«Идеи, достойные распространения» — узнаваемый, обожаемый и обнадеживающий слоган интеллектуальных конференций некоммерческого американского фонда TED. Зрители по всему миру знают: если тебе интересна какая-нибудь тема, скорее всего, на ее счёт уже высказались спикеры TED.

Этот небезызвестный фонд активно распространяет не только идеи, но и свое влияние – во многих странах, помимо США, команды энтузиастов, получившие лицензию TED, проводят свои, относительно независимые обмены идеями – TEDx. Формат похож, антураж соответствующий, но организаторы двух видов одной по сути конференции всё равно упорно подчеркивают свою абстрактную различность. И даже соревнуются в количестве просмотров на Youtube. До недавних пор лидировал ролик TED – сэр Кен Робинсон убеждал нас в том, что школы подавляют креативность в детях — более 40 млн просмотров в 160 странах за 11 лет. Но битбоксер из Австралии Том Там, представляющий TEDx, смог набрать более 60 млн просмотров всего за 4 года! Так TEDx выиграла маленькое локальное сражение. Но, конечно, никакого агрессивного соперничества не существует – ведь на обеих конференциях люди лишь делятся своими мыслями и идеями в максимально умиротворяющей обстановке, под прицелом внимательных взглядов зрителей и под аккомпанемент их согревающих аплодисментов.

Россия не остается в стороне от всемирного обмена идеями – практически ежегодно команды организаторов просят глобальный TED о лицензии, получают её и проводят локальные мероприятия. Кстати, если хотите организовать TEDx, вам сюда. Последним из российских событий стала конференция TEDxSadovoeRing Women, объединившая талантливых женщин из разных сфер – от футбола до тканевой инженерии – которые рассказывали о мостах в своей жизни, в деле своей жизни, между людьми своей жизни. Почему о мостах? Так звучит глобальная тема выступлений на TED и TEDx, интерпретировать которую каждый спикер в каждой стране на каждой конференции может по-своему. Мосты – это связь, объединение, единство и единение, это попытка найти общее в различном и возможность сблизиться с кем-то, кого раньше совершенно не знал.

Мосты строили:

Имя: Екатерина Шульман

Род деятельности: политолог, специалист по проблемам законотворчества.

Мосты: между высоким Средневековьем и XXI веком.

«Раньше время было медленное, уютное и тихое,
а теперь оно бурное и практически непосильное»

Говорила о:

  • Врагах политологии: не дураки и дороги, а персонализация и исторические аналогии. Персонализация превращает политические процессы в россыпь случайностей. А люди являются лишь представителями, выразителями интересов институтов, но не определяют их. Аналогии плохи, потому что любые параллели между нынешним историческим моментом и любым другим отрицают развитие.
  • Сходствах между Высоким Средневековьем (XI—XIV века) и современностью. Они, собственно, следующие:
    1. экономические, политические и другие ресурсы сконцентрированы в городах и городских агломерациях;
    2. образ жизни под условным названием «Хождение на работу на массовые производства» постепенно сходит на нет. Люди предпочитают работать дома или где придется. В эпоху Высокого Средневековья человек также не имел фиксированного рабочего дня и офиса, но постоянно был занят.
    3. новая роль религии. Убийства за идею стали казаться более понятными, хотя мы, наверное, не хотели бы до такой степени хорошо их понимать.
    4. образование все больше приравнивается к воспитанию. Университет дает лишь базу, остальное мы добираем, учась всю оставшуюся жизнь.

Бонус (предсказание): Екатерина передала, что мы можем не переживать – ведь даже если и роботы вытеснят часть людей из профессий, то эта часть а) скорее всего, будет невелика, б) сможет поменять квалификацию на такую, в которой роботы не смогут конкурировать с человеком.

Имя: Алла Филина

Род деятельности: детский (в основном) футбольный тренер.

Мосты: между родителями и детьми.

