6-ой Международный фестиваль документального кино ДОКер-2020

С 21 по 30 августа в московском киноцентре «Октябрь» при поддержке проекта КАРО.Арт пройдет Международный кинофестиваль «Докер», где будут показаны лучшие документальные фильмы из 35 стран мира, оценивать которые будет Международное жюри. Среди участников — фильмы из «Санденса», Берлинале, Торонто, Карловых Вар, Локарно и других кинофестивалей, которые будут показаны в России впервые.

ДОКер — это 45 фильмов из 35 стран, конкурсы полного и короткого метра, Международное жюри, специальный IT-конкурс и «психологическая» секция «Док Терапия»

Фестиваль откроется российской премьерой вдохновляющей и ироничной польской картины «Уроки любви» — истории о том, что любить, мечтать и менять жизнь к лучшему никогда не поздно. Главная героиня фильма —  красавица Йола —  уходит после многих лет жизни от угнетающего ее мужа и оказывается в водовороте нового романа, открывая себя заново в свои 69 лет. Фильм был участником кинофестиваля IDFA в Амстердаме, называемым неофициально «документальными Каннами». Картина также станет участником основного конкурса.

Среди других работ в основном конкурсе: призер Санденса-2020, румынская картина  «Акаса, мой дом» о цыганской семье, которая последние двадцать лет провела в хижине посреди огромного парка в центре Бухареста, а теперь её ожидают глобальные перемены и новая жизнь. Участник кинофестиваля в Локарно, немецкий «Лавмобиль» очень деликатно и кинематографично расскажет непростую историю о девушках легкого поведения и сложной судьбы, застрявших на пригородных трассах Германии. Единственная отечественная лента в основном конкурсе — «Пена» Ильи Поволоцкого, — погрузит зрителя в атмосферу затерянного на севере России посёлка Гранитный. Международная премьера фильма состоится у канадской интимной Одиссеи  «Безумный Александр», главный герой которой пытается построить отношения с девушкой и параллельно справиться с поглощающей его шизофренией. А экзистенциальная сказка «Сделано в Китае» расскажет о безмолвной борьбе молодого поколения Китая за возможность быть самими собой.

Также в основном конкурсе — китайский эпос «Исчезающая деревня», напряженный американский фильм «Принять вызов» о беженце из Сомали, который пытается устроить свою жизнь в Миннесоте; бразильская молодежная драма с элементами мюзикла «Солнце внутри», пронзительная семейная притча «Дитя любви» об иранской паре, вынужденной бежать из страны со своим четырехлетним сыном, будучи объявленными вне закона за свою любовь. В чешском роуд-муви с элементами религиозного триллера «За горизонтом» отец и сын отправятся в дальнее путешествие по России, а во французской картине «Санкара жив» молодой поэт из Буркина-Фасо едет через всю страну по единственной железной дороге. 

​Как обычно, в рамках «Докера» пройдут показы специальных секций. Хедлайнером программы об информационных технологиях «Let IT Dok!»  станет австрийский «Роболав»  —  фильм-размышление о создании гуманоидных роботов-андроидов. Тема раскрывается с захватывающих разнообразных точек зрения, благодаря участию в картине японского гуру робототехники Хироси Исигуро, трансгуманистки Наташи Вита-Мор и многих других. 

В других фильмах секции «Let IT Dok!»  можно будет узнать, как цифровые технологии влияют на изменения в мозге, на поведение человека и на общество в целом («Бинарное мышление»). Снятый за год до вспышки Covid-19, гонконгский микро-панк-фильм «Пандемия» расскажет о нашей способности выстраивать социальную дистанцию даже когда нет никакой эпидемии. Герой фильма «Черты характера»  — американский 16-летний подросток, чувствующий себя угнетенным в своем родном городке, станет звездой в онлайн-мире. Израильскому активисту из «100 миллионов просмотров», благодаря едкому остроумию, удастся разобраться в том, как YouTube подсаживает на крючок целое поколение и заглушает голоса миллионов. О ценности человеческого контакта в эпоху цифровых технологий размышляет автор пронзительного арт-фильма «На связи». Также в программе американский скрин-квест «В поисках идеального джентльмена» и снятая внутри игры-стрелялки экзистенциальная антивоенная короткометражка «Как исчезнуть». 

Фильмы из секции «Док Терапия» пройдут с обсуждением с профессиональными психологами и психотерапевтами. В них будут рассмотрены вопросы биполярного расстройства («Атлас настроений» и «Мама Мания»), тюремной психотерапии («Поломанная голова»), исследования эротических практик для понимания себя и мира («Натюрморты»), подростковой депрессии («Плюсквамперфект») и присутствия в голове навязчивых голосов («Диалоги»). 

В секции «DOKer Kids», предназначенной для самых юных зрителей и их родителей,  будет показана лента «Мой друг северный верблюд» (6+) — завораживающая и необычная история о мальчике Торарине и его сестре из далёкой Норвегии, родители которых завели двух верблюдов, чтобы дети могли учиться верховой езде. И «Мальчик с подносом» (12+) — добрая, изящная, очень наблюдательная и выразительная итальянская лента о переменах в жизни задумчивого 14-летнего юноши.

Фильмом Закрытия фестиваля станет экологическая мелодрама «Нерка. Рыба красная» (12+) от создателей рекордсмена российского документального проката 2018 года «Медведи Камчатки. Начало жизни». На этот раз действие вновь развернется в самых красивых уголках Камчатки, а объектом исследования для режиссера станет дикий лосось — озерновская нерка, создающая в этом месте рай и являющаяся источником сверхдоходов для человека. Нерка — это чудо природы, неисчерпаемый ресурс, который кормит миллионы людей на Планете. Авторы задаются вопросом, как долго этот рай на Юге Камчатки еще будет существовать? 

Все показы фильмов будут сопровождаться обсуждениями с их авторами —  посредством видео-связи. Полное расписание фестиваля и билеты — на сайте фестиваля

Вся работа фестиваля и показы пройдут с учетом требований Роспотребнадзора — со всеми необходимыми мерами предосторожности и вниманием друг к другу.

О КОНКУРСЕ И ЖЮРИ

Фильмы «Докера» будут соревноваться в следующих номинациях: Лучший фильм (Гран При), Лучшая режиссура, Лучшая операторская работа, Лучший монтаж, Лучший звук, Лучший короткометражный фильм, Приз зрителей, Лучший фильм в категории «Let IT Dok!». 

