Автор

THE WALL

[:ru]

С 24 марта по 27 апреля театрал, а также любой неравнодушный к театру человек в рамках цикла семинаров сможет познакомиться с другой стороной театрального  процесса — театральной критикой. Организаторами еженедельных семинаров выступают Ассоциация театральных критиков, Ассоциация музыкальных критиков и Институт театра. Цикл посвящен месту театрального критика в современном театральном процессе. Спикерами цикла стали эксперты, известные не только в театральной среде. Уже успели выступить: Павел Руднев, Алена Карась, Роман Должанский, Анна Ильдатова, Глеб Ситковский, Марина Давыдова, Антон Флёров, Юлия Бедерова и Илья Кухаренко. Семинары открыты для всех желающих и обычно проводятся в дневное время, чтобы вечером участники смогли попасть на спектакли фестиваля «Золотая маска», который проводится в Москве в двадцать второй раз.

Ассоциация театральных критиков, выступившая в качестве одного из организаторов, была создана в декабре 2015 года как независимое экспертное сообщество, объединяющее в себе театральных критиков со всей России. Члены ассоциации замечают, что в современном культурном пространстве наблюдается расслоение информации и любое мнение имеет право на существование. В такой обстановке одной из целей своей деятельности объединение ставит сохранение института профессиональной экспертизы в культурном пространстве. В рамках реализации этой цели был организован цикл семинаров, на одном из которых побывал корреспондент THE WALL и побеседовал с гостями.

Пятый семинар из цикла прошел в Электротеатре «Станиславский» и был посвящен профессиональной театральной прессе и современным форматам театральной критики. Модератором выступила Ольга Федянина. Формат семинара был свободный, гости могли открыто беседовать с экспертами и участвовать в дискуссии. В качестве спикеров на семинаре выступили Мария Хализева, автор газеты о театре и кино «Экран и сцена» и автор старейшего из ныне существующих журналов о сценическом искусстве «Театр» Олег Зинцов.

«В 90-е годы ХХ века и 2000-е годы в России была ситуация, когда интеллектуальная публика считала, что театр — это нафталин, и вообще туда не ходила»

Олег Зинцов: «За последние 10-15 лет медиа-пространство значительно изменилось, писать стали все, сначала в блогах, потом — в социальных сетях, таким образом появилась неспециализированная пресса. Современный критик пытается нащупать современного зрителя, привлечь нетеатральную аудиторию, показать, что театр интересен. В 90-е годы ХХ века и 2000-е годы в России была ситуация, когда интеллектуальная публика считала, что театр — это нафталин, и вообще туда не ходила. Люди пишущие, рефлексирующие на тему культурной жизни, игнорировали театр. Не было интеллектуальной моды на театр. В конце 2000-х годов в театре стали происходить любопытные вещи, которым не учили в театральных вузах,  они требовали совершенно иного контекста знаний — знаний современного искусства и философии. Поэтому сейчас журнал «Театр» не только о театре, он в целом о культурном контексте. Узкоспециализированная театральная пресса сейчас неэффективна, потому что она замыкается обслуживанием конкретного театра — каждый театр хочет увидеть рецензию на свой спектакль, и этим театральный процесс заканчивается. А театральный критик все-таки выступает неким медиатором между зрителем и самим театром, я верю в прогресс в искусстве и в театре, в частности. Уникальность именно сегодняшней театральной прессы в том, что она разноплановая, может включать все и при этом оставаться целостной».

Мария Хализева: «Узкоспециализированные журналы — редкость, их попрекают тем, что они не хотят идти в ногу со временем, но даже и они часто работают на стыке жанров кино и театра».

Ольга Федянина: «Профессиональная театральная пресса — это не та рецензия, которая выходит на следующий день, не ежедневная лента новостей, не ежедневный событийный контекст. Профессиональная театральная пресса — это портрет театральной жизни, вынутый из контекста социального и политического, глубокий анализ, выражаемый в различных жанрах — портрет режиссера, портрет актера, итоги сезона и другое»

В конце встречи нам удалось задать пару вопросов Олегу и Марии.