«Моя мечта – проснуться в мире, где мы перестанем всё решать за своих детей и рассказывать, что они должны»

Говорила о:

  • идеальном ребенке (по мнению родителей) — это малыш, который где-то там, в углу, незаметно сидит за столом и выполняет невероятно сложные экзотические задания. Главное – он не мешает родителям жить.
  • значении игры в жизни ребенка. Дети все время хотят играть. В игре каждый ребенок может найти себе место, вести себя так, как он не может позволить в обычной жизни под контролем и нажимом взрослых. Которые, кстати, совсем разучились играть с детьми.
  • о счастье для ребенка – это настоящее, здесь и сейчас. Дети не планируют, не прогнозируют, они живут сегодняшним днем.
  • о любви детей к футболу. Однажды мальчик Матвей выразил свою любовь к папе через любовь к футболу: «Папа, я люблю тебя, как…бутцу!»

Бонус (о том, как делать не надо): однажды мы видим в ребенке какую-то способность. Раз, и он уже 5 раз в неделю ходит в музыкальную школу. Если бы он знал, к чему приведет его игра на ксилофоне в 3 года, он бы вообще к нему не подошел.

Имя: Екатерина Шишацкая

Род деятельности: биофизик, изучает и разрабатывает тканевую инженерию.

Мосты: между новыми технологиями и здоровьем человека.

«Не надо болеть и умирать, надо просто расширять ареал обитания»

Говорила о:

  • ограниченности ресурсов – не умирает такое количество людей, чтобы их органы помогли восстановить здоровье живущих.
  • возможностях организма – органу можно дать искусственный каркас, своеобразную матрицу, по которой он будет самостоятельно восстанавливаться.
  • особенностях искусственных веществ, используемых в тканевой инженерии. Главные их свойства – биосовместимость и биоразрушаемость, то есть вещество должно растворяться внутри организма после того, как этот самый организм использует его для восстановления. Это пока возможно, однако, не для всех органов: например, при операциях на сердце биоразрушаемые материалы не используют.
  • людях и врачах – люди никогда не бывают довольны качеством лечения.
  • основной черте характера исследователей – они ищут ответы на вопросы там, где этих ответов нет, и умудряются их найти.

Бонус (о мечте и шуточных последствиях): сейчас на 3D принтере можно напечатать отдельные кости. Мечта Екатерины — напечатать целую искусственную руку. Однако есть вероятность возникновения проблемы. Например, студент в лаборатории перепутал фенотипы волосяных фолликулов. Рука готова, а человек недоволен – на одной руке волосы рыжие, а на другой – черные.

Имя: Нюта Федермессер

Род деятельности: общественный деятель, основала фонд помощи хосписам «Вера».

Мосты: между людьми уходящими и остающимися.

«Без боли мы не думаем перед смертью о смерти – мы думаем о жизни»

Говорила о:

  • мыслях людей перед смертью – большинство журналистов первым делом интересуются у Нюты (обязательно скорбным голосом), о чем же люди думают перед смертью. Думают о тех, кого любят, или о тех, кого любили когда-то, к кому предстоит вернуться.
  • отношении к уходу из жизни — раньше люди готовились к уходу из жизни, теперь редко в каких семьях об этом говорят. Между тем, говорить надо, и говорить с детьми о смерти тоже, но на их языке. Например, через смерть домашнего животного или игрушки. Тогда в будущем, при столкновении с реальной смертью, уже выросшему ребенку будет не так страшно и больно.
  • пяти главных вещах, которые нужно успеть сказать друг другу: «Ты мне очень дорог/а», «Я тебя люблю», «Прости меня», «Я тебя прощаю», «Я с тобой прощаюсь».
  • своём отце, его любви к Шнитке и о Шуфутинском – чтобы понять любовь папы Нюты к классической музыке, можно просто оценить оговорку в его завещании: «Написано мной в состоянии трезвого ума и памяти под звуки классической музыки». А когда он готовился к уходу, семья была рядом, его спросили, какую музыку-то включить. Отец разговаривать уже не мог, только кивать или закрывать глаза. Решили выбирать по алфавиту — Ч – Чайковский, Р-Рахманинов, Ш – Шнитке… Он глаза прикрывает в знак согласия, и тут из-за ширмы, которой отделены пациенты в палате, раздается: «Шуфутинский!». И тут папа Нюты еле-еле, но твердо произносит: «Не Шуфутинский.»
  • о том, как мы можем контролировать время своего ухода – люди непостижимым образом чувствуют, когда они прожили то, что хотели. У одной молодой женщины было заветное желание – прикоснуться к Цискаридзе. Через 2 дня после озвучивания ей этого желания он приходит в хоспис с огромным букетом роз. Для этой женщины. Она счастлива. Он уходит, а вечером она неожиданно для всех умирает, хотя по состоянию была стабильна.