Оценивать работы участников фестиваля будет международное профессиональное жюри. 

Члены  жюри основного конкурса

Хуберт Саупер  — режиссер, современный классик австрийской документалистики, номинант на премию «Оскар», победитель фестивалей Санденс и Берлинале; 
Войцех Старонь — польский оператор и режиссер, обладатель множества наград от Берлинского Серебряного Медведя за выдающиеся художественные достижения до Приза за Лучший фильм недели критики Локарно;
Софья Капкова — основатель Центра документального кино, онлайн-кинотеатра nonfiction.film, фонда M.ART, бывший генеральный директор фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva, журналист и продюсер.

Жюри конкурса короткого метра: режиссер Эстефан Вагнер (Дания), продюсер Эльза Кремсер (Австрия), режиссер Анастасия Мирошниченко (Беларусь).

Также, как заведено на фестивале, будет вручен Приз зрительских симпатий.

О ФЕСТИВАЛЕ ДОКЕР

«ДОКер» вырос из одноименного проекта показов авторского неигрового кино с целью исследования и демонстрации в России всевозможных жанров и форм мирового документального кинематографа как отдельного направления киноискусства. Фестиваль акцентируется на независимой авторской мировой кинодокументалистике — от поэтического киноповествования до социальных блокбастеров, от кинохроники до мокьюментари, от артхауса до научно-популярного кино, от классики до экспериментальных и нестандартных форм.

Среди фильмов, которые в разные годы открыл для России Докер: “Город кошек”, “Медведи Камчатки. Начало жизни”, “За пределом”, “Женщина в плену”, “Красивые вещи”, “Хозяин оленей” и другие.

Как отмечают гости и организаторы фестиваля, аналогов ДОКеру в нашей стране нет — это единственный международный конкурсный фестиваль в России, специализирующийся исключительно на авторском документальном кинематографе, но без каких-либо тематических, эстетических, языковых, географических и любых других ограничений. ДОКер уникален еще и тем, что единственный отмечает призами отдельные профессии создателей документальных фильмов. В России документальное кино редко можно увидеть в прокате, поэтому ДОКер является некой альтернативой, которая несет важную культурную, просветительскую и образовательную функции, а также наследует традиции старейших авторитетных фестивалей Европы, таких как IDFA в Амстердаме, DOK Leipzig в Лейпциге, Cinema du Reel в Париже, Фестиваль документального кино в Йиглаве и других. 

За 5 лет своего существования Международный кинофестиваль ДОКер посетило более 40 тыс. зрителей. Было показано свыше 250 лучших современных документальных картин из разных частей света. Фестиваль посетило более 200 гостей со всего мира: это режиссеры конкурсных фильмов, члены жюри, эксперты.

«ДОКер» — полностью независимый фестиваль, не получающий государственной финансовой помощи. В этом году некоторые показы фестиваля проходят при поддержке Польского Культурного Центра, Посольства Канады, программы «КАРО.Арт» и Компании «ЛАНИТ», совместно с которой проводится конкурсная программа фильмов об информационных технологиях. Основные финансовые расходы на устроение Фестиваля берут на себя сами организаторы.

Расписание можете найти на официальном сайте фестиваля. Билеты на фестиваль в Москве доступны на сайте Каро.Арт.

21 августа в 21.00 в летнем кинотеатре РОСИЗО пройдет показ работ выпускников Московской школы кино. Зрители познакомятся с творчеством молодых режиссеров, актеров и сценаристов, узнают, какие проблемы волнуют авторов сегодня, и составят свое впечатление о будущем российского кино.

Студенты Московской школы кино приступают к съемкам уже с первых дней учебы. Этому способствуют различные совместные проекты, над которыми работают студенты всех программ Школы, образуя полноценную рабочую группу. Это дает студентам возможность освоить производственные процессы и научиться работать в команде на всех этапах: от разработки идеи до постпродакшена. Выпускники Московской школы кино работали над такими проектами как «Текст» (2020), «Лето» (2018), «Завод» (2018), «Полицейский с Рублевки» и др.

Кинопоказы пройдут во дворе старинной городской усадьбы Тургеневых-Боткиных. С момента своего основания в XVIII веке усадьба была одной из главных культурных точек на карте Москвы. Сюда приезжали Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, А.А. Фет и многие другие творческие люди, которые наполнили стены усадьбы совершенно удивительной атмосферой. Именно в таком пространстве гости увидят работы лучших выпускников Московской школы кино.

Вход свободный, по регистрации
Возрастное ограничение: 18+. 
Общий хронометраж показа – 1 час 40 минут

Для тех, кто переживает о соблюдении социальной дистанции, “Никола-Ленивец” — идеальное место. Самый большой арт-парк Европы площадью 650 гектаров четвертый год подряд принимает уже ставший культовым техно-фестиваль.

“Signal” в этом году ставит рекорды по продажам билетов: вероятно, сказались последствия продолжительного локдауна. После заточения в четырех стенах людям хочется либо на вечеринку, либо на природу — здесь вы найдете и то и другое.

Гостей фестиваля ждет 4 основных танцевальных локации, хотя, по сути, в вашем распоряжении будет вся территория “Никола-Ленивца”. Волонтеры и художники готовят две арены в лесу, которые будут звучать буквально 24/7 — “Möbius” и “Prizma”. 

К сожалению, коронавирус внес свои правки в программу, поэтому в этом году мы не увидим вживую зарубежных хэдлайнеров фестиваля. Однако организаторы трансформировали эту проблему в атмосферный перформанс-диджеи появятся в виде 8-метровых голограмм на главной сцене “Signal” и сыграют для вас свои огненные сеты дистанционно. Вторая неумолкаемая арена – “Möbius”, расположилась на холмах в тени густого леса. Вокруг нее два бара и любимый многими посетителями арт-парка навесной мост, так что даже если устали танцевать, скучать там точно не придется. 

Уйти в отрыв можно будет также на “Акустической поляне”. Эта локация славится особенно хорошим звуком за счет открытого пространства, а если повезет, можно застать здесь туман, который погружает всех в невероятную атмосферу единения музыки и природы. По пути к “Акустической поляне” вы наткнетесь на “Кострище” — это небольшое сооружение топит само себя: дрова для топки достают прямо из стен постройки.