Есть точка зрения, что современный постдраматический театр (театр, появившийся в конце 70-х годов ХХ века, о котором пишет Ханс-Тис Леман, — прим. автора) не требует режиссера, актера, сцены, а в некотором смысле даже зрителя. Как вы считаете, насколько справедлива данная концепция, какое место в постдраматическом театре занимает театральный критик? 

Мария Хализева: Постдраматический? Театрального критика он точно не требует (смеются).

Олег Зинцов: Нет-нет, ну, если говорить серьезно, постдраматический театр может быть каким угодно, это просто термин, обозначение ситуации, его формы очень многообразны. Он может быть и без профессиональных актеров, и без специального здания. Он другой, но только по отношению к традиционному драматическому театру. Он требует критики даже больше, потому что его нужно объяснять. Постдраматический театр попадает в ту же ситуацию, в какую сто лет назад попало искусство, — оно перестало хотеть быть понятным. Есть классическая работа Ортега-И-Гассета «Дегуманизация искусства», которая посвящена этой проблеме. Но, конечно, в любом случае медиатор между театром и зрителем необходим, и еще больше необходима рефлексия самому театру, ведь театральная критика выступает неким «зеркалом» театра. Нужен ответ, потому что его не существует, и ответ этому искусству нужен даже больше, чем искусству традиционному. Постдраматический театр — искусство, которое существует в диалоге, его нет в вакууме. Идея в том, что мы делаем это [искусство] сейчас и сейчас с вами разговариваем. Суть в этом»

Вернемся к профессии театрального критика. На семинаре Вы упомянули, что только единицы могут писать и писать хорошо… 

Олег Зинцов: Ну, это всегда так было.

А как же отличить профессионального театрального критика от критика-дилетанта? Где та квалифицирующая грань? Как понять, что даваемая оценка профессиональна?

Олег Зинцов: Мне кажется, неправильно говорить об оценке. Оценка театра — это последнее, что мне интересно. Мне важен анализ. Он либо есть, либо его нет. Довольно часто бывает так, что получаешь текст и не обнаруживаешь там мысли. Это беда, потому что текст, который написан не очень хорошо, можно переписать. А тот, в котором нет мысли, переписать нельзя, его можно только выкинуть. Или придумать мысль самому и туда ее вставить, но это уже неправильный редакторский подход.

Правильно ли я понимаю, что оценка профессионализма критика будет субъективной? 

Олег Зинцов: Нет, оценка не может быть субъективной, она совершенно объективна. Профессионал чем отличается? Он отличается тем, что попросту больше знает, у него есть контекст. Он не пришел с улицы и не увидел нечто впервые и получил от этого какие угодно впечатления — понравилось или не понравилось, вызвало смех или слезы, захотелось ли выключить свет. Нет, он пришел, зная, как механизм работает, понимая, как его встраивать, на какую полочку класть, рядом с чем.

А сообщества театральных критиков? Зачем, на Ваш взгляд, они нужны? 

Олег Зинцов: Ассоциация театральных критиков — это в буквальном смысле профсоюзная организация. Театральный критик — социально незащищенная профессия, задача объединений — помогать в случае, когда требуется коллективная поддержка, сплотить профессиональное сообщество. Но, конечно, такие сообщества экспертные, это критерий объединения.

Олег, спасибо Вам большое за интересную беседу и уделенное время!

В цикле осталось еще два семинара, на которые можно попасть. 20 апреля пройдет семинар «Критик между современным танцем и классическим балетом» при участии Анны Гордеевой и Лейлы Гучмазовой, а 27 апреля — «Театральный критик как драматург. Можно ли удержаться с «двух сторон прилавка»? при участии Ольги Федяниной, Ильи Кухаренко, Елизаветы Спиваковской. О месте проведения и деталях можно уточнить на странице Ольги Федяниной в Facebook.

