Запускали, запускали и наконец запустили! Шведский стриминговый сервис «Spotify» существовал для всего мира с 2006 года. На музыкальный рынок России и стран СНГ планировал ворваться в 2014 году, но что-то пошло не так. Шесть лет спустя сервис всё-таки стал доступен, и вот почему это – хорошие новости для российской музыки. О пользе приложения для уникального пользователя сказано уже немало, поэтому мы решили оценить влияние продукта на индустрию в целом.
Одно из главных достоинств «Spotify» – плейлисты под настроение: здесь можно найти подборку, которая вдохновит на новые свершения, подарит чувство победы, поможет пережить особенно тяжёлый день или поупражняться в вокале, принимая душ. Плейлисты регулярно обновляются, поэтому услышать в них кого-то нового – обычное дело. Некоторые музыканты, которые стали этим пользоваться, пишут музыку в жанре «Spotify-core» по аналогии с «хард-кор»: жанр отличается унифицированным звучанием, характерным для определённых плейлистов. Создание композиций помогает исполнителю пробиться в плейлист, повысить количество прослушиваний и, возможно, привлечь новых слушателей.
Правда в том, что если молодой исполнитель попадает в такой плейлист, его шансы запомниться слушателю увеличатся. Когда вы в последний раз переходили по ссылке, предлагающей вам послушать альбом неизвестного, пускай и, возможно, талантливого исполнителя? Даже если недавно, таких – меньшинство. Прорваться сквозь информационный шум, обратить на себя внимание и заставить потенциального слушателя нажать «воспроизведение» тяжело. Если песня молодого исполнителя играет в одном ряду с другими, шанс запомниться будет выше, и исполнитель получит выплату за прослушивание.
Чтобы не быть голословными, приведём пример – новозеландская певица Lorde, к примеру, сначала добилась известности именно на «Spotify». Остальное – уже история.
«Spotify» был первым сервисом, позволившим музыкантам зарабатывать деньги даже на прослушиваниях пользователей, установивших бесплатную версию приложения. Согласно статистике, датируемой январём 2019, за одно прослушивание «Spotify» начисляет правообладателям от $0.00331 до $0.00437. Посчитать примерную выручку исполнителя за месяц можно, умножив количество прослушиваний (информация доступна в профиле исполнителя на «Spotify») на это число.
Не потратив ни рубля, пользователь всё равно может поддержать исполнителя!
Задайтесь вопросом: сколько денег потеряли исполнители в самоизоляцию? И сколько человек, оплатив премиум подписку на «Spotify» или просто скачав приложение, помогло эти расходы компенсировать? Новые пользователи появляются быстрее новых исполнителей; рост их количества влечёт за собой и рост доходов. Бесплатное приложение «Spotify», в отличие от пиратских сервисов, выгодно обеим сторонам.
Согласно статистике 2013 года, сервис помог сократить пиратство на 80% в Швеции и на 20% – в Австралии. Количество пользователей, посещающих хостинг-сервисы в Северной Америке, сократилось на 10%.
Было время, когда Кэти Перри сторонилась России. Восемь лет назад на шоу Джимми Киммела певица раскручивала глобус, пытаясь придумать, куда поехать в путешествие. Фраза, которую она при этом произнесла: «Please, God, not Russia!», мгновенно стала мемом и закрепила за Кэти Перри стигму русофоба. Тем не менее в видео для «Spotify», записанном иностранными музыкантами для российских слушателей, она наряду с другими исполнителями без капли иронии поздравляет россиян с появлением «Spotify». Бизнес и ничего личного? Возможно, но факт остаётся фактом, мы интегрируемся в мировое музыкальное комьюнити.
Пускай это не более чем шутка, но, благодаря «Spotify» Россия и правда может привлекать исполнителей, которые прежде и не подумали бы взглянуть в её сторону. Необходимость в площадках вроде «MyMusicTaste» (платформа предлагает поклонникам собирать подписи за то, чтобы их любимых исполнителей привезли в их город или страну) не исчезнет, но судить о наличии интереса к исполнителю среди определённого сегмента аудитории (российского) станет значительно проще.
Более того, «Spotify» поможет российским исполнителям расширить сферу влияния. Никто не обещает, что уже в следующем году американцы будут выстраиваться в очередь за несколько дней до концерта Гречки или Монеточки, но с чего-то начинать всё же стоит.
«Spotify» не идеален, и это необходимо признать. Он помогает решить проблему цифрового пиратства и поддержки молодых артистов, но финансовый оборот до сих пор нестабилен – лишь в 2018 году компания начала зарабатывать самостоятельно, без инвестиционной поддержки. В этом сервис проигрывает площадкам «iTunes» и «Amazon», которые являются частью крупных компаний и могут рассчитывать на финансовую независимость, позволяющую увеличить выплаты артистам.
