[:ru]

10 октября в зале Комикс-центра Российской государственной библиотеки для молодёжи состоялась очередная встреча клуба «Четвёртая стена», открывающего всем интересующимся двери в мир американского комикса. Ведущие клуба Кирилл Кутузов и Алексей Волков, администраторы паблика «Old Komix», в неформальной обстановке поведали пришедшим о состоянии индустрии комиксов в 70-х годах XX века.

Зал комикс-центра в РГБМ

Ведущие клуба

1960-е ознаменовались «бумом» комиксов, в Америке он выразился в сумасшедшей популярности телевизионного сериала «Batman». Казалось, что индустрия будет развиваться «по накатанной». Но 1970-е оказались, далеко не самым лучшим временем для комикс-индустрии. С началом десятилетия связывают старт так называемого «бронзового века» комиксов.

На водоразделе десятилетий художник-легенда Джек Кирби, придумавший на пару с великим и ужасным Стэном Ли добрую часть мифологии Вселенной Marvel, уходит к конкурентам – DC Comics. Там он получил полную свободу действий. Соединив в себе функции художника, автора и редактора, Кирби создал множество весьма своеобразных серий, которые затем будут признаны культовыми (к примеру, серия «Четвертый мир», именно в этой серии появился извечный противник Лиги Справедливости Дарксайд).

Противник Лиги Справедливости Дарксайд. Вселенная DC. Источник фото: http://goodcomics.comicbookresources.com

Существовала лишь одна проблема – комиксы совершенно не продавались. Создавая вычурные миры, Кирби нисколько не жалел своего читателя. В 75-ом году DC Comics не стали продлевать контракт с Кирби, и ему пришлось вернуться в Marvel. Некоторое время спустя на одном из комик-конов Стэн Ли был вынужден сделать заявление о том, что Джек Кирби больше не пишет один.

В обоих издательствах появилось несметное количество комиксов про команды супергероев. Повсеместно чувствовалось увлечение культурой хиппи (а также употреблени-ем LSD, что можно заметить, просматривая некоторые выпуски. К примеру, в то время в Marvel выходил комикс «Сын Сатаны»). В связи с бешеной популярностью Толкина возрос интерес к фэнтези, вследствие чего возникло множество серий о магических приключениях. Одной из удач стал знаменитый комикс «Доктор Стрендж».

Стэн Ли, создав могучую корпорацию, к тому моменту покинул пост редактора, он стал на короткое время стал президентом компании, но Стэну Ли была чужда организационная работа. Через некоторое время он снял с себя президентские полномочия и стал издателем. На посту редактора компании началась настоящая «чехарда». За короткое время редакторами успели побывать Лен Вейн, Марв Вулфмен, Рой Томас и Арчи Гудман. Такого понятия как дедлайн больше не существовало. Одна из серий в трудный период спасла компанию Marvel от финансового провала, этой серией стала история про Конана-Варвара.

Обложка комикса Конан Варвар. Источник фото: http://www.mycomicshop.com/

В то же время у Marvel было два отдела: цветной и черно-белый. Созданием черно-белых комиксов издательство обходило «comics code» – кодекс, по которому нельзя было не только рассказывать страшные истории, но даже упоминать кровь, зомби и вампиров. Считалось, что ребёнок не будет покупать черно-белые журналы, так как для него они скучны, поэтому такие журналы были ориентированы на более взрослую публику. DC решили, как оказалось, весьма успешно, перенять опыт, но всё же превзойти извечного конкурента им не удалось.

Психоделичные сюжеты и спад продаж даже самых раскрученных серий привели к тому, что в Америке того времени существовало два коллапсирующих гиганта. Чуть позже от разорения Marvel спасло решение приобрести лицензию на никому тогда ещё не известную историю «Звёздные войны» – комиксы стали появляться ещё до выхода культового фильма на экраны.

В то же время в Европе комикс-индустрия переживала расцвет. Бельгийцы, французы, итальянцы и англичане буквально фонтанировали идеями, порождая жемчужины мира рисованных историй. Выдающийся французский комиксист Мёбиус (настоящее имя – Жан Жиро) стал одним из основателей журнала «Mėtal Hurlant», публиковавшего научно-фантастические и хоррор истории. Журнал оказал серьёзное влияние на всю современную поп-культуру. Издатель и продюсер Леонард Могель получил лицензию на издание журнала в США, где он вышел под называнием «Heavy Metal» и первоначально публиковал истории из «Mėtal Hurlant». Позже журнал стал публиковать и оригинальный материал, к примеру, в нём появлялись работы культового художника Ханса Гигера.

В это время представительство Marvel в Англии купило права на издание комиксов по Вселенной сверхпопулярного сериала «Доктор Кто». Кроме того, ещё в 1972 году компания создала «британского героя для британцев» – Капитана Британию, которого жители Туманного Альбиона восприняли с симпатией. Как сопротивление американской экспансии английские писатели и издатели