расти значительнее остальных.
Согласно countrymeters.info, численность населения Японии на момент написания статьи составляет 126 453 272 человек[38]. Поскольку будет использоваться усреднённое значение денежного излишка, нет необходимости делить население на группы.
Предполагается, что образовавшийся излишек денег японцы распределят в определённых пропорциях между всеми статьями расходов. Эти пропорции равны долям статей расходов. Если в среднем доля затрат на еду составляет 25%, то в новых ценах эти затраты будут эквивалентны 19%. Освобождается целых 6%.
В данном случае можно утверждать, что вырастет уровень потребления в целом, что вызовет рост цен на всё, кроме продуктов питания, это приведёт к разгону инфляции. Японская экономика уже более двадцати лет находится в стагнации, уровень инфляции долгое время не превышал 2% в год, изменяясь от -2% до 2%. Лишь в 2014 он поднялся до 4% за счёт эффекта «спроса в последнюю минуту», вызванного повышением ставки потребительского налога с 5 до 8 процентов. Если уровень инфляции в Японии вырастет, это приведёт к притоку капитала зарубежных инвесторов, что благоприятно скажется абсолютно на всех экономических сферах.
Сфера образования получит суммарно дополнительно 4,42 трлн. йен. Бюджет на 2015-й год предусматривает государственные выплаты в сферу науки и образования в размере 5 361,3 млрд. йен[39]. То есть, дополнительные поступления составляют 82% от дотаций государства. Кроме того, японцы из малоимущих семей будут иметь больше возможностей получить достойное образование.
При таком варианте вырастет процент образованных людей, будет совершаться больше научных открытий, что, в свою очередь, приведёт к решению важных для Японии проблем, например, нехватки электроэнергии. Согласно работе И. Озтурка, экономическое развитие невозможно без образования, кроме того, образованные люди создают больше ВВП на душу населения[40]. Этот путь рассчитан на дальнюю перспективу.
Затраты на транспорт вырастут на 24,79 трлн. йен, увеличится спрос на автомобили. Стоит отметить, что японцы очень патриотичны в выборе производителя средства передвижения. Согласно торговому представителю США Майку Фроману, доля иностранных производителей на рынке Японии составляет всего 6%[41]. Получается, что 94% от суммы излишка отойдёт местным производителям автомобилей и компаниям, обеспечивающим общественный транспорт. Так как Япония имеет конкурентные преимущества в области автомобилестроения на мировом рынке, эта сфера является приоритетной, особенно в условиях снижения спроса из-за увеличенного до 8% потребительского налога[42]. Сумма в размере 23,3 трлн. йен (94%) позволит накопить средней японской семье из 4-х человек на автомобиль за 2,5 млн. йен за 3-4 года. Это цена большинства моделей Toyota.[43]
В таком случае увеличится спрос на автомобили – ключевой товар японского экспорта на 2014 год согласно данным Trade Map[44]. Это позволит компаниям занять ведущие позиции на мировом рынке, улучшить качество своей продукции, а также разработать новые технологические решения, такие, как водородный двигатель, что в свою очередь поможет Японии слезть с «нефтяной иглы».
С другой стороны, под угрозой окажутся фермеры, которые, скорее всего, исчезнут как класс. Это опасно для правящей партии – ЛДП, поскольку 2/3 голосов в их пользу принадлежат как раз фермерам. У Японии вырастет зависимость от импортного более дешёвого продовольствия.
Однако существует выход из данной ситуации: реформирование сельского хозяйства. Средний возраст фермера – 66 лет[45]. Отрасль крайне консервативна: со второй половины двадцатого века и до нынешнего времени фермерство представляет собой малый бизнес – большое количество мелких, неэффективных частных ферм[46]. Но если провести их объединение в крупные предприятия, их эффективность значительно возрастёт, необходимость протекционизма отпадёт.
Программа развития человеческого капитала
Развитие человеческого капитала является одним из ключевых компонентов третьей стрелы и включает в себя такие аспекты, как:
Развитие использования потенциала рабочей силы женщин (Вумэномикс).
За счёт внедрения гибких графиков работы и развития детских садов, женщины с детьми получат возможность работать в любое удобное время. В 2011-ом году доля женского труда составляла порядка 62,5%[47]. А к 2013 выросла до 65%[48].
Развитие высшего образования.