В 2014 году со «Spotify» была удалена музыка таких гигантов, как Тейлор Свифт и Radiohead – музыканты посчитали, что наличие на платформе бесплатной подписки оскорбительно, да и выплаты происходят неравномерно. Происшествие заставило сервис учредить целое подразделение, которое имеет дело с жалобами артистов. Мир был установлен, но и по сей день остаётся надежда, что выплата за единичное прослушивание вырастет, и стриминг поможет музыкантам зарабатывать больше.
Но правда в том, что даже самые амбициозные начинания не проходят без ошибок. История быстро забывает бесконечные попытки реализации крупных проектов, оставляя нам грандиозные результаты, но спорить с ростом важности стриминговых сервисов (особенно после длительного периода самоизоляции) нельзя. Критика необходима для улучшения качества работы сервиса и вовсе не значит, что он не имеет права на существование, особенно при выполнении важной и актуальной задачи – соединением исполнителя и музыканта.
«Spotify» не разорится в ближайшие несколько лет, и поддержать его сейчас – значит быть частью неизбежных перемен. Они, конечно, произойдут и без вашего участия, но гораздо приятней рассказывать потомкам, что ты сам стоял у истоков, а не просто наблюдал, не так ли?
Чтобы не быть голословными, мы задали нескольким пользователям Spotify (как новичкам, так и ветеранам) простой вопрос: «Что вы думаете об этом сервисе?», а на основании ответов выделили несколько плюсов и минусов.
Главным достоинством сервиса многие назвали формирование плейлистов. «Я музыку очень люблю, – говорит Мария из Москвы, – но времени на создание плейлистов у меня нет, и лень тут играет большую роль. Когда сервис заработал, появились плейлисты с русской музыкой: для меня самый любимый – музыка из классического кино. Каждый раз, когда включаю, чувствую себя как дома». Екатерине из Сургута плейлисты помогли «найти много новых исполнителей».
Слабое место плейлистов – их повторяемость и ограниченность. «Ежедневные подборки отличаются всего-то на 20%», справедливо отметил Сергей из Санкт-Петербурга. Если составить подробную медиатеку, добавляя треки в плейлист «Избранного», в скором будущем можно заметить, как в ежедневных подборках превалирует уже знакомая пользователю музыка. Если взять в пример группу Queen, любопытному слушателю «Spotify» наверняка порекомендует «Bohemian Rhapsody», «Don’t Stop Me Now» и «We Will Rock You». Для более близкого знакомства придётся поинтересоваться дискографией самому.
Сложно назвать это минусом, но одним из главных органических плюсов сервиса лично для меня был грамотный баланс между незнакомой музыкой (в том числе знакомых исполнителей) и тем, что уже прочно закрепилось в плейлисте. Теперь я обратила внимание на то, что большая часть рекомендуемых песен – хитовые синглы, известные многим меломанам.
Если вам, как и мне, тяжело слушать одного исполнителя длительное время, есть два обходных пути. Рекомендации, составленные по трекам, основываются на похожести звучания, не на ваших предпочтениях; там действительно можно найти что-то новое. Но на то они и зовутся «радио» – там будут транслироваться хиты, а не скрытые жемчужины исполнителей. Второй вариант – каждую пятницу просматривать плейлист новинок, основанный на ваших подписках.
К слову, о рекомендациях, многие сравнивают рекомендации «ВКонтакте» с алгоритмами «Spotify» в пользу второго. «К тому же, в “Spotify” есть режим фонового прослушивания даже без подписки, чего не даёт “ВКонтакте”», отметила Екатерина из Сургута. Единственные ограничения для бесплатных пользователей – отсутствие прямого воспроизведения плейлистов (доступен лишь режим «вперемешку») и возможности скачивать треки на компьютер, но немногим эти недостатки кажутся решающими. Например, Вадим из Красноярска признался, что слушает музыку вперемешку «всю жизнь, и проблем это не создавало». И добавил, что уже «пересадил нескольких людей на сервис» и продолжает.
Отдельная прелесть сервиса – его понятность. Мария из Москвы считает, что «всё настолько просто, что можно понять интуитивно, куда нужно нажимать». «Мне нравится, что можно подписываться на исполнителей и следить за их обновлениями», отметил Эрик из Москвы.
Я с лёгкостью добавляю любимую музыку к себе в галерею, но иногда становится обидно, если случайно убираешь “сердечко”, и трек пропадает
В отличие от музыкальных файлов, скачанных на пиратских ресурсах, в выложенных на «Spotify» композициях идеально проставлены теги, и фонотека альбомов, к примеру, в полном порядке. На другой чаше весов, впрочем, недоступность некоторых треков из-за наличия в названии специальных символов – как отметил Сергей из Санкт-Петербурга, добавлять их пришлось вручную. Можно возразить, что на YouTube-Music порой сложно найти оригинал композиции, а не её живую версию (как заметила Мария из Москвы).
Это снова подтверждает, что «Spotify», как и любой другой сервис, не идеален, но и не стремится быть таковым. Свои главные цели – сделать музыку доступной для слушателя и прибыльной для исполнителя – он достигает, а значит, дать ему шанс всё же стоит.