Текст: Гульнура Каримова

Фото: Антон Андриенко

[:en]

С 24 марта по 27 апреля театрал, а также любой, не равнодушный к театру, в рамках цикла семинаров сможет познакомиться с другой стороной театрального  процесса — театральной критикой. Организаторами еженедельных семинаров выступает Ассоциация театральных критиков, Ассоциация музыкальных критиков и Институт театра. Цикл посвящен месту театрального критика в современном театральном процессе. Спикерами цикла стали эксперты, известные не только в театральной среде. Уже успели выступить: Павел Руднев, Алена Карась, Роман Должанский, Анна Ильдатова, Глеб Ситковский, Марина Давыдова, Антон Флёров, Юлия Бедерова и Илья Кухаренко. Семинары открыты для любых желающих и обычно проводятся в дневное время, чтобы вечером участники смогли попасть на спектакли Фестиваля «Золотая маска» , который проводится в Москве в двадцать второй раз.

Ассоциация театральных критиков, выступившая в качестве одного из организаторов, была создана в декабре 2015 года как независимое экспертное сообщество, объединяющее в себе театральных критиков со всей России. Члены ассоциации замечают, что в современном культурном пространстве наблюдается расслоение информации, и любое мнение имеет право на существование. В такой обстановке одной из целей своей деятельности объединение ставит сохранение института профессиональной экспертизы в культурном пространстве. В рамках реализации этой цели был организован цикл семинаров, на одном из которых побывал корреспондент THE WALL и побеседовал с гостями.

Пятый семинар из цикла прошел в Электротеатре «Станиславский» и был посвящен профессиональной театральной прессе и современным форматам театральной критики. Модератором выступила Ольга Федянина. Формат семинара был свободный, гости могли открыто беседовать с экспертами и участвовать в дискуссии. В качестве спикеров на семинаре выступили Мария Хализева, автор газеты о театре и кино «Экран и сцена» и автор старейшего из ныне существующих журналов о сценическом искусстве «Театр» Олег Зинцов.

«В 90-е годы ХХ века и 2000-е годы в России была ситуация, когда интеллектуальная публика считала, что театр — это нафталин и вообще туда не ходила»

Олег Зинцов: «За последние 10-15 лет медиа-пространство значительно изменилось, писать стали все, сначала в блогах, потом — в социальных сетях, таким образом появилась неспециализированная пресса. Современный критик пытается нащупать современного зрителя, привлечь нетеатральную аудиторию, показать, что театр интересен. В 90-е годы ХХ века и 2000-е годы в России была ситуация, когда интеллектуальная публика считала, что театр — это нафталин и вообще туда не ходила. Люди пишущие, рефлексирующие культурную жизнь, игнорировали театр. Не было интеллектуальной моды на театр. В конце 2000-х годов в театре стали происходить любопытные вещи, которым не учили в театральных вузах, — они требовали совершенно иного контекста знаний — знаний современного искусства и философии. Поэтому сейчас журнал «Театр» — не только о театре, он в целом о культурном контексте. Узкоспециализированная театральная пресса сейчас не эффективна, потому что она замыкается обслуживанием конкретного театра — каждый театр хочет увидеть рецензию на свой спектакль, и этим театральный процесс заканчивается. А театральный критик все-таки выступает неким медиатором между зрителем и самим театром, я верю в прогресс в искусстве и в театре, в частности. Уникальность именно сегодняшней театральной прессы в том, что она разноплановая, может включать все и при этом оставаться целостной»
Мария Хализева: «Узкоспециализированные журналы — редкость, их попрекают тем, что они не хотят идти в ногу со временем, но даже и они часто работают на стыке жанров — кино и театра»

Ольга Федянина: «Профессиональная театральная пресса — это не та рецензия, которая выходит на следующий день, не ежедневная лента новостей, не ежедневный событийный контекст. Профессиональная театральная пресса — это портрет театральной жизни, вынутый из контекста социального и политического, глубокий анализ, выражаемый в различных жанрах — портрет режиссера, портрет актера, итоги сезона и другое»

В конце встречи нам удалось задать пару вопросов Олегу и Марии.  

