В Петербурге проходит ретроспективная выставка «Проживая Америку» легендарного фотографа Стива Шапиро. На ней представлены фотографии, сделанные во второй половине 20 века в разных уголках Соединённых Штатов. На открытии выставки присутствовал сам автор работ, с которым нам удалось пообщаться.

Стив Шапиро – американский фотограф, чья карьера началась в 60-е годы 20 столетия. В его объектив попали протесты против войны во Вьетнаме, Вашингтонский марш, избирательная кампания Бобби Кеннеди… Его фотографии публиковались в таких изданиях, как Life, Time, Rolling Stone, Sports Illustrated, People, Newsweek и Vanity Fair. Кроме того, он создал несравненные снимки самых ярких личностей своего времени: Жаклин Кеннеди, Фрэнсис Бэкон, Рене Магритт, Энди Уорхол, Барбара Стрейзанд, Дэвид Боуи, Вуди Аллен, Фрэнсис Форд Коппола, Мохаммед Али, Фрэнк Синатра были героями его фотокарточек. Сам Шапиро говорил, что его целью было составить портрет эпохи – и ему удалось. На ретроспективной выставке «Проживая Америку» можно увидеть более 100 снимков, каждый из которых рассказывает свою историю – значимую для миллионов или только для одного человека, но, безусловно, пропитанную свободным духом Америки второй половины 20 века.

«Если ты сумеешь поймать настроение происходящего, в некотором роде предсказать грядущие события, совершить щелчок камерой в тот самый момент, именно твой кадр станет шедевром»

Стив Шапиро всегда был политическим активистом и с неподдельной страстью сам участвовал во всех общественных движениях, изображенных на его фотографиях. Вероятно, именно эта страсть и небезразличие к судьбе общества помогли ему вдохнуть в свои снимки бурлящую энергию, верно передать настроения, царящие в стране. Для фотографа всегда было важно запечатлеть моменты, в которые творилась история, строилось будущее. Репортёрская работа, документальная съёмка всегда привлекали фотографа по той причине, что в этих ситуациях нет возможности выстроить кадр, никогда нельзя предугадать, что произойдёт в следующую минуту. Но если ты сумеешь поймать настроение происходящего, в некотором роде предсказать грядущие события, совершить щелчок камерой в тот самый момент, именно твой кадр станет шедевром.

Что касается съёмок знаменитостей, Шапиро имеет здесь свой оригинальный почерк. Портреты этих людей не похожи на гламурные снимки для журналов или кадры, запечатлённые папарацци. Звёзды предстают перед нами очень искренними и живыми. Со многими из них фотограф был в тёплых дружеских отношениях, что позволяло ему делать снимки в самых непосредственных ситуациях. Кроме того, Стив Шапиро очень часто присутствовал на съёмочных площадках великих режиссёров, где ему предоставлялась возможность фотографировать актёров в их образах прямо во время съёмок фильма. При такой работе он избирал для себя позицию «мухи на стене» – незаметно наблюдать со стороны, выбирать самые удачные ракурсы и позволять энергетике и харизме людей отразиться в кадре.

Большую часть своих фотографий Стив Шапиро сделал в чёрно-белом цвете. Он объясняет это тем, что в хорошей фотографии есть три важнейшие составляющие: эмоции, красота и информация, смысл, который художник стремился передать. Так вот, первый компонент, эмоции, можно наиболее точно передать именно в монохромной съёмке. Цвет (хотя иногда он и абсолютно необходим) отвлекает от эмоций, рассеивает внимание зрителя. Чёрно-белая гамма же, напротив, позволяет сфокусироваться на самом важном.

«В хорошей фотографии есть три важнейшие составляющие: эмоции, красота и информация, смысл, который художник стремился передать»

Вторая составляющая хорошей фотографии – красота. Стив Шапиро верит, что фотоаппарат, даже очень хороший – всего лишь инструмент в руках художника. Тем не менее, не стоит им пренебрегать. Практические навыки фотографии, ремесло – важные части творческого процесса, наравне с чувством композиции. Если фотограф не умеет переключать режимы на своей камере – это совсем никуда не годится.

Если же говорить о смыслах, тут, по мнению фотографа, важнее всего точка зрения, личная позиция художника. Все люди разные, и наше мировоззрение кардинально отличается от мировоззрения рядом стоящего человека. Задача фотографа – разобраться со своей позицией и передать её на снимке. То, что ты делаешь, творчество, не должно разниться от внутренних устремлений и установок, так как именно наличие собственной жизненной и социальной позиции определяет, насколько кадр будет наполнен смыслом.

Увидеть выставку и прожить историю каждого снимка можно в музее и галереях современного искусства Эрарта до 24 июля, по адресу: Санкт-Петербург, 29-я линия В.О., 2.

 

Текст и фото: Виолетта Пустовалова