14 апреля – второй день форума 3D Журналистика. В отличие от первого, программа этого дня была рассчитана на профессиональное сообщество медиа сферы с погружением в глобальные медиатренды. Свои проекты представили специалисты с опытом работы в CNN, The New York Times, Wall Street Journal, NBC News, Quartz, Associated Press, а также основатели сверхуспешных локальных медиабрендов. Слоганом второго дня форума стала фраза «From global to local».

Первым спикером стала Мирта Калита, вице-президент отдела программирования издания Digital CNN. Мирта рассказала о том, какую тактику можно использовать для того, чтобы быть успешным даже при небольшом масштабе компании. Необходимо всегда помнить о том, кто является вашей аудиторией, прежде чем давать заголовки, выбирать фотографии к статье и так далее. Читатель должен ощущать доверие к медиа, а также почувствовать, что материал был написан специально для него.

Педро Нортон, старший консультант Innovation Media Group, в своей речи уделил очень большое внимание инновациям в медиасфере, отметив, что его компания в этой среде берёт на себя роль агентов. Говоря о трендах, Педро отметил кардинальное изменение потребительского поведения: сегодня медиапотребитель становится всё более влиятельным, потому что выбирает не только что и когда читать, но и каким образом. Другой тренд напрямую связан с развитием новых технологий, давление которых растворяет чёткие категории средств массовой информации. Педро Нортон отметил, что сегодня медиа конкурируют не только друг с другом, но также параллельно и со сферой IT. Следующий тренд связан с рекламой и включает в себя элементы:

  • «сlicks to clocks» – рекламодатель будущего заинтересован не в кликах, а во времени, проведённом с контентом, по-другому, в вовлечённости;
  • «go freemium» – «from volume – to value», от объёма к ценности, продавать не информацию, а разумный подход;
  • «embrace mobile first» – если хотите преуспеть – кастомизируйте контент для пользователей мобильной платформы;
  • «from digits back to atoms» – в мире информационной перегрузки печатные СМИ смогут занять особую нишу, будущее печатных изданий – это стиль «от кутюр».

«Сегодня медиапотребитель становится всё более влиятельным, потому что выбирает не только что и когда читать, но и каким образом»

Могли ли бы вы представить себе медиа без единого корреспондента за рубежом, которое оперативно поставляет информацию со всего мира? Ответ на этот вопрос предоставил следующий спикер – Джастин Варилек. Исполнительный продюсер и основатель HackPack.press рассказал, как при помощи данного ресурса освещать в любой точке мира и создавать «более качественный контент, который полюбит аудитория».

Сейчас в США наблюдается ещё одна медиа революция – это революция подкастов. Данный тренд в своих кейсах осветила следующий спикер – это Сью Шардт, генеральный директор AIR, исполнительный директор проекта Localore. Подкасты – это истории, записанные людьми и для людей, тематика которых может варьироваться, начиная от аналитики и фактов, заканчивая инструкцией по посадке цветов и починке сломанного крана. Подкастинг – динамично развивающаяся система, которая держится на таланте и энтузиазме молодого поколения. Сью отметила, что это не платформа социальных медиа, а скорее социальная платформа, где люди встречаются и общаются друг с другом. Человек – не ресурс, а неотъемлемый участник процесса.

Евгения Овчаренко, создатель форума «3D Журналистика»

«Когда мы только начали организовывать в 2012 году форум, это был абсолютно другой медиарынок», – отмечает организатор форума 3D Журналистика, Евгения Овчаренко. «В 2012 все мечтали, были более раскованными, была Lenta.ru с Галиной Тимченко». Евгения отметила, что в силу некоторых факторов медиарынок сузился, открыв дорогу более специализированным, нишевым изданиям, таким как «N+1» (главный редактор – Андрей Коняев). Растущее количество курсов по медиаменеджменту, редактуре, аналитике, написанию статей и так далее, сигнализируют о бурном развитии медиарынка: «Пока неясно, конечно, куда все эти люди, окончившие специализированные курсы, будут устраиваться. Но я думаю, что раз есть профессионалы, то найдутся и медиа».

