Один из самых молодых музеев Москвы – Музей АЗ – решил воссоздать то, что было популярно практически всегда. Сменялись эпохи, а традиция устраивать музыкальные вечера оставалась актуальной, ведь под пение и звуки музыкальных инструментов люди могли обсудить как злободневные темы, так и высокое искусство – поэзию, живопись. Теперь каждый четверг на несколько часов центр Москвы превращается в уютный салон, перемещающий посетителей в далёкое прошлое. 29 сентября прошла лекция искусствоведа Сергея Соловьёва под названием «Эпоха Ренессанса и портрет XX века: зверевский привет художникам Возрождения». Эта тематика уже звучала в стенах музея несколько месяцев назад, однако по многочисленным просьбам Сергей согласился повторить «на бис» свою авторскую лекцию. Красной нитью, связывающей части лекции, в первый раз являлись 4 женских портрета Леонардо да Винчи, в этот раз к ним добавились 4 портрета Рафаэля. Последнее приурочено к важному событию – Москва встречает Рафаэля в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, и 4 портрета великого художника любой сможет оценить самостоятельно, а посетители музыкального вечера подойдут к этому как знатоки, учитывающие все детали и особенности полотен.

Название вечера легко объяснимо. В Музее АЗ сейчас проходит выставка «Красавицы столетий», повествующая о женских портретах Анатолия Зверева, что послужило причиной анализа именно портретов прекрасной половины человечества. У Зверева, несмотря на значительный промежуток, много общего с художниками эпохи Возрождения. Все они жили на стыке различных культур: ренессансные портретисты соединяли идеи античности, средневековья, создавали нечто новое, неизвестное раннее – Зверев жил в эпоху царствования соцреализма, но «в нём Рафаэль балуется…», он воспринял предшествующие течения в живописи, выискивая и прокладывая свой собственный путь, предугадывая будущие направления. Сравнение с Рафаэлем также не случайно. Рафаэль при написании своих полотен всегда ориентировался на творчество других художников – на своего учителя Пьетро Перуджино, на Микеланджело и Леонардо; о Звереве говорили, что он «один прошёл путь всей нашей западной живописи», мотивы разных течений можно обнаружить во многих работах художника.

«Ренессансные портретисты соединяли идеи античности, средневековья, создавали нечто новое, неизвестное раннее – Зверев жил в эпоху царствования соцреализма, но «в нём Рафаэль балуется…», он воспринял предшествующие течения в живописи, выискивая и прокладывая свой собственный путь, предугадывая будущие направления»

За полноценное погружение в атмосферу XV-нач. XVI необходимо благодарить музыкантов ансамбля Alta Capella, исполнивших совместно с Евгением Воробьевым (вокал) разнообразные произведения той эпохи. Кроме того, что музыканты продемонстрировали всё богатство редко сейчас встречаемых инструментов (ренессансная лютня, гитара, теорба, лютня, виола да гамба), они рассказали коротко о каждом инструменте и развеяли распространенные мифы, а по завершении вечера ответили на вопросы посетителей.

Винченцо Галилей, Джироламо Фрескобальди, Диего Ортис, Джулио Каччини и другие композиторы, творившие в Италии, были полноценными участниками вечера. Их произведения звучали, открывая перед глазами слушателей виды прекрасных итальянских городов-государств, где звучала придворная музыка, где «художников было больше чем хлебопекарей», и где был искомый всеми творцами размах для выражения своего гения. За города Северного Возрождения отвечали английские композиторы Филипп Россетер, Джон Дауленд и французский – Чарльз Долле. Через их композиции передавались красоты Германии, Нидерландов, Бельгии, в частности неповторимые ландшафты города Брюгге – жемчужины раннего возрождения, пейзажи которого неоднократно появляются на произведениях мастеров Возрождения, как на светских, так и на религиозных полотнах.

«Их произведения звучали, открывая перед глазами слушателей виды прекрасных итальянских городов-государств, где звучала придворная музыка»

Просветительскую миссию выполнял лектор – Сергей Соловьёв. Своей увлеченностью темой (любовью к «наиболее типичным» художникам наподобие Давида Гирландайо) и энергичностью он смог пленить всех пришедших на лекцию. Сергей не только вёл рассказ, но и заставлял размышлять аудиторию над любопытными моментами. После описания истоков женского портрета, мотивов христианства и античности, наиболее часто встречающихся символов благочестия, чистоты и женственности, главных муз живописцев следовали вопросы. Слушателям необходимо было отвечать на них, высказывать мнения и делать различные предположения, которые потом либо подтверждались, либо опровергались лектором. Северная манера написания портрета (темный фон, погружение в особую духовную среду), отличающаяся важной отличительной чертой – контактом со зрителями, «Прекрасной Ферроньеры» (фр. La belle ferronnière), наполненная загадками и тайнами «Дама с горностаем», «Портрет Джиневры Бенчи», проявляющий программу женского портрета Леонардо: женщина не объект поклонения, а нечто большее – олицетворение и гармонии, и природы, и искусства; интеллектуальная заряженность «Джоконды», позволяющая сравнивать её с автопортретами самого мастера, – всё это дало большое количество тем для дальнейших рассуждений.

Так, многолико и многозначно закончился ещё один музыкально-литературный четверг в Музее АЗ. Атмосфера уюта, музыкальные мотивы времен Ренессанса, веселившие некогда позировавшую Леонардо да Винчи Лизу Герардини, и звучащие теперь несколько веками позже на воссозданных инструментах, сделали вечер неповторимым и оставили у всех посетителей желание вновь посетить это чудесное место.

Автор: Мария Тарасова

Фото: Мадина Гумиргалиева

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.