Бонус (история): «Жила-была баба Маня из деревни Никитино Ярославской области, умерла в 104 года. Часто ходила по деревне и рассказывала про колхозы, совхозы, революцию…все пропускали ее слова мимо ушей. Однажды я прислушалась: что-то интересное. А она и говорит: «Нюта, милый мой, ты подумай: Алеша мой помер, мне 21 год был, я беременная осталась. Он на войну ушел, там помер. Я молодая была, у меня коса… Нюта, как ты думаешь, я к нему попаду молодухой или вот с такой жопой обвисшей?»

Имя: Вера Полозкова

Род деятельности: поэт, актриса

Мосты: между творцом и обществом, в котором он творит

«Хорошо, что однажды люди меня литературно похоронили. Это значит, что для них я хотя бы литературно родилась»

Говорила о:

  • о скрытом сокровище — у суфиев есть теория о том, почему Бог создал человека по образу и подобию своему. Бог сам о себе ничего не знает, это для того, чтобы увидеть себя со стороны. Ему нужен другой, чтобы в нем отразиться. Есть причта о Давиде, который однажды спросил Бога, зачем тот создал мир, и Бог ответил: «Я был скрытым сокровищем, и я захотел стать явным».
  • о творчестве и моменте счастья – момент истинного, безумного счастья – это тот самый момент, когда то, что скрыто, что терзало, мучило и требовало выхода, становится явным.
  • о контракте общества с творцом – с одной стороны, общество требует подробнейшего отчета – регулярного, постоянного, исчерпывающего – обо всех его поисках, озарениях, находках внутри самого творца. Оно жаждет нового, жестко отчитывает художника за самоповторы, за компромиссы, за умолчания, за периоды долгого бездействия… На самом деле, никакой правды о себе оно не хочет. Оно хочет, чтобы было красиво, утешительно, чтобы можно было изойти слезами светлой грусти, и главное – что уже хорошо известно. Все остальное жестоко карается, поэтому все поиски на творческом пути связаны с большими опасностями.
  • о литературном самоубийстве – долгожданное литературное самоубийство Веры было ей самой зарегистрировано едва после выхода первых сборников ее стихов. Тогда часть читателей её литературно похоронили.
  • о признании творца — вряд ли кто озаботится отстаиванием места творца в иерархии. Все станет ясно с уходом – буквально те же самые люди, которые писали о том, как стыдно быть творцом каждую минуту его жизни, изойдут сладкими слезами по поводу того, что этот творец был в их жизни, и какой он великий.

Бонус (послание): «Вам кажется, что профессиональная экспертиза, оценка – важная часть вашей работы, вы должны с этим согласиться, должны проверять, что там на другой стороне…На самом деле, нет. Нас учили не доверять себе ни в чем и сомневаться в каждом своём успехе, но правда в том, что только вы знаете, как идет ваш творческий процесс, и к чему он должен привести, что внутри вас ищет выхода. И, строго говоря, у вас внутренний контракт только с этим – с внутренней глубиной, правдой. А цель только одна – из скрытого сокровища стать явным, и чтобы ничто на этом пути не смогло вас сбить, отвлечь и переубедить».

А теперь важная информация для всех, кто хотел, но не попал, не хотел и захотел, пропустил и слегка и интересуется и других: следующий отечественный TEDx пройдет уже 27 ноября, спикеры крутые, сами проверьте вот тут!

Автор: Анна Чеботарёва

Фотографии предоставлены организаторами

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.