Автор: Настя Гастин
Фото обложки: NeONBRAND
С 6 по 8 августа арт-класетр «Таврида» проведет онлайн-интенсив голливудского мастера жанра комедии – Стива Каплана.
Стив Каплан – консультант и скрипт-доктор Dreamworks, Disney, HBO, Paramount, Touchstone, создатель театра комедии HBO Workspace, программы для сценаристов HBO New Writers Program, соучредитель и художественный директор театра «Панчлайн» на Манхэттене (Manhattan Punch Line Theatre). Среди его учеников – сценаристы таких комедийных проектов, как Friends («Друзья»), Sex And The City («Секс в большом городе»), The Big Bang Theory («Теория большого взрыва») и других.
Во время трехдневного интенсива у всех желающих будет возможность получить практические советы от международного эксперта в области комедийных проектов и раскрой тайны создания интересной комедии.
Регистрация доступна по ссылке.
Время проведения: 6–8 августа, 19-30.
Школа стартапов RUSSOL запустила крауд-кампанию на разработку открытого курса для подростков, чтобы помочь подросткам получиться ключевые предпринимательские навыки. Бесплатная программа будет содержать пошаговые инструкции по ведению собственного дела: от подбора и проверки бизнес-идеи до первых продаж и привлечения финансирования.
Создатели курса хотят научить подростков мыслить глобально –они надеятся, что в результате программы каждый талантливый ребенок сможет себя реализовать независимо от социального статуса и наличия средств, и в России и странах СНГ появятся предприниматели мирового уровня.
Узнать больше о кампании и поддержать можно на сайте boomstarter.ru.
В первый день августа образовательный форум молодых деятелей культуры и искусств «Таврида» завершил одну из своих антишкол — творческую антишколу новой визуальной культуры. Первый офлайн форум в России после пандемии собрал на побережье Крыма молодых художников, арт-критиков и начинающих кураторов. Они жили в небольших домиках, стоящих на одном из многочисленных холмов Судака, в перерывах между занятиями бегали купаться в море, по вечерам задерживались в мастерских и, конечно, пели песни у костра. Кругом было постоянное действие, движение: словно в большом мегаполисе, в «Тавриде» постоянно кипела жизнь. Чувствовался запах краски и соленой морской воды, ощущалось, как рождаются новые идеи.
В такой атмосфере участники боролись за гранты, искали вдохновение, учились создавать большие проекты и выставки, собирать команду и проводить фестивали, а главное — узнавали, как правильно выстраивать отношения с людьми. “Таврида” опровергает известный стереотип о том, что soft skills нельзя научить, а вместе с тем открывает молодым людям дорогу в индустрию.
Soft skills — это навык, связанный не столько со знаниями, сколько с умением взаимодействовать с коллегами, презентовать себя, правильно преподносить свою работу. О его важности рассказывает Ася Баскаева, куратор антишколы новой визуальной культуры.
“Всем почему-то кажется, что «Таврида» создана, чтобы прокачивать hard skills, чтобы научить человека делать что-то новое и как-то по-новому”, — говорит она. “Но по факту мы все понимаем, что за такой короткий промежуток времени (антишкола длится неделю — прим. ред.) ты можешь дать человеку только какой-то заряд, импульс, вдохновить его, подсказать ему верное направление или парадигму развития. Сюда приезжают люди, которые дают участникам большое количество эмоционального, идейного, контекстного заряда. Мы надеемся, что те, кто прослушали наши курсы, в дальнейшем смогут, используя все средства, доступные им, вырастить свою идею в более серьёзную для себя линию развития”.
Самый главный результат, который я надеюсь получить, это как раз прокачать людей в их soft skills, дать им дополнительные навыки, которым не учат
Помогают участникам развиваться и расти в нужном направлении эксперты из разных областей российского современного искусства. Это, например, директор музея МАНИ Елена Куприна-Ляхович, основатель фонда “Искусство в науке” Елена Ковылина, арт-директор Omelchenko Gallery Анастасия Омельченко. “Моей задачей было предоставить определенную базу знаний по разным направлениям”, — говорит Ася Баскаева, когда речь заходит о принципе, по которому отбирались эксперты. У нас есть стрит арт проекты, “Стенография” (международный фестиваль уличного искусства, проводится в Екатеринбурге с 2010 года — прим. ред.) вот приехала, а это крутейший из крутейших стрит артовых проектов в России. Плюс это очень важное региональное событие, ведь зачем лукавить, все знаем, что большинство событий сконцентрированы в Москве. Сейчас все стремятся от этого уходить, и это очень круто. Также приехал Винзавод. Они делают программу в регионах, посвященную арт критике. И вот таких партнеров, людей, которые занимают определенную нишу в мире изобразительного искусства, я и стремилась приглашать. Людей, которые могут делиться знаниями. Людей, которые готовы посвящать свое время. Готовы, кстати, не все, но кто не готов — не беда, может, потом они присоединятся. Но на данный момент на площадке находятся люди, которые откликнулись на наш призыв развивать российское искусство, в том числе и искусство региональное”.
