Порция солёного попкорна, большая содовая, удобное мягкое кресло и билет в один конец в параллельную реальность. Вы можете смеяться, плакать, пугаться, задумываться, забыв о будничной суете. Правда, через пару часов магия развеется, свет включится, киноэкран погаснет, и придется вернуться в обыденность.
Что преподносит кинематограф зрителю сегодня? И каковы тенденции его развития в будущем? Об этом и не только нам удалось побеседовать с директором по экспертизе и исследовательской работе в области кино Надеждой Викторовной Астаховой.

Какие фильмы, по вашему мнению, сейчас вызывают у аудитории наибольший интерес?

Если у человека напрямую спросить, фильмы каких жанров он любит, то примерно 75% людей ответят, что комедию. Но если попросить назвать любимый фильм, то большинство выделит какую-то серьёзную драму.

При этом зрители выбирают для просмотра в кинотеатре качественно сделанное кино, которое «заслуживает» большого экрана. Даже на свою любимую драму человек может не пойти в кино по той простой причине, что в ней не так много зрелищности, а рядом может еще и оказаться кто-то, громко жующий попкорн и разрушающий нужную атмосферу. Человек очень часто ходит в кинотеатр просто, чтобы очутиться в новом, неизвестном для себя мире, испытать ощущения, недоступные в повседневной жизни. Поэтому зрелищно сделанные фильмы со слабой историей обычно опережают по показателям сборов серьёзное драматическое кино.

Можно ли сделать какие-то прогнозы? Что будут искать люди в кинотеатрах в ближайшие годы?

Прогнозы – дело неблагодарное, но, скорее всего, в ближайшие годы радикально ситуация не изменится. И в будущем люди будут по-прежнему желать хорошо сделанного кино: захватывающая история, качественная графика и спецэффекты, профессионально выполненная работа художников и операторов, впечатляющая актёрская игра и т.д.

Хочется верить, что зрителей в ближайшие годы будут привлекать и российские достойные фильмы, появления которых мы очень ждём.

Режиссёр Андрей Звягинцев и продюсер Александр Роднянский

Какую цель преследуют режиссёры и продюсеры при создании фильмов: привлекать как можно больше зрителей или выражать себя, творить, создавать произведения искусства?

Хорошие режиссёры и продюсеры преследуют сразу обе цели или делают ставку на художественную ценность.

Современный успешный продюсер всегда хочет сделать что-то уникальное и интересное, при этом понимая, что финансы – необходимая часть процесса. Конечно, любой человек, который так тяжело и много работает, как продюсер и режиссёр, хочет зарабатывать.

Однако для большинства людей, которые сегодня делают успешные фильмы, кино как ценность на первом месте. Не может выйти вся творческая команда с целью снять фильм ради денег, они идут снимать кино ради кино. Невозможно снять хороший фильм очень прагматично, всегда многое зависит от полёта фантазии создателей.

Правда ли, что качество фильмов с каждым годом ухудшается, несмотря на техническое и графическое развитие кинематографа?

Я бы так не сказала; просто в некоторых фильмах сейчас делается ставка именно на графику, спецэффекты и развлечение зрителя. Каждый год в мире рождается множество глубоких и прекрасных фильмов, просто далеко не все из них выходят в широкий прокат.

Что касается российского кино, то оно как раз прогрессирует с каждым годом. Появилась стабильность: киноиндустрия выпускает с определённой периодичностью фильмы высокого качества, востребованные зрителем. Просто нужно понимать, что для того, чтобы появился один качественный фильм, должно выйти условно десять фильмов похуже. Фильмы – это результат творчества, и в них очень велика вероятность того, что что-то не получится. Так устроено кино везде. И в Голливуде тоже.

Можно ли говорить, что такие значимые кинопремии, как, например, Оскар, или кинофестивали, как Канны, утратили былой престиж?

Для меня это очень спорное утверждение. Кино сейчас несколько потеряло позиции «важнейшего из искусств», но престиж премий из-за этого не падает; в своей сфере они по-прежнему авторитетны.

Кадр из фильма «Аватар»

Стало ли кино за последнее время ближе к искусству или продвинулось в сторону потребительских массовых развлечений?

Кино с момента своего возникновения было искусством, ориентированным на массового зрителя. Как бы развлечение и искусство одновременно. Мне кажется, что не совсем правильно противопоставлять высокое искусство массовому, потому что есть немало прецедентов, когда фильм высоко оценивается критиками и при этом имеет зрительский успех. Например, «Аватар», обладатель множества различных наград и номинаций престижных кинопремий, очень понравился зрителям, собрав рекордные суммы в прокате. Есть фильмы и среди наших, которые можно похвалить. Тот же «Дуэлянт»: снят в уникальном художественном стиле, создаёт удивительную атмосферу, свой мир, что высоко оценили критики, и очень неплохо заработал.

Автор: Екатерина Егорова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.