Для ночевки гостям предлагается несколько вариантов размещения — прочные палатки на подиумах, различные домики и хостел. Также вы можете ночевать в своей палатке на территории парка. Мы настоятельно рекомендуем взять с собой средство от комаров или танцевать как можно активнее — второй вариант тоже помогает неплохо.

Полностью раствориться в ритмах электронной музыки можно посмотрев на небо — такого количества звёзд вы никогда не увидите в городе, вид поистине завораживает. Собирайте друзей и отправляйтесь в четырехдневное путешествие по лесам и полям Калужской области: фестиваль пройдет с 20 по 23 августа. Подробную информацию о билетах, хэдлайнерах Signal 2020 и бронировании жилья можно узнать на сайте. Небольшой тизер: выступать будут Shortparis, Mujuice, Kedr Livanskiy и многие другие. Погнали?

Автор: Алла Андреева
Фото предоставлены пресс-службой фестиваля Signal

На Тавриде прошла творческая антишкола кино и анимации, на которой одним из спикеров выступил генеральный продюсер собственного производства MEGOGO.NET Георгий Малков. В этом интервью – ответы на актуальные вопросы, интересные для любого творца в сфере кино.

Одна из больших проблем на сегодня – то, что многие премьеры отложены. Откуда брать новые фильмы, которые стабильно обеспечивали бы просмотры?

Не откуда. Если в марте-апреле этого года все радовались энергичному приросту на всех платформах, то после двух месяцев люди «употребили» все новинки. В нынешней ситуации проблема платформ, которые предоставляют купленный контент, в том, что они вынуждены покупать большие библиотеки, чтобы наращивать присутствие фильмов. Но, по сути, зрителю интересны только новинки. Платформы тратят кучу денег, чтобы покупать тысячи часов, а по-настоящему эффективно работают только несколько сотен фильмов. Так что проблема действительно в том, что кончились новинки. Дефицит продукта – текущая проблема.

Можно подумать, что это благоприятная возможность для творцов как-то продвинуть свои продукты на платформы.

Да, выглядит именно так. Но отсутствие нового продукта на платформах, к сожалению, не даёт возможностей молодым творцам. Они должны реализоваться для старта в социальных сетях. Там для них абсолютно рыночная ситуация, им никто не будет навязывать какой-то формат, они смогут сделать то, что хотят. А зрители в социальных сетях отреагируют – дадут понять понравилось ли им или нет. Платформы всё равно уже сейчас близки к подходу, как у телевизионных каналов. Все говорили о том, что придёт век платформ и будет свобода творчества – оказалось это не так. Платформа, как и ТВ-каналы, тоже навязывает свои форматы, представления о том, что, как им кажется, нужно зрителю. И молодым творцам платформа свободу творчества не позволит – это большой бизнес.

Если к вам пришёл человек со своим кино, оно вам очень понравилось, и Megogo согласилось вложить средства, выкупить права и потратиться на промо. Какое это могло быть кино?

Для того, чтобы ваше присутствие в проекте и потенциальная финансовая модель участия была как можно больше, вы должны как можно лучше проработать проект. Просто принести красивую презентацию-заявку – хорошо, но этого ещё недостаточно. Много классных идей у нас самих рождаются, но непонятно, кто это и как напишет. Для того, чтобы случился «коннект» между нами, лучше прийти с уже написанным проектом, пилотом для сериала или синопсисом для полного метра. Вопрос в том, как реализовать идеи. Это самое важное. Если человек покажет, что он состоятелен и способен довести идею до полной реализации как сценарист или как режиссёр, это увеличивает его шанс на то, чтобы у нас случился творческий союз. И он в этом союзе был бы важным элементом и имел бы достойное вознаграждение.

Но есть жанры и направления в кино, которые считаются коммерчески успешными.

Да. Если мы говорим про полный метр, то здесь ничего не поменялось за последние 15-20 лет. По-прежнему хорошо сделанная комедия имеет лучший потенциал и в прокате, и на платформе, и на ТВ. Это то поле, на котором у нас есть преимущество в конкуренции с Голливудом. Также любая форма романтической, мелодраматической истории. Вопрос в том, что сценарии, условно, фильма «Лёд» или «Красотка» могут показаться на бумаге телемуви для канала «Россия». И поэтому к мелодраме изначально скептически многие относятся. Поэтому вопрос всегда в реализации проекта. Если вы как визионер представляете, как это сделать, то есть большая вероятность того, что мы скажем «да». Жанры вроде фантастики и сложных драм – это поле, на котором эксперименты даются тяжело. Для дебютанта это скорее нет. Мы не решимся. По сериалам нет жёсткого направления, так как нет своей большой экспертизы собственно сделанных сериалов. Поэтому здесь определяющим критерием будет качество идеи и расписанного пилота. Если классная концепция и он классно написан, то всё, поехали.

Где в этой системе коммерчески успешных жанров стоит документальное кино?

На самом деле вопрос правильный. У нас представления о документалке традиционно, как нечто скучное. Но при этом на том же Netflix сериал «Последний танец» про Майкла Джордана и его выступления в «Чикаго Буллз» по мне на уровне драматургии и исполнения держит лучше, чем многие постановочные фильмы. Документальные фильмы должен быть, как постановочное кино. Если есть интересный материал, в котором много найдено и наработано, нужно предварительно расписать сценарный драматургию изложения. Многое в документалистике – просто набор фактов без драматургии. Но если правильно разложить и подать эти факты, то это превратится в эмоциональный продукт. Если подходить к этому так, то это нас вполне может заинтересовать.

Есть на Тавриде участники с идеями проектов, которые вас уже заинтересовали?

Сегодня, например, ребята питчили проект с пятью сериями про разные болезни. На каждую серию они берут селебрити, который страдает определённой болезнью, и в какой-то лёгкой форме рассказывают, что это не приговор. Визуально они собираются это делать в какой-то клипово модной манере. Болезнь превращается из сухой страшной истории больничного листа в эмоциональное состояние –со своими поражениями и победами. И если ребята сделают визуальный тест исполнения этой истории так, как рассказывают, мы точно поучаствуем в этом проекте.

Какие фильмы лучше смотрятся на цифровых платформах, какие – в кинотеатрах?