Каких результатов следует ожидать от обучения “гибким навыкам” на “Тавриде”? Куратор программы видит это так:
“У молодых людей нет навыка самопиара, они не очень понимают, как строится взаимодействие художник — галерея, художник — музей, художник — куратор. Это относится еще и к арт критикам, теоретикам, молодым кураторам. Они тоже учатся этим вещам. Например, как создать выставку с нуля. У нас здесь есть курс, который рассказывает об этом прямо поэтапно. Первый день, второй и так далее. Прослушав, ты можешь понять, за что тебе браться сразу — это soft skills, которые теперь у тебя. Если есть талант, какое-то желание и видение, но нет знания, каким именно образом шаг за шагом реализовать свою историю, то здесь мы это даём. Самый главный результат — помочь людям развить этот навык, чтобы, возвращаясь домой, они уже могли осознанно двигаться по определенным направлениям, которые они выбрали, используя все приобретённые знания. Конечно, мы даём дополнительную информацию в разных ключах: какие-то техники, приемы, но это не главная задача “Тавриды”. Главная задача “Тавриды” — создать для участника новую возможность, исходя из его собственных новых дополнительных навыков, которых ему не хватает”.
Кроме того, “Таврида” предлагает своим участникам грантовую поддержку: “На свой проект можно выиграть до полутора миллиона рублей. Если, конечно, у тебя есть хорошо прописанный концепт, с ясностью и четким пониманием, зачем ты это делаешь и как это будет реализовано”. Помимо денег форум предоставляет и кое-что не менее ценное — это возможность найти команду и обзавестись полезными контактами. Так, например, Дмитрий Ханкин, возглавляющий одну из старейших галерей Москвы “Триумф”, пять часов подряд слушал портфолио ревью участников. По итогам, некоторым из них он предложил сотрудничество. “Это такой шанс, который многие люди годами не могут получить” — добавляет Ася Баскаева.
Продолжая разговор об уникальных возможностях на “Тавриде”, Ася перечисляет имена директоров крупнейших российских музеев, которые подключаются на онлайн сессии: Мария Лошак, Зельфира Трегулова, Антон Белов, Ольга Свиблова, Павел Пригара. “Эти люди два часа рассказывали, например, что такое взаимоотношения художника, работающего сейчас, и институции. У многих же есть такое мнение, что в музей попадают только после смерти. На самом деле, это не так, тем более, что сейчас идёт тенденция включения современного искусства в классические музеи. И вот мы рассказывали о взаимоотношении действующего художника и институции на таком уровне. Это бесценные знания”.
Участники же, соскучившиеся по живому общению за месяцы карантина, радуются возможности именно поговорить с экспертом. 19-летняя художница из Татарстана Камилла попала на “Тавриду” в поисках вдохновения для будущего проекта. Выходя с лекции, она делится своими впечатлениями: “Наверное, я еще никогда так много не говорила на интересующие меня темы”.
Для меня “Таврида” — это непрерывный диалог, — говорит художница, — причем тебя на этот диалог наводят, хотят, чтобы ты общался, постоянно взаимодействовал. И я правда чувствую, как вливаюсь в индустрию
Вновь открывший свои двери арт-кластер “Таврида” как бы говорит, что долгое карантинное затишье закончилось, и совсем скоро российская арт сфера засияет новыми молодыми деятелями и их проектами.
Автор: Злата Лиман
Документальный фильм «Сон Макса Рихтера» – погружение в полудрёму, смелая проекция реальности в авторской оптике, возможность увидеть мир глазами известного музыкального автора, чье имя на слуху у многих киноманов. В основу картины лег 8-часовой экпириенс британского композитора Макса Рихтера, впервые исполненного на фестивале SXSW в Северной Америке. В работе над таким Gesamtkunstwerk («объединённое художественное произведение»), о котором когда-то мечтал сам Вагнер, музыканту помог американский нейробиолог Дэвид Эйгельман, объяснивший ему, как функционирует мозг в состоянии покоя и полусна.
Режиссёр Натали Джонс создала двухчасовое кино, успев запечатлеть лишь малую часть масштабного представления талантливой команды музыкантов, звукорежиссеров, светооператоров, художников фотографов и многих других. Уникальные кадры и видео эпизоды из личного архива семьи Рихтеров, атмосферные природные массивы, эстетика уютного домашнего очага вперемешку с яркими вспышками и огнями мегаполиса – визуальный рай для каждого, кто ценит искусство и его различные параллели.
В центре кинокартины – ночной перформанс на открытом воздухе, где вместо зрительного зала и стульев более сотни кроватей, а вместо реальной луны ее проекции с особой синевой, напоминающей настроение самого кассового фантазийного фильма Джеймса Кемерона.
Струнный квартет, рояль, неземной тембр сопрано и электронные звуки в купе с фрагментами интервью и эклектикой вдохновляющих видов природы и города – masterpiece, который нужно увидеть. Это удивительная история уединения с самим собой и одновременно синхронного единения с внешним миром. Фильм-путешествие, где ты исследуешь себя, уходя в далекие глубины своего мозга, медитируя и попадая во вселенную воспоминаний и грёз.