Правительство Японии намерено адаптировать высшие учебные заведения страны к мировым стандартам, привлечь иностранную рабочую силу (доля которой на 2011 год была меньше процента[49]) и развивать предоставление программ по изучению английского языка за рубежом своим гражданам.
Услуги для пожилых
Поскольку в Японии 25% населения – пожилые люди, рынок услуг для пожилых имеет огромную целевую аудиторию и является весьма перспективным. По некоторым прогнозам, к 2050-ому году каждый третий японец будет старше 65 лет[50].
Что касается продвинутых способов ухода за пожилыми людьми, то это, конечно же, робототехника[51]. Япония является страной, занимающей лидирующие позиции в мире в этой отрасли. Многие развитые страны сталкиваются с проблемой старения населения, особенно это заметно на примере Европы. В частности, в Германии доля людей старше 60 составляла на 2007-й год 25,3%, а в Италии – 26,4%[52]. Таким образом, Япония находится в выгодном положении: она является конкурентоспособным поставщиком роботов, спрос на которых ожидается не только внутри страны, но и на мировом рынке.
Заключение
Первая и вторая стрелы действуют на протяжении короткого периода времени, не имеют долгосрочных последствий, не решают фундаментальных проблем экономики Японии, а лишь маскируют их. Первая стрела смогла разогнать инфляцию, но впоследствии появилась тенденция к её снижению. Поддержание инфляции на положительном уровне требует постоянных вливаний новой валюты, из-за этого происходит ослабление йены, что в свою очередь, порождает недовольство со стороны конкурентов по торговле на мировом рынке. Вопреки ожиданиям, банки не стали выдавать больше кредитов населению, начали вкладывать ликвидность в спекулятивные сделки. Вторая стрела спровоцировала так называемый спрос в последнюю минуту – японцы начали скупать товары в преддверии повышения ставки потребительского налога с 5 до 8%. Спрос действительно увеличился, но ненадолго.
В отличие от первых двух стрел, третья не была реализована правительством Японии, поэтому наглядных результатов нет. В долгосрочной перспективе третья стрела способна вывести экономику из стагнации, если будет выполнен ряд условий: полная либерализация рынка (в особенности рынка сельскохозяйственной продукции), фокусировка на перспективных отраслях, увеличение инвестиций в образование, создание условий для работы женщин, имеющих маленьких детей, развитие услуг для пожилых как для локального, так и для мирового рынка, реформирование сельскохозяйственной отрасли.
Автор: Александр Страхов
Источник фото: hronika.info
[1] The World Factbook. Central Intelligence Agency // https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ja.html.
[2] Экономика «мыльного пузыря» // http://www.japantoday.ru/entsiklopediya-yaponii-ot-a-do-ya/ekonomika-quotmylnogo-puzyryaquot.html.
[3] Там же.
[4] Денисов Ю.Д.. Иванов О.В., Лебедева И.П., Леонтьева Е.Л., Маркарьян С.Б., Масленников Н.А., Матрусова Т.Н., Тимонина И.Л. Экономика Японии. 2008. С. 137.
[5] Там же.
[6] N225 Historical Prices. Yahoo! // https://uk.finance.yahoo.com/q/hp?s=^N225&b=1&a=00&c=1980&e=1&d=00&f=1992&g=m.
[7] Денисов Ю.Д.. Иванов О.В., Лебедева И.П., Леонтьева Е.Л., Маркарьян С.Б., Масленников Н.А., Матрусова Т.Н., Тимонина И.Л. Экономика Японии. 2008. С. 138.
[8] QuickiWiki. Japanese Asset Price Bubble // http://www.quickiwiki.com/en/Japanese_asset_price_bubble.
[9] Денисов Ю.Д.. Иванов О.В., Лебедева И.П., Леонтьева Е.Л., Маркарьян С.Б., Масленников Н.А., Матрусова Т.Н., Тимонина И.Л. Экономика Японии. 2008. С. 138.
[12] Yahoo! // https://uk.finance.yahoo.com/echarts?s=^N225#symbol=^N225;range=.
[13] Министерство Финансов Японии // http://www.mof.go.jp/english/budget/budget/fy2012/e20111224c.pdf.
[14] Там же.
[15] Стрельцов Д.В. Попадут ли «стрелы» «Абэномики» в цель? Азия и Африка сегодня. 2014. С. 9 // http://www.mgimo.ru/publications/?id=1008144.
[16] Там же.
[17] The World Factbook. Central Intelligence Agency // https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2003rank.html#ja.
[18] The World Factbook. Central Intelligence Agency // https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ja.html.