Вопрос здесь стоит немного по-другому. Есть фильмы, которые изначально имеют больший потенциал оказаться успешным в кинопрокате, а есть фильмы, которые мы бы хотели, чтобы оказались в кино, но этого не случится. Объяснить это просто. Кинотеатральный поход – это некое социальное действие. Либо ты ухаживаешь за девушкой и идёшь на романтическую историю, либо ты идёшь с семьёй, чтобы провести в выходной семейный досуг. И если ты в социальный контекст со своим кино попадаешь, то значит кино случится в прокате. А если нет… Ты можешь сделать кино, как тебе кажется, для всей семьи. Но, если ты думаешь, что если кино понравится папе, потому что ты с папой одного возраста и говоришь на понятную проблематику, то не факт, что оно понравится и его детям. Им понравится чистый аттракцион, который делает Marvel, например. Российским примером по-настоящему семейного кино, которое понравилось и взрослым, и детям, оказался «Последний богатырь». Поэтому вопрос в наших желаниях как продюсеров – это одно. Вопрос того, насколько мы попадаем в этот социальный контекст походов в кино – это другое.

Что бы вы посоветовали нашим участникам форума?

На Тавриду участники приезжают с двумя подходами: кто-то думает – чем больше он покажет много разных идей, тем больше это привлечёт внимание. А кто-то приезжает с одной идеей и её методично продвигает. И та, и другая модель может не дать результатов. У тебя должно быть что-то среднее. Лучше, если будет несколько концепций. Прежде, чем кидаться в плавание и двигаться с идеей, её лучше протестировать. Чаще всего мы руководствуемся ближним кругом. И это неправильно – он, как правило, излишне лоялен. А вот социальные сети дают возможность проверить свою идею, даже если ты проверишь её на небольшом количество чужих людей, опубликовав какой-то свой тизер проекта и получив обратную связь. Это помощь и подспорье для того, чтобы большему кругу потенциальных продюсеров и инвесторов это с большей вероятностью показалось интересным. Главный совет – тестировать и проверять свои концепты, убеждаясь, что они вызывают интерес. Не бегите с сырой идеей к продюсерам. Но и сильно не погружайтесь в проработку, чтобы не было тяжело расставаться с какими-то вещами, когда тебе скажут, что надо что-то отредактировать. Поэтому прежде, чем куда-то углубляться, следует проверить, убедиться в привлекательности проектов и потом их проработать.

Желаю участникам антишколы, чтобы всё то, что они услышали и приобрели, считали, как маленький шажок, который предшествует многим шажкам. Таврида – это не пропуск, а ещё один маленький шаг. Просто у тебя оказалось больше возможностей получить ещё какие-то знания.

Автор: Гаухар Кенесова
Фото обложки: Jakob Owens

C 20 по 23 августа пройдет Signal – фестиваль, уже ставший еще одной неотъемлемой архитектурной достопримечательностью Никола-Ленивца. 4 дня – 4 сцены: только вы, природа и искусство.

Лайнап главной (SIGNAL)  и концертной (MEADOW)  сцен

ЧЕТВЕРГ, 20 августа
MUSIC RESIDENCY: Community Live
SLOWDANCE: Alexey Orlov, Andrey Pushkarev, Anushka, Michael Dop, Symbol, Tagir

ПЯТНИЦА, 21 августа
SIGNAL: Dr. Rubinstein, IFNX, Moa Pillar, Poima, Vladimir Ivkovic
MEADOW: Atariame+Symphocat, Bad Zu, Glushkov&Miroliubov, k1k1, Kedr Livanskiy, Podval Capella
SYSTEM 108: Bejenec, Chronic Preview, Eostra, Errortica, Kovyazin D, Lipelis, Mashkov
ГОСТ ЗВУК: Flaty, Lapti, low808, OL, Vtgnike
MUSIC RESIDENCY: Digital Moss, Igor dyachenko, Petukhina Kristina, Resequence, Поташ

СУББОТА, 22 августа
SIGNAL: Abelle, Bambounou, Blawan, PTU, VTOL, Дельфин (Механический Пес)
MEADOW: Dois Peixes. Klotho, Lucidvox, Marzahn, Mujuice, Sestrica, Shortparis
CLOSER: Bambu, Borys, Shakolin, Timur Basha
RADI MIRA I LUBVI: Amonita, Izhevski, Max Sorokin, Nikola Melnikov, Zakir
POPOFF KITCHEN: Kirill Shapovalov, Raumtester, Roma Ptashenko, Séxstasy
THE VOLKS: Cancelled, D.A.L.I., Denis Korablev, Electric Blue, Gevorg Simonyan, Lisokot, P.R, Sofia Rodina, Stab9, Xan, Zots

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 23 августа
MEADOW: Dvory, Kymatic, Symphocat

Формат главной сцены разрабатывается совместно с Sila Sveta, Union Pro, Deep Sound / Funktion-One — все силы брошены на создание уникального экспириенса для аудитории  фестиваля.

Телемост

В этом году из-за ограничений, возникших из-за распространения коронавирусной инфекции, ряд зарубежных хедлайнеров не доедет до фестиваля, однако организаторы подготовили сюрприз – гости увидят 8-метровую голограмму-телемост с исполнителями, которые выступят перед аудиторией Signal, хотя в этот момент не будут находиться в Никола-Ленивце физически.

Инсталляцию готовит Sila Sveta. Всемирно известная студия ответственна за высокотехнологичные креативные решения для звезд мирового уровня. По их задумке,  «многослойная водная» проекция для Signal 2020 создана, чтобы размыть «грань между digital-искусством и окружающим миром».

Лайнап телемоста
Vladimir Ivkovic
Blawan
Bambounou

Саб-ивенты

Closer, System 108, the Volks, Popoff Kitchen, Radi Mira i Lubvi, ГОСТ ЗВУК, Slowdance — делят между собой сцены Prizma и Mobius в формате фестивальных саб-ивентов. Их создатели готовят собственные программы, сплотившись вокруг идеи собрать на просторах Никола-Ленивца лучшие составы. 

Музыкальная резиденция

Сформирован состав Signal Music Residency 2020. Музыканты уже работают над аудиоконтентом для инсталляции Soundscape (Soundscape – Многоканальная инсталляция, состоящая из 10 рупоров, созданная Иваном Щетининым), которую можно будет услышать и увидеть во время фестиваля на тропе Мебиуса.

20 августа резиденция откроет фестиваль большим 3-х часовым лайвом на сцене Möbius. 21 и 22 августа участники Signal Music Residency 2020 выступят в рамках саб-ивента резиденции на сцене Möbius.

