На прошлой неделе в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась выставка «Искусство жить. Интерьер бюргерского дома в Голландии эпохи расцвета», которая будет идти по 10-е ноября 2017-го года. Отличительная особенность экспозиции – присутствие в одном пространстве предметов как живописного, так и декоративно-прикладного искусства.

Эпохой расцвета в истории голландской живописи принято называть XVII-й век. Именно тогда, в эпоху экономического и культурного подъёма, последовавшего за обретением независимости от Испании и усилением национального самосознания, в Голландии формируются основные центры живописи, сообщества художников, разделяющих общие эстетические принципы. К середине века профессия живописца стала одной из самых популярных в Голландии. Художественные произведения получили настолько широкое распространение, что проникли не только в круги знати, но и в дома к бюргерам, ремесленникам и зажиточным крестьянам. Искусство переставало быть элитарным: стены комнат обычных горожан могли быть украшены произведениями искусства.

На фоне роста национального самосознания образ дома в культуре того времени становится важен как для отдельных граждан, так и для целого государства, именно поэтому основной фокус в кураторской концепции при подготовке выставки был сделан на передаче атмосферы жилого пространства. Кроме того, XVII-й век в голландской живописи – это ещё и время роста интереса к групповым портретам, которые оказываются вписанными в пресловутые интерьеры.

Питер Янсен Элинги, «Комната в голландском доме»

На выставке можно увидеть как произведения из российских музейных и частных коллекций, так и картины из Музея изящных искусств Будапешта и Музея Додрехта. В экспозиции представлены работы Питера де Хоха, художника, которого называют поэтом интерьера, отображающего спокойное, неторопливое течение жизни, Габриэля Метсю, мастера изображения фактур предметов и тканей, Франса ван Мириса Старшего, Корнелиса де Мана, Николаса Маса, Питера Янсена Элинги.

Что же касается предметов декоративно-прикладного искусства, то на выставке представлены как разнообразные вазы, кубки, бокалы и кувшины – как, например, рётер, который можно сравнить с изображённым на картине – так и панно из изразцов, обувь, восточный ковёр и даже шкаф.

Мебель, в соответствии с протестантской этикой, была важным показателем состоятельности семьи. По дорогим персидским коврам не ходили: их берегли и накрывали ими столы. Простой же и массивный шкаф должен был присутствовать в каждом кабинете: это было символом успеха, богатства и комфорта. Большое пространство стен занимали окна: хоть в Голландии в то время было и не особенно холодно, но солнечные дни были редки и в помещениях ценился свет.

Установление независимой государственности, наряду с Эпохой Великих географических открытий, привело к росту интереса к картографии. Карты, как и картины, висели на стенах в каждом состоятельном доме.

Декоративно-прикладное искусство в Голландии пошло особым путём – если в других европейских странах в это время ставился акцент на декорирование общественных сооружений и домов знати и богачей, то здесь убранство было более демократическим, упор шёл на создание камерной уютной атмосферы в домах бюргеров среднего достатка. Представленные на экспозиции предметы балансируют между сдержанностью и роскошью, создавая для зрителя дополнительный слой реальности. Мы получаем возможность заглянуть в пространство бюргерского дома на картинах, в то время как и сами отчасти находимся в пространстве бюргерского дома в окружении предметов интерьера.

Продолжить же погружение в эпоху можно на постоянной экспозиции ГМИИ: в 11-м зале посетителей всегда ждут работы «малых голландцев».

Автор: Мария Дубовская

Фото: Наталья Белова

 

Использованная литература:

Ротенберг Е. Искусство Голландии XVII-го века, М. 1971.
Киселёв А. Шедевры мировой живописи, М. 2008.
Випер Б. Введение в историческое изучение искусства, М. 1985.[:]

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.