Руководитель сектора исследований прессы компании Mediascope Марина Лучина рассказала о медиапотреблении в России. В частности, распространённое мнение о том, что телевидение сегодня уходит в прошлое, опровергают следующие данные: 99% всех жителей России включают телевизор хотя бы раз в неделю.

Развитие технологий сильно повлияло на сферу журналистики и медиа. Технологии виртуальной и дополненной реальности начинают быть востребованными даже СМИ. Такие издания, как Associated Press, New York Times с помощью данных технологий погружают своих читателей в центр событий, о которых они пишут. Натан Гриффитс, интерактивный директор Associated Press, считает, что AR и VR технологии будут активно развиваться и внедряться в жизнь, хотя на разработку требуется очень много денег. Именно поэтому в основе развития данных технологий будут лежать спонсорские контракты между медийными структурами и крупными техническими компаниями типа Samsung.

Медиаэксперт и консультант Вивиан Шиллер

Глобальная проблема, которую затронули на форуме, – fake news (новостные фейки – ложные новости), лекция о которой стала одной из самых комплексных. Политическая и социальная нестабильность, терроризм и тому подобные вещи – идеальная среда для распространения фейковых новостей. Медиаэксперт и консультант Вивиан Шиллер отметила, что большинство людей не задумываются о реальности новостей и об их источниках, но думают о том, как они к той или иной новости относятся. В частности, на это влияет изменение поведения потребления контента: большинство людей их потребляют через социальные сети, зачастую не переходя на сайт источника информации, и поэтому в процессе потребления теряется основное содержимое, а соответственно, меняется и контекст. Кроме того, многие платформы используют фильтры, которые выдают пользователю то, что он хочет видеть. В результате этого каждый из нас остаётся в «фильтровом пузыре» («Filter bubble» – термин, введённый в оборот интернет-активистом Илаем Прайзером в своей книге «The Filter Bubble – What the Internet is Hiding From You»): мы живём в мире, который мы сами создаём для себя своими предпочтениями, но не задумываемся о том, что есть за рамками привычного нам.

Боты – ещё одна вещь, которая подстрекает людей к распространению и обсуждению ложных новостей. Исследование MIT показало, что за день до президентских выборов в США в 2016 году в Twitter работало 400 000 ботов. Данная программа автоматически выполняет заданный алгоритм действий и в некоторых случаях способна самообучаться. Представьте, к каким злоупотреблениям может привести технологическое развитие данного механизма, если уже сейчас боты являются способом манипулирования сознанием людей. Но и это не предел – Вивиан показала пример того, как с помощью технологий можно сделать фейковое видео, в котором Джордж Уокер Буш или Дональд Трамп будут говорить то, что вы захотите, и выражать те эмоции, которые вы захотите.  Ответом на распространение фейковых новостей стало появление таких организаций, как «First Draft», которые разрабатывают руководства по поиску информации и её проверке на предмет достоверности.

«С помощью технологий можно сделать фейковое видео, в котором Джордж Уокер Буш или Дональд Трамп будут говорить то, что вы захотите, и выражать те эмоции, которые вы захотите»

Лейтмотивом выступления Майка Рэгсдайла, основателя 30A.com, стал слоган «Good news is a good business» («Хорошие новости – хороший бизнес»). Его проект 30A.com разросся от локального медиа, созданного в маленьком пляжном городке Флориды, до СМИ с оборотом 2,2 миллиона долларов в год. Майк считает, что СМИ переполнены негативными новостями. Принято, что плохие новости вызывают гораздо больше ажиотажа и отклика, но никто не задумывается о том, как много хороших новостей мы упускаем: «Нужно думать о людях, которые вас читают. Подумайте только, скольких людей вы можете достигать! В новости нужно привносить позитив!»

Несмотря на то, что на форуме очень большая роль отводилась дискуссии о современных трендах, влиянию инноваций на развитие медиа-сферы, почти каждый спикер отмечал, что контент, его качество и наполнение по-прежнему играют очень важную роль в журналистике.

Текст: Анастасия Попова

Анастасия Белякова

Фото: Анастасия Гумарова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.