Кураторы:

Состав кураторов резиденции изменился в связи с закрытием границ. В него по-прежнему входят Андрей Антонец (OID) и Антон Минц. Место заявленного ранее Ивана Павлова (СоН) занял Егор Сухарев (Khz). Звукорежиссер: Дмитрий Кортуненков, Moscow Music School.

Арт-объекты

Гаврилин Денис — Троп / Junction. Объект-метафора, эстетизирующий путь как культурный концепт.

Елизавета Трудова — Кострище / Shelter. Павильон-убежище, стены которого служат материалом для растопки костра. 

Мастерская Валентина Филиппова — Она Выпускает Пар / Eco. Инсталляция-высказывание на экологическую тему.

Tonoptik — Instinkt / Media. Интерактивная инсталляция, использующая возможности искусственного интеллекта.

Мельников Вильгений — Внутри Своей Руки / Landscape. Интерактивная ландшафтная инсталляция, экспериментальная скульптура.

Как добраться?

НА МАШИНЕ

Используйте подходящие тарифные опции каршеринговых компаний. Для составления маршрута выберите локацию арт-парк Никола-Ленивец. При въезде на территорию парка ориентируйтесь по указателям. 

Координаты: 54.746904, 35.641479
Расстояние до ближайшей заправки: 20 км.

Инструкция. По Киевскому шоссе ~170 км от МКАД до поста ДПС у развязки с большим указателем «Калуга» — далее два варианта: ехать направо по трассе А-130 на Медынь или продолжить движение прямо через платный участок трассы Е-101 (стоимость проезда: 130 рублей). Не доезжая несколько метров до деревни Звизжи, поворот направо на грунтовую дорогу. 

ПАРКОВКА

Стоимость аренды парковочного места на все время фестиваля — 1500 рублей (P1 — основная, рядом с жилым кластером), 1000 рублей (P2 — бюджетная, вблизи фестивального кластера), 3000 рублей (парковка автодома — вблизи кафе Угра).

АВТОБУС SIGNAL
Организовано движение рейсовых автобусов из Москвы (от м.Тропарево) и обратно по следующему расписанию (время в пути 4 часа):

Москва — Signal
20 августа, отправление в 11:00
20 августа, отправление в 15:00
21 августа, отправление в 11:00
21 августа, отправление в 15:00

Signal — Москва
23 августа, отправление в 13:00
23 августа, отправление в 20:00
24 августа, отправление в 11:00
24 августа, отправление в 11:00

Стоимость билета в одну сторону: 1000 рублей 

ЭЛЕКТРОПОЕЗД
Экспресс от Киевского вокзала до станции Малоярославец. Далее на такси до Никола-Ленивца. Электропоезд не зависит от пробок: время в пути до Малоярославца менее 2 часов — однако стоимость и наличие такси до Никола-Ленивца прогнозировать сложно. Билеты приобретайте на сайте rzd.ru.

ТАКСИ
Стоимость от 4000 до 6000 рублей (время в пути 3-4,5 часа).

БИЛЕТЫ НА ФЕСТИВАЛЬ
Приобрести билеты на фестиваль можно на сайте signal.live.

Для тех, кто только недавно включился в события, происходящие в Беларуси, мы подготовили короткий рассказ, который поможет разобраться в ситуации и её предпосылках.

9 августа в Республике Беларусь прошли шестые выборы президента, по итогам которых по предварительным данным (данные ЦИК) Александр Лукашенко одержал победу, набрав более 80% голосов. Оппозиционные силы в лице объеденных штабов Цепкало, Бабарико и Тихановской настаивают на уверенной победе оппонента Лукашенко Светланы Тихановской

После оглашения результатов выборов на улицах страны начались митинги недовольных результатами голосования. Граждане Беларуси четвертый день подряд выходят на площади городов с требованиями признать Тихановскую победителем, отпустить политзаключенных и организовать честные выборы с допуском всех кандидатов. 

Предыстория

После задержаний основных соперников Александра Лукашенко на предстоящих выборах Виктора Бабарико, Сергея Тихановского и отъезда из страны незарегистрированного кандидата Виктора Цепкало единственным реальным оппонентом действующего президента стала Светлана Тихановская, жена блогера Сергея Тихановского. Ее кандидатуру поддержали штабы Бабарико и Цепкало. Три женщины – Светлана Тихановская, Вероника Цепкало (жена Виктора Цепкало) и Мария Колесникова (координатор штаба Бабарико – стали символом перемен. 

Belaurs Minsk Veranstaltung von Swetlana Tichanowskaja, Oppositionskandidatin

Протесты

9 августа

В день голосования 9 августа на участках выстраивались километровые очереди желающих проголосовать граждан. После закрытия участков в 20:00 далеко не все пришедшие на выборы успели отдать свой голос. В это же время по всей стране начались проблемы с интернетом. Мобильный интернет, мессенджеры, а также сайты крупных СМИ работали с затруднениями. 

После объявления данных официальных экзитполов с информацией о подавляющим преимуществе действующего президента по всей стране начались активные протесты. 

Люди собирались большими группами в центрах городов выражая мирный протест против официальных результатов выборов. Протестующие столкнулись с силовым противодействием со стороны органов правопорядка. Омон и милиция использовали водометы, резиновые пули и светошумовые гранаты. Граждане пытались строить баррикады из мусорных баков и металлических ограждений, но они быстро разрушались специальной техникой. Сотрудники ОМОНа задерживали протестующих и избивали дубинками, в отделения милиции забирали даже журналистов из России. 

В центре Минска на улице Немига автозак въехал в толпу людей.  В результате столкновений было много пострадавших, раненых. Протесты прошли по всей стране. 10-го числа МВД сообщило о 33 городах и 3 тыс. задержанных.   

Татьяна Зенькович / EPA / Scanpix / LETA

10 августа

В понедельник вечером активные протесты продолжились. Тысячи людей вышли в центр Минска и других городов. Граждане выходили на проезжую часть, машины перекрывали движение технике. МВД сообщило о первом погибшем, который пытался бросить взрывное устройство в силовиков. Очевидцы опровергают эту версию событий. 

Лукашенко заявил об иностранном влиянии на протестующих и назвал их овцами, которыми управляют кукловоды.