Благодаря бренду Beautyrest, который специализируются на изготовлении матрасов и необходимых вещей для приятного и удобного сна, свершился долгожданный творческий коллаб. Партнерами по международным продажам фильма «Сон Макса Рихтера» стали Dogwoof, фирма Eagle Rock Films совместно с Deutsche Grammophon, JA Films и Globe Productions занимающиеся продвижением киноленты в Европе.
Новая эпоха, с новой синтетической формой высказывания, незабываемый коллективный трип в страну сна, гигантская объёмная симфония, звучащая с полуночи до 8-ми утра – всё это стало возможным благодаря высококлассным исполнителям, завораживающей светомузыке и небу над головой.
Фильм можно посмотреть 6,7 и 11 августа в рамках Beat Film Festival.
Автор: Вера Давтян
Иллюстратор обложки: Ксения Чуркина
Конец 2019: российский стартап Greenwise анонсирует производство котлет из растительных продуктов, похожих на мясо, аналог Beyond Meat и Impossible Foods. → Первый квартал 2020: сооснователи бренда Георгий Железный, Артем Пономарев и Юлия Марсель продали растительных альтернатив мясу на 6,5 млн рублей. → Июнь 2020: вы можете найти искусственное мясо Greenwise на полках крупных магазинов — «ВкусВилл», «Азбука Вкуса», «Джаганнат», X5 Retail Group, Globus, а в ближайшее время появится в сети Ашан.
Хотите узнать, как ребята добились успеха? Артем и Юлия рассказали нам немного о философии, ценностях, рутине, мечтах и распорядке дня.
Как вы строите свой день? Коронавирус как-то повлиял на вашу рутину, на бизнес?
Юлия. В Greenwise всем «офисным» сотрудникам меньше 30 лет, а как известно, миллениалы умело справляются с работой удаленно. Поэтому полный переход на работу из дома почти не поменял мой стандартный, внекарантинный, режим: подъем в 8 утра, начало рабочего дня в 9, общение с командой через мессенджеры и по видеосвязи до 18 часов, а после 18 и до глубокой ночи я на связи для решения экстренных вопросов или обсуждения внезапно озаривших идей.
В целом, главное изменение — выросло только время screentime: телефон сообщает, что ежедневно я провожу около 12 часов перед экраном смартфона. А сколько времени составляет экранное время «смартфон+ноутбук» страшно подумать.
Артем. Из-за самоизоляции все как-то сдвинулось. Я ночной человек, мне приятнее работать до 2-3 ночи, потому что мне в этот момент никто не пишет. Ведь обычно, если отвечаешь на письма днем, то всё: ты включаешься в долгую переписку, которая может застопорить процесс.
А вообще сейчас 24/7 работа, приходится всё удаленно контролировать, поэтому рабочий день, он постоянно: и на выходных и всегда. Но когда ты работаешь на себя, делаешь что-то для себя — это даже прикольно.
Что вас мотивирует делать Greenwise?
Артем. Больше всего меня мотивирует то, что всем нам команде до тридцати, нет специалистов из этой области, а всё получается и даже круче, чем у тех, кто в этой сфере работает долгое время. Только после нашего появления на рынке начали появляться похожие проекты и у крупных производителей. А еще у нас, оказывается, изначально не было никакого опыта, мы его нарабатываем сами. Мы лично работали на линиях, то есть на производстве, от начала до конца. Даже на упаковках нашей продукции до сих пор написано «hand made», потому что мы пачки еще заказывали в том году, когда контролировали весь процесс до погрузки в машину.
Это было самым сложным, но самым классным, потому что весь процесс был построен на том, что мы реально знаем, как проходит каждый этап производства. Нас теперь никто не сможет разубедить, сказать, что что-то работает не так, или мы чего-то не знаем. Мы всё знаем, честно понимаем, потому что всё делали собственными руками.
Мотивирует еще и то, что мы с ребятами регулярно видим позитивные отзывы потребителей, общаемся с ними лично на фестивалях, онлайн-площадках и понимаем — всё делается не зря. И главное — делается в России, где внимание к такому направлению бизнеса не самое пристальное. То есть мы, к сожалению, занимаемся не IT, не нефтью, не газом. Мы делаем пищевые продукты для очень узкой категории людей, которые уже существуют или хотят примкнуть, попробовать. По сути, мы делаем это первыми, что мотивирует само по себе. В прошлом году мы, например, оказались единственной российской компанией за всё время существования стартап-инкубатора в Берлине, которая вышла на европейский уровень.
Юлия. Моя мотивация в любви, ведь я занимаюсь тем, что люблю больше всего. Работа в Greenwise сочетает в себе три главные для меня вещи: она транслирует мои ценности, позволяет мне творить и реализовывать свои амбиции. Я отвечаю за маркетинг и коммуникации в стартапе, который производит инновационные продукты питания — растительные альтернативы мясу. Greenwise создает этичные, экологичные и полезные для здоровья продукты, которые позволяют людям наслаждаться любимыми вкусами и блюдами без ущерба животным и окружающей среде. Это новая для России отрасль, время которой только-только наступает, а стоять у истоков зарождения новой парадигмы питания захватывает и интригует.