[23] Лам К. Did Abenomics’ Two Arrows Hit the Bulls? Journal of Applied Finance & Banking. 2015. Том 5, №3. // http://www.scienpress.com/Upload/JAFB/Vol%205_3_4.pdf.
[24] Market Access Map // http://www.macmap.org.
[25] Стрельцов Д.В. Попадут ли «стрелы» «Абэномики» в цель? Азия и Африка сегодня. 2014. С. 9 http://www.mgimo.ru/publications/?id=1008144.
[26] Леонтьева Е.Л. Экономика Японии в 2012-2013 ГГ.: Новый курс экономической политики. 2013 // http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomika-yaponii-v-2012-2013-gg-novyy-kurs-ekonomicheskoy-politiki.
[27] Стрельцов Д.В. Экономическая политика японского правительства С. Абэ. 2014. // http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-politika-yaponskogo-pravitelstva-s-abe.
[28] Стрельцов Д.В. Попадут ли «стрелы» «Абэномики» в цель? Азия и Африка сегодня. 2014 // http://www.mgimo.ru/publications/?id=1008144.
[29] Бойкова В. Abenomics and Japan’s Future // http://www.gpilondon.com/publications/abenomics-and-japans-future.
[30] Лам К. Did Abenomics’ Two Arrows Hit the Bulls? Journal of Applied Finance & Banking. 2015. Том 5, №3. // http://www.scienpress.com/Upload/JAFB/Vol%205_3_4.pdf.
[31] Япония — Уровень инфляции. Tradingeconomics // http://ru.tradingeconomics.com/japan/inflation-cpi.
[32] Там же.
[33] Japan Annual and Monthly Inflation Tables. StatBureau // https://www.statbureau.org/en/japan/inflation-tables.
[34] Family Income and Expenditure Survey. Statistics Bureau // http://www.stat.go.jp/english/data/sousetai/2.htm.
[35] Market Access Map // http://www.macmap.org.
[36] Family Income and Expenditure Survey. Statistics Bureau // http://www.stat.go.jp/english/data/sousetai/2.htm.
[37] Там же.
[38] Countrymeters // http://countrymeters.info/ru/Japan.
[39] Highlights of the Draft Budget for FY2015. Ministry of Finance Japan // http://www.mof.go.jp/english/budget/budget/fy2015/01.pdf.
[40] Озтурк. И. The role of education in economic development: a theoretical perspective. Munich Personal RePEc Archive. 2001. №9023 // http://mpra.ub.uni-muenchen.de/9023/.
[41] США критикуют Японию за закрытость авторынка. За Рулём // http://www.zr.ru/content/news/565604-ssha_kritikujut_japoniju_za_zakrytost_avtorynka/.
[42] Японский авторынок падает, и продолжит падать. Motor Page // http://www.motorpage.ru/magazine/news/japonskij_avtorinok_padaet__i_prodolzhit_padat.html.
[43]Японский сайт компании «Toyota» // http://toyota.jp/carlineup/.
[44] Trademap // http://www.trademap.org.
[45] Леонтьева Е.Л. Экономика Японии в 2012-2013 ГГ.: Новый курс экономической политики. 2013 // http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomika-yaponii-v-2012-2013-gg-novyy-kurs-ekonomicheskoy-politiki.
[46] Там же.
[47] Гилфорд Г. Japan wants to monitor the elderly with robots, which says a lot about what’s wrong with Abenomics. 2013 // http://qz.com/87130/japan-immigration-problem/.
[48] Гилфорд Г. More Japanese women are working—but for the economy to thrive they need to be running things. 2014 // http://qz.com/167840/more-japanese-women-are-working-but-for-the-economy-to-thrive-they-need-to-be-running-things/
[49] Гилфорд Г. Japan wants to monitor the elderly with robots, which says a lot about what’s wrong with Abenomics. 2013 // http://qz.com/87130/japan-immigration-problem/.
[50] Aging in Japan. ILC-Japan // http://www.ilcjapan.org/agingE/index.html.
[51] Алабастер Дж. Japan uses robots, tech to care for elderly. TechHive // http://www.techhive.com/article/2036791/japan-uses-robots-tech-to-care-for-elderly.html.
[52] Щербакова Е. В 37 странах мира число людей в возрасте 60 лет и старше превысило число детей моложе 15 лет. Демоскоп // http://demoscope.ru/weekly/2008/0357/barom02.php.