Светлана Тихановская отправилась в ЦИК, чтобы подать жалобу на результаты выборов. После трехчасовой беседы наедине с неустановленными лицами Тихановская уехала, сообщив, что она приняла решение отказаться от борьбы.  

11 августа

Утром во вторник Светлана Тихановская выпустила видео, где она призывает белорусов не выходить на улицы и соблюдать закон – текст она читала по бумажке. Перед этим вышло еще одно видео, где она объяснила, почему решила уехать из страны.  

Вечером того же дня люди вновь вышли на площади Беларуси. Силовики ответили задержаниями и массовыми избиениями граждан. 

В очередной раз омоновцы пытались оказывать давление на журналистов.

Вероника Цепкало выступила с обращением к Тихановской, где еще раз указала на то, что именно Светлана является легитимным президентом. Она также попросила силовиков остановить геноцид против своего народа и прекратить избивать мирных митингующих. 

Люди подчёркиваю мирный характер своих действий — у них фонарики на телефонах, флаги и цветы, в руках силовиков — дубинки, гранаты и электрошокеры.

Витебский Курьер news - Новости Витебска и Витебской области ...
Источник фото: https://vkurier.info/
В белом и с цветами. Женщины выходят на пикет, чтобы высказаться ...
Источник фото: https://belsat.eu/

12 августа 

Утром в столице заработал интернет. До этого момента основным источником информации о протестах являлся телеграм канал NEXTA Live, который уже набрал 1,5 миллиона подписчиков. 

Лукашенко сообщил, что в основном в протестах участвуют «люди с криминальным прошлым и сегодня безработные».

Народный артист СССР, скрипач и дирижёр Владимир Спиваков заявил, что после разгона силовиками акций протеста в Беларуси вынужден отказаться от белорусской государственной награды, ордена Франциска Скорины, вручённого ему в 2014 году президентом Александром Лукашенко.

Глава МВД Беларуси поручил подчиненным не трогать журналистов на акциях протеста.

Мария Колесникова обратилась к власти с просьбой остановить насилие и прислушаться к воле народа. 

После полудня в Минске, а затем в других городах люди (преимущественно женщины) начали собираться в цепи солидарности с репрессированными.

На вечер в стране планировалась блокировка всех дорог со стороны протестующих, некоторые дороги были успешно заблокированы. 

Протестующие не собираются прекращать собираться на мирные шествия, несмотря на агрессивную реакцию со стороны государственных силовых структур. Мы будем следить за событиями и надеяться, что жестокость в отношении тех, кто сейчас находится н на территории Беларуси закончится как можно скорее, а справедливость и здравый смысл возьмут верх над бесчеловечностью и насилием.

Автор: Марат Уметов
Фото обложки: Василий Федосенко / Reuters, фото сделано на акции протеста после дня выборов в Беларуси, Минск, 9 августа 2020 года

Много веков женщина была в подчиненном положении, подвергалась разного рода насилию и не имела возможности влиять на свою судьбу. Как далеко общество шагнуло в XXI веке? Группа ученых из Мадрида провела эксперимент, по результатам которого становится ясно, что на сегодняшний день проблема насилия все еще стоит очень остро и женщина до сих пор не может чувствовать себя защищенной. 

В качестве исследования была смоделирована обычная ситуация: симпатичная брюнетка, одетая в платье длиной выше колена и с небольшим декольте, стоит на улице совершенно одна. Время на часах совсем не позднее — всего лишь 17:30. Спустя несколько минут мужчины начинают активно обращать на неё своё внимание. Когда к ней подходит группа незнакомцев, она отвечает, что её телефон разряжен, а она выпила лишнего. Девушка просит помочь ей найти друзей, но мужчины заинтересованы только в том, чтобы помочь ей выпить еще больше. “Ты выпила недостаточно”, — заявляет один из них. Следующий мужчина, подошедший к ней в ходе исследования, настойчиво предлагает пойти в гостиницу под предлогом того, что ей надо “зарядить телефон”. Ещё один интересуется, замужем ли она. Всё это время происходящее снимают на скрытую камеру работники реабилитационной клиники Centro Europeo Neurosalus.

Очень скоро ситуация выходит из под контроля. В какой-то момент один из мужчин, невольно ставших участниками социального эксперимента, прижимает женщину к стене и несколько раз пытается поцеловать её. Во время разговора он кладет свои руки ей на бедра и пытается отвести незнакомку в сторону. К счастью, один из встревоженных коллег подставной актрисы вовремя вмешивается, чтобы защитить её от “хищника”. 

Однако мужчина даже не собирается легко бросать свою добычу: он крепко держит её за руку и пытается убедить одного из организаторов эксперимента, что женщина его клиентка и они знакомы. Наконец, команде удается освободить актрису и увести её в безопасное место. На последних кадрах видео запечатлен раздраженный неудачей мужчина.

В конце съёмки режиссер клипа заключает: “Большинство из вас, вероятно, удивлены, некоторые из вас испытывают также отвращение, и, возможно, вы думаете, что мы вырезали какие-то сцены, чтобы показать самое мерзкое, но мы не пытались обмануть вас. Эти ситуации, полные хамства и физического насилия, обычны. Самое большое разочарование в том, что у нас не было необходимости редактировать видео.”

Действительно удручающим является тот факт, что большинство мужчин в этой ситуации восприняли женщину как сексуальный объект вне зависимости от её желания и личного комфорта. Женщина была вынуждена постоянно быть начеку, чтобы отбиваться от нападок и хамства заинтересовавшихся её персоной мужчин, не говоря уже о разного рода домогательствах. Стоит отметить, что эксперимент проводился в людном месте и это являлось сдерживающим фактором, поэтому некоторые мужчины настойчиво предлагали девушке пройти с ними в более уединённое место. 

В обществе до сих пор легко оправдывается нарушение личных границ другого человека без его прямого согласия, особенно ярко это проявляется во взаимодействии мужчин и женщин. К сожалению, для нас это не является чем-то удивительным и воспринимается скорее как данность. Однако такая социальная модель ставит девушку в положение жертвы, где бы она ни находилась. 

Насилие в адрес женщин всё ещё идет с нами бок о бок. Правда оно замаскировано чуть лучше, чем в средневековые времена, и часто происходит “за закрытыми дверями”. В докладе 2020 года Левада-центр утверждает, что “более четверти россиян знают о случаях насилия над женщинами со стороны их супруга (или партнера)”, а в исследовании СМИ “Медиазона” и “Новая газета” обнаружилось, что “91% женщин, осуждённых за превышение самообороны, защищались от своих партнеров или других родственников-мужчин. Мужчины, осуждённые по такой же статье, защищались от партнерш всего в 3% случаев.”

Все мы знаем громкие случаи насилия над женщинами, такие как дела Маргариты Грачевой и сестёр Хачатурян, но о «мелких» ежедневных ситуациях принято молчать, тем самым занижая реальную статистику случаев насилия. Часто женщины сами принимают правила игры, потому что боятся непонимания и осуждения со стороны родных, друзей или коллег. Но не стоит забывать, что насилие прячется под разными масками: существуют психологическое и финансовое насилие, которые часто перерастают в более тяжелые — физическое и сексуальное. Однако все эти виды являются калечащими для психики человека, который, как правило, становится заложником ситуации. 

Как утверждает Всемирная организация здравоохранения: «Насилие — это самое часто встречающееся нарушение прав человека, о котором в то же время реже всего сообщают». Также по данным ВОЗ «Каждая третья женщина в мире подвергается физическому или сексуальному насилию». Приведенный в этой статье социальный эксперимент ученых из Мадрида — лишний повод напомнить, как важно говорить о насилии вслух, тем самым формируя правильную информационную повестку и меняя отношение общества к этой проблеме. Прочитать наши другие материалы о насилии можно здесь и здесь

Также мы публикуем список активистов и организаций, к которым можно обратиться за помощью, если вы или ваши знакомые подвергаются насилию со стороны партнера: общественная организация Насилию.нет, центр «АННА», сеть взаимопомощи женщинам #ТыНеОдна, общественный деятель Алёна Попова, активистка Дарья Серенко. Не только насилие порождает насилие, но и замалчивание насилия ведёт к его повсеместному распространению, а безнаказанность зачастую оборачивается катастрофами.

Автор: Алла Андреева
Фото обложки: Melanie Wasser

Все мы когда-либо сталкивались с этим: в голову приходит потрясающая идея, но, немного поразмыслив или же поделившись ею с друзьями, оказывается, что что-то подобное уже было придумано до нас. Режиссер голливудского блокбастера или автор философского трактата уже какое-то время назад облек все это в захватывающие кадры или витиеватые фразы, а мы и не знали. Или знали, но забыли. 

Умение работать с историческим бэкграундом — вот, что действительно важно в современном мире, а особенно при создании своего проекта. Мы уже писали про форум “Таврида” и о том, что молодым художникам и кураторам необходимо развивать soft skills, но кроме гибких навыков неплохо было бы освоить и теоретическую базу — курс с довольно фундаментальным названием “Философия и искусство” и курс под более игривым названием “Детский постмодерн”. Об этом мы поговорили с преподавателем Алёной Дятко, философом-эстетиком и специалистом в области концептуализации в сфере искусства и архитектуры, которая рассказала нам, чему не учат в художественных вузах, а также дала совет, как не потеряться в обилии философских идей и текстов. 

Итак, мы оказываемся на самом последнем занятии, посвящённом Вальтеру Беньямину. Обычный курс истории постмодерна скорее бы открылся этим именем, ведь немецкий философ и теоретик культуры Беньямин считается предтечей постмодернизма, то есть с него все началось. Но здесь у каждого эксперта свой особый подход. Во время лекции Алена приводит примеры из разных сфер искусства, для наглядности демонстрирует кадры из советской киноклассики, проводит множество параллелей и буквально объясняет на пальцах непростые концепции и идеи, за что закономерно получает аплодисменты от всей аудитории в конце.

На что направлен курс философии и искусства?

Курс “Детский постмодерн” направлен на теоретическую подпитку художников практиков для дальнейшего вдохновения и возможности ориентироваться в сложном текстовом мире постмодерна, который, к сожалению, никак не проясняется в академических заведениях. Существует проблема у художников-практиков с тем, что курсы, прочитанные по философии, которые якобы должны способствовать развитию у человека какой-то базы, читаются плохо, либо ребята на них не ходят из-за скуки. Формат курса был выбран будто бы для детей, чтобы просто и неформально подойти к этому моменту. 

Кроме того, одна из моих целей — дать ту литературу, те источники, которые ребята впоследствии смогут использовать, чтобы ориентироваться в теме и знать, что было придумано уже до них, а что не было. Ведь информация из интернета, например, — это информация без вектора поиска. Я же отвечаю за академическую наполненность.

Постмодерн был выбран как наиболее сложный для понимания период в истории философии?

Постмодерн был выбран как наиболее актуальный, мне кажется. В России он еще не осмыслен до конца. Несмотря на то, что почти все авторы постмодерна писали до 90-го года, у нас они были запрещены. Соответственно все 90-ые их переводили, и только сейчас начинается активное осмысление. То есть у нас есть задержка в этом смысле.

Вальтер Беньямин

В чем преимущество того, что вы рассказываете о философах в антипорядке — от младшего к старшему?

Это солидарность с концепцией антишколы. Но ещё, когда мы говорим от последнего, когда идем с конца, мы лучше представляем, что происходит. Нам ближе то, что сейчас. Так, если мы знаем современность и хоть как-то ее понимаем, у нас есть свои коннотации с ней. Поставь Беньямина первым, надо было рассказывать про него намного больше. Это было бы просто тяжелее с точки зрения восприятия.

Алена Дятко, философ-эстетик, преподаватель МХАТ им. Горького, специалист в области концептуализации в сфере искусства и архитектуры

Можете привести примеры современных российских художников, которые, по вашему мнению, хорошо работают с этим философским и историческим контекстом?

Например, Филиппов. У него есть невероятная инсталляция. В обществе ходили тогда разнородные мнения с точки зрения политики на этот счёт, но все признали его имперскую инсталляцию с тайной вечери под стенами кремля одной из самых лучших. (Андрей Филиппов — российский живописец, график, автор объектов и инсталляций. Имеется в виду его работа  «Тайная вечеря», представляющая собой стол, покрытый красной скатертью, на котором стоят 13 тарелок с серпом и молотом вместо ножа и вилки — прим. ред.) Она очень крутая, обязательно посмотрите. Филиппов работает с историческим и философским бэкграундом. Вот он, наверно, один из немногих, кого можно назвать.