Хотите ли вы, чтобы стартап приносил большую прибыль?
Артем. Не то, чтобы я был альтруистом, я хочу зарабатывать, как и вся наша команда. Но мы делаем это честным путем через классные продукты, которые людям реально нужны. Мы не пытаемся впарить какую-то непонятную ненужную вещь и просто за счет маркетинга, рекламы или привлечения лидера мнений навязать наш продукт. Люди сами его пробуют и говорят: «Да, это классно, нам это нравится, делайте больше, супер, отлично».
С какими проблемами вы столкнулись при развитии стартапа?
Артем. Это не конкретные проблемы, а, скорее, подход. Самое главное у нас в России, что непонятно мне, — это берущееся ниоткуда чувство агрессии по отношению к чему-то новому, которое, по сути, тебя никак не касается. Казалось бы, не хочешь — не ешь, мы своим маленьким веганским рынком вряд ли в ближайшие лет пять задавим мясную индустрию.
Причем люди, которые постятся и тоже какой-то промежуток времени в году следуют канонам веганства, почему не вызывают ни у кого отторжения. Получается, не есть продукты животного происхождения в период поста — нормально, а не есть их в принципе — сразу же вызывает какие-то вопросы, странный подход и злобу.
В Европе это уже прошло, наверное, когда отрасль только формировалась, люди тоже так реагировали, просто сейчас они на другом уровне. А мы догоняем, лет на семь отстаем примерно. Надеюсь, когда-нибудь догоним.
Какие цели стоят перед вами и Greenwise в 2020?
Артем. Думаю, что мы в ближайший год сильно изменимся, опыта ведь набрались уже. Например, мы смогли вывести на рынок и продавать два сложных для российских потребителей продукта — джерки и растительное мясо в сухом виде. Джерки даже в мясном секторе не слишком популярны в России, мы, само собой, сужаем ЦА до уровня вегетарианцев и веганов. А «Российское мясо» текстурат соевый, у людей с советских времен ассоциируется с дешевым продуктом, который покупали, потому что не могли купить мясо, был дефицит. И мы за год, имея команду изначально из трёх человек, (сейчас мы доросли до семи), смогли соевое мясо вывести даже в веганской сфере и показать, что оно прикольное, интересное, а джерки — это не просто сухие палочки.
Рынок уже меняется. Если раньше, чтобы купить растительные альтернативы, надо было кататься в какие-нибудь специализированные магазины на окраине, то теперь можно большую долю продуктов купить и во ВкусВилле, и в Азбуке Вкуса, и в ГиперГлобусе, и этот список будет только расти.
Мы поверили в себя, потому что поняли простую вещь — если люди интересуются такими сложными продуктами (джерками, например), то с продуктами, которые максимально соответствуют их запросу — котлеты, фарши, сосиски, сыры — будет гораздо проще. Одновременно я удивляюсь тому, как крупные компании себя ведут. Если бы у меня был завод по производству фарша или котлет, который я мог просто перепрофилировать и работать на растительном сырье, я бы, наверное, покрыл с ребятами весь российский рынок, СНГ и уже выходил бы вовсю на Европу… Артём
Юлия. Главная цель в 2020-м — запустить 5 новых продуктов (растительное «говяжье» и «куриное» филе, растительный «бекон», растительные котлеты и фарш). А самая большая мечта — это сформировать в России plant-based комьюнити, создать ассоциацию, специализирующуюся на лоббировании и продвижении интересов предпринимателей нашей отрасли: производителей растительных альтернатив, вег-заведений, схожих дружественных организаций.
Затем основать стартап-инкубатор, помогающим молодым российским производителям растительных альтернативных продуктов выходить на рынок (предоставляющий экспертизу, оказывающий технологическую поддержку, снабжающий производственными и лабораторными мощностями, юридическими консультациями). А после комьюнити создать Институт пищевых инноваций, в котором главные специалисты сферы питания, футдеха, биотехнологий и сельского хозяйства обучают студентов созданию новых, этичных и экологичных продуктов питания.
Артем. Да, наша большая идея заключается в том, чтобы сделать наш собственный стартап-инкубатор для российских компаний и компаний из СНГ, которые хотели бы совершенствоваться и что-то интересное получать на рынке пищевых ингредиентов, пищевых продуктов. Со своей стороны мы готовы предложить экспертизу, опыт, маркетинговые исследования и, возможно, даже работу на нашем оборудовании, общение с нашими технологами.
Энтузиастов в отрасли полно, но возможность реализоваться есть не у всех есть. Нас тоже журят за то, что «не у всех есть папа с заводом» (Greenwise расположил производство на базе завода отца Артема, Василия Пономарева, по глубокой переработке растительных белков «Партнер-М» — прим. ред.).