Есть точка зрения, что современный постдраматический театр (театр, появившийся в конце 70-х годов ХХ века, о котором пишет Ханс-Тис Леман, — прим. автора) не требует режиссера, актера, сцены, а в некотором смысле даже зрителя. Как вы считаете насколько справедлива данная концепция, какое место в постдраматическом театре занимает театральный критик? 

Мария Хализева: Постдраматический? Театрального критика он точно не требует.

(смеются)

Олег Зинцов: Нет-нет, ну, если говорить серьезно, постдраматический театр может быть каким угодно, это просто термин, обозначение ситуации, — его формы очень многообразны. Он может быть и без профессиональных актеров, и без специального здания. Он другой, но только по отношению к традиционному драматическому театру. Он требует критики даже больше, потому что его нужно объяснять. Постдраматический театр попадает в ту же ситуацию, в какую сто лет назад попало искусство, — оно перестало хотеть быть понятным. Есть классическая работа Ортега-И-Гассета «Дегуманизация искусства», которая посвящена этой проблеме. Но, конечно, в любом случае медиатор между театром и зрителем необходим, и еще больше необходима рефлексия самому театру, ведь театральная критика выступает неким «зеркалом» театра. Нужен ответ, потому что его не существует, и ответ этому искусству нужен даже больше, чем искусству традиционному. Постдраматический театр — искусство, которое существует в диалоге, его нет в вакууме. Идея в том, что мы делаем это [искусство] сейчас и сейчас с вами разговариваем. Суть в этом»

Вернемся к профессии театрального критика. На семинаре вы упомянули, что только единицы могут писать и писать хорошо… 

Олег Зинцов: Ну, это всегда так было.

А как же отличить профессионального театрального критика от критика-дилетанта? Где-то та квалифицирующая грань? Как понять, что даваемая оценка профессиональна?

Олег Зинцов: Мне кажется, неправильно говорить об оценке. Оценка театра — это последнее, что мне интересно. Мне важен анализ. Он либо есть либо его нет. Довольно частно бывает так, что получаешь текст и не обнаруживаешь там мысли. Это беда, потому что текст, который написан не очень хорошо, можно переписать. А тот, в котором нет мысли, переписать нельзя, его можно только выкинуть. Или придумать мысль самому и туда ее вставить, но это уже неправильный редакторский подход.

Правильно ли я понимаю, что оценка профессионализма критика будет субъективной? 

Олег Зинцов: Нет, оценка не может быть субъективной, она совершенно объективна. Профессионал чем отличается? Он отличается тем, что попросту больше знает, у него есть контекст. Он не пришел с улицы и не увидел нечто впервые и получил от этого какие угодно впечатления — понравилось или не понравилось, вызвало смех или слезы, захотелось ли выключить свет. Нет, он пришел, зная, как механизм работает, понимая, как его встраивать, на какую полочку класть, рядом с чем.

А сообщества театральных критиков? Зачем, на ваш взгляд, они нужны? 

Олег Зинцов: Ассоциация театральных критиков — это в буквальном смысле профсоюзная организация. Театральный критик — социально незащищенная профессия, задача объединений — помогать в случае, когда требуется коллективная поддержка, сплотить профессиональное сообщество. Но, конечно, такие сообщества экспертные, это критерий объединения.

Олег, спасибо вам большое за интересную беседу и уделенное время! 

В цикле осталось еще два семинара, на которые можно попасть. 20 апреля пройдет семинар «Критик между современным танцем и классическим балетом» при участии Анны Гордеевой и Лейлы Гучмазовой, а 27 апреля — «Театральный критик как драматург. Можно ли удержаться с «двух сторон прилавка»? при участии Ольги Федяниной, Ильи Кухаренко, Елизаветы Спиваковской. О месте проведения и деталях можно уточнить на странице Ольги Федяниной в Facebook.

Текст: Гульнура Каримова

Фотографии: Антон Андриенко

[:]

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.