Андрей Филиппов. “Тайная вечеря”, 2016. Источник: erarta.com

Алена подытоживает: “Важно понимать, что все уже было до нас. Если вы знаете историю, то намного проще донести что-то, а в постмодерне одним из главных понятием является историзм, цитатность и ирония. Многие это интуитивно чувствуют, но не осмысляют. Когда же человек осмысляет, конечный продукт становится наиболее понятен для реципиентов”.

Автор: Злата Лиман
Фото по тексту предоставлены пресс-службой арт кластера «Таврида»
Обложка: Йозеф Бойс, Сибирская симфония, 1963

Человек существо социальное: почти каждый день мы обмениваемся информацией с родственниками, друзьями и коллегами по работе. Однако внутри нас существует невидимая, но абсолютно четкая линия, которую нельзя переступать посторонним. Другими словами — закрытая наглухо дверь, за которой спрятаны наши воспоминания, сокровенные желания и страхи. Совместный проект We see items и White Room Foundation открывает эту дверь, чтобы исследовать границы личного и публичного в контексте выставки современного искусства. 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Кураторский коллектив @weseeitems приглашает Вас на презентацию выставочного проекта “the rooms 2.0” в White Room Foundation 1 августа в 19:00, где Вам подробно расскажут о проекте! ⠀ The rooms — это масштабный арт-проект, в рамках которого приглашённые кураторы организуют выставки в жилых пространствах. Проект направлен на исследование границ личного и публичного в современном искусстве: мы наблюдаем за трансформацией жилых квартир в экспозиционные площадки и взаимодействием владельцев пространств c кураторами и художниками. ⠀ В этом году проект пройдет второй раз и представит работы более 35 художников на 5 выставках под кураторством Александры Пучковой, Анастасией Челадзе, Анны Ламоновой, Дмитрия Селина, Арины Фрутовой и Зинаиды Рыковой. На презентации проекта 1 августа каждый куратор подробно расскажет о собственной выставке и представит артефакты, передающие атмосферу ее экспозиционного пространства. ⠀ Также, на открытии будут представлены «артефакты» из всех 5 rooms, которые помогут раскрыть атмосферу квартир, участвующих в проекте. @midcenturyparadise создадут ощущение присутствия в жилом пространстве на открытии. ⠀ Поддержать проект можно купив брелки (владельцам которых мы высылаем всю информацию и помогаем ориентироваться в расписании выставок), но вход на выставки будет по фри-донейшну, который вы оставляете на свое усмотрение. ⠀ Вход на открытие свободный @white_room_foundation Подкопаевский переулок, д. 4, стр. 7 (берите с собой маски, чтобы обеспечить себе безопасность) _ Артефакт (лат. artefactum от arte — искусственно + factus — сделанный) в обычном понимании — любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности. ⠀ #whiteroomfoundation #exhibition #contemporaryart #conceptualart

Публикация от White Room (@white_room_foundation)

Ежегодная выставка the rooms 2.0 проходит в жилых квартирах. Художники трансформируют личные пространства в арт-площадки, каждая из которых имеет собственную концепцию в рамках проекта. В этом году проект включает в себя 5 разных комнат (квартир), в которые можно попасть оставив пожертвование организаторам. Мы уже побывали на открытии выставки room 2, площадку для которой предоставили ребята из творческого объединения M&TАП, и хотим поделиться с вами фото необычной и цепляющей скульптуры Анастасии Праховой.

“Опыт тактильных ощущений, как основная часть повседневной человеческой жизни, может содержать в себе сильную эмоциональную нагрузку, став неприятным и травмирующим в нашей памяти. Фрагментированное тело на матрасе может ассоциироваться с разными вещами. Я говорю про что-то свое, но я никогда не диктую вьюеру, что конкретно он должен здесь увидеть”, — объясняет Анастасия.

OBJECT20_PRTs_complex_03
Композиция OBJECT20_PRTs_complex_03, фото предоставлено Анастасией Праховой и digital-журналом “Объединение”

В моем видении это похоже на шибари, когда боль и приятные ощущения соединяются в одном. Я пыталась воссоздать эффект мягкого реального тела. Гипс — единственный материал, который позволил это выразить. С помощью гипса удалось сохранить момент напряжения, когда сжимаешь массу рукой. Эта работа для меня — попытка вызвать эмоции и воспоминания у другого человека Анастасия Прахова

Увидеть работы других художников и скульпторов вы сможете на открытии следующих двух локаций проекта. Выставка room 4, которая будет открыта для посетителей с 11 по 13 августа, расскажет о постапокалиптическом мире. Концепция room 5 — исследование чувства «дома» как одновременно чего-то желанного и гнетуще-обременительного. Room 5 ждет вас в гости с 14 по 16 августа. Подробнее о проекте the rooms 2.0 по ссылке и в instagram-аккаунтах Weseeitems и White_room_foundation.

Автор: Алла Андреева
Фото обложки: проект PRTs series Анастасии Праховой

8 августа в Blanc пройдет 5-я, юбилейная, вечеринка «Радуга»

Вечер начнется во дворе в 18.00 с выступления Дениса Курченко, продолжится сетом Марка Щедрина, и завершится — триумфальным возвращением Лёни Липелиса.

В 23.00 уличный танцпол стихнет и продолжить танцы можно будет в большом зале зеленого оазиса на Хохловке. Здесь за пульт встанут: Никита Молчанов, Сергей и Саша Липские, Артём Крючков и повзрослевший Женя Машков.

Оформлением главного танцпола занимается команда Freak Fabrique, а изюминкой антуража станет выставка «Ясный сон» художницы Алины Виноградовой, работы которой оживут в ночи. Она же создала афишу для 5-й «Радуги».

Далее, с полуночи, откроется еще одна комната. Доминировать здесь будет body music, а играть — главные на местности адепты жанра — резиденты Popoff Kitchen Кирилл Шаповалов и Séxstasy. Компанию ребятам составит Дмитрий Ковязин.

Лайнап:
Denis Kurchenko
Chronic Preview
El
Kirill Shapovalov
Kovyazin D
Lipelis
Mark Schedrin
Mashkov
Séxstasy
Simple Symmetry

Вход: FC/DC, до 23.00 – 1000 руб., после 23.00 – 1500 руб.
Время: 8–9 августа, 18.00–6.00
Адрес: Blanc, Хохловский переулок, 7с5