Мы хотели бы возможностями поделиться — делать совместные проекты, например, на определённых условиях люди участвовали бы, пользовались услугами, оборудованием, лабораториями, складами, которые мы предоставляем, а заканчивали уже полноценным выкупом доли и совместной работой, например. Я общался с некоторыми иностранными компаниями в сфере пищевых ингредиентов, вкусоароматики, и им тоже интересен такой подход в России.
Закончите фразу: «Дело, которым я занимаюсь, сейчас…»
Артем. В зачаточном состоянии.
Даже в Европе рынок растительных альтернатив, вообще веганских, вегетарианских продуктов, находится чуть ли не ниже одной четверти своего развития, которое планируют маркетологи. А в России рынок, по моим ощущениям, сам по себе отстает лет на пять-семь. Почему? Потому что когда рынок уже сформирован, появляется конкуренция. Я никакой конкуренции не вижу, для нас любой новый игрок — это игрок, который будет хоть что-то этому рынку давать. Поэтому если завтра появятся еще десять GreenWise и будут работать в сфере растительных альтернатив мясу, это будет просто развивать рынок.
Мы даем людям возможность наслаждаться любимыми блюдами, но в соответствии с какими-то этическими нормами. И пусть будет идти время, а мы как-то постараемся ему соответствовать.
Надеюсь, однажды на каком-нибудь мероприятии встретить Пэта Брауна из Impossible Foods и услышать от него: «Читал, вы в Greenwise делаете растительное мясо в России? Ничего себе, расскажи подробнее!» Юлия
Юлия. В состоянии эмбриона.
Российский рынок альтернатив мясным и молочным продуктам очень молодой, его развитие стало заметным только в 2018-2019 году. Наша сфера в самом начале своего пути, но момент, когда о растительных альтернативах услышат все, уже совсем близок.
В Москве запустился бренд The Empty Industry: они предлагают одежду, которую можно легко комбинировать с разными вещами, но в то же время придавать своему образу уникальность.
Мы считаем, что мода не должна быть сложной. Ежедневный процесс выбора «что надеть», будь то для работы, бега, университета, прогулки с собакой, вечеринки, для чего угодно — не должен приносить неудобств. Наш приоритет заключается в том, чтобы сделать одежду, которая легко сочетаемая, но в тоже время интересная и уникальная. Немного классическая, немного дерзкая — идеальный микс для современной женщины, которая живет в нашем безумном мире. Никаких эксцентричных кроев и сумасшедших деталей, но и не слишком минималистично.
Среди особенностей бренда – выпуск коллекции лишь один раз в год: таким образом дизайнерам удается доводить изделия до совершенства. Кроме того, The Empty Industry противостоят концепции общества потребления: они считают, что людям не имеет смысла внушать приобрести вещь, которая им на самом деле не нужна и которую они не хотят покупать – так родился их слоган ‘Shop Now. Or don’t’.
Недавно бренд открыл свое производство в Москве – как утверждает основательница бренда Анастасия Родионова, это помогает им контролировать качество изделий, условия работы персонала и объемы производства. Условиям труда сотрудников уделяется отдельное внимание – они работают в комфортном режиме, без сверхурочных переработок. Все желающие могут ознакомиться с процессом производства: приехав ознакомиться с ассортиментом в шоурум, вы можете взглянуть на процесс изготовления вещей – весь персонал работает в едином пространстве.
Фото: Инстаграм @themptyindustry, архив пресс-службы
Beat Film Festival и Тинькофф запускают новую инициативу: каждый год приглашенный художник будет создавать арт-объект специально для фестиваля. Первым героем коллаборации стал Тима Радя — его работа FUTURE легла в основу совместного с Тинькофф мерча фестиваля этого года и фестивального постера.
Отныне ежегодно по просьбе фестиваля современный художник будет создавать работу, которая отражает дух времени и совпадает с ценностями фестиваля и его видением будущего, что особенно актуально в этом году, ведь пандемия поставила нас перед необходимостью его переосмысления. Переживание этой неопределенности стало темой работы FUTURE, которую создал Тима Радя, один из самых известных уличных художников России, лауреат премии Кандинского.
Для меня главное впечатление от событий последних месяцев — то, как быстро исчез образ будущего. Как стремительно он растворился и пропал. Надежды оказались иллюзиями, но и они ушли, оставив чистый горизонт.
Тима Радя
«Мы восхищаемся работами Тимы и давно хотели с ним что-то сделать, и вот время пришло. У фестиваля, перешагнувшего десятилетний рубеж, возникла потребность добавить еще одно измерение в наш диалог с реальностью и со зрителем — и сделать это на близком нам языке. Новая инициатива коллаборации с художниками продолжает наши эксперименты с различными медиа и наследует проектам в области виртуальной реальности, которые мы вместе с Тинькофф представляли на фестивале последние два года. Работа Ради, созданная в рамках совместной с Тинькофф инициативы, оказалась настолько масштабной и своевременной, что мы решили поместить ее на постер этого года, изменив традиционному формату фестивального постера», — комментирует новую инициативу сооснователь и программный директор Beat Film Festival Кирилл Сорокин.
Линейка мерча Beat x Tinkoff feat Tima Radya — это отражение странного, безумного, непредсказуемого 2020 года и униформа нового времени. В нее вошли футболки, толстовки и сумки-шопперы, а также блокноты, постеры, открытки и стикеры; все предметы выпущены ограниченным тиражом.
Предзаказ мерча уже доступен в онлайн-магазине Beat Shop Powered by Tinkoff. Кроме того, в киноцентре «Октябрь», где в ночь с 31 июля на 1 августа пройдет открытие Beat Film Festival и премьера работы Тима Ради, запустится поп-магазин Beat Shop Powered by Tinkoff, который будет работать все две недели проведения фестиваля.
24 июля в 19:00 (мск) на мультимедийном сервисе Okko выходит продолжение нашумевшего проекта Третьяковской галереи и Сбербанка — онлайн-экскурсий по музею в уникальном формате— «Третьяковка с Хабенским».
В новой серии актер Константин Хабенский и генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова расскажут зрителям о шедеврах русского авангарда из коллекции Новой Третьяковки на Крымском Валу.
В основе художественной концепции фильма — увлекательный диалог о русской живописи, в стилистическом обрамлении черно-белого кино. Выбранная эстетика связана с колоссальным влиянием на искусство XX века картины К. С. Малевича «Черный супрематический квадрат» (1915) — отправной точки повествования. С развитием сюжета происходит переход к цветному изображению, что само по себе является отсылкой к творчеству мастеров авангарда, которые придавали особое значение работе с цветом.
«Сейчас мы постепенно возвращаемся к привычной жизни, но наступившая реальность дала нам возможность по-новому взглянуть на опыт “общения» с искусством и посещения музеев. «Третьяковка с Хабенскимʺ — формат, который легко погружает зрителя в историю живописи XX века и раскрывает сложные искусствоведческие вопросы простым языком. Успех первого фильма показал, что такой контент очень интересен публике — сотни тысяч зрителей посмотрели онлайн-экскурсию со Шнуром. Сбербанку интересны проекты в области эдьютейнмента, и мы рады, что Третьяковская галерея доверяет нам смелые идеи и реализует их на нашей мультимедийной платформе».
Татьяна Завьялова, старший вице-президент Сбербанка
В компании знаменитого директора музея и всенародно любимого артиста зрители смогут пройтись по пустынным залам галереи и за час изучить знаменитые полотна: «Купание красного коня» (1912) Петрова-Водкина, «Венчание» (1918) Шагала, «Москва» (1913) Лентулова, «Портрет Евгении Ивановны Киркальди» (1910) кисти Машкова и другие.
Первая часть совместного проекта Третьяковской галереи, Okko и Сбербанка — «Третьяковка со Шнуром» — вышла в апреле, в период пандемии, и была посвящена классике русской живописи из собрания музея в Лаврушинском переулке. С момента запуска, фильм стал лидером по просмотрам проекта «Искусство онлайн», и собрал на различных платформах около миллиона просмотров.
Проект создан кинокомпанией Team Films и будет доступен на Okko для всех зарегистрированных пользователей мультимедийного сервиса Okko на сайте okko.tv, а также в приложениях для iOS, Android, Smart TV и на Okko SmartBox. Далее проект пополнит библиотеку контента в рамках подписки «Оптимум».
Мультимедийный сервис Okko и кинопрокатная компания Ten Letters приглашают зрителей на онлайн-премьеру фильма «Махинаторы», который будет эксклюзивно доступен для просмотра на сервисе в течение недели.
24 июля в 16:00 в официальной группе мультимедийного сервиса Okko в социальной сети ВКонтакте состоится пресс-конференция с создателями картины режиссером Дейвом Маклином, исполнителем главной роли Конором Берри и его голосом в дублированной версии – Славой КПСС. Модератором дискуссии выступит легенда MTV, виджей Александр Анатольевич.
Фильм основан на реальных событиях и рассказывает о 1979-1980-х годах. Картина передает атмосферу и культуру молодежи того времени, а также рассказывает про все опасности музыкального бизнеса тех времен.
Главный герой фильма Дэйви всегда мечтал стать футболистом, но получил тяжелую травму, поэтому ему пришлось закончить спортивную карьеру и стать концертным директором.
Пытаясь произвести впечатление на свою возлюбленную Шону, Дэйви вместе со своими друзьями решает устроить концерт популярной хеви-метал группы Iron Maiden в концертном зале города Данди. Ради этого ему приходится искать большую сумму денег и просить помощи у самого влиятельного бандита города.
Режиссер фильм Дейв Маклин, который и выступил прототипом для главного героя в фильме «Махинаторы» – является действующим менеджером группы Placebo, трек которой звучит в картине.
Впервые фильм был показан на Эдинбургском международном кинофестивале, где был удостоен «Приза зрительских симпатий». У картины высокий рейтинг на сайте-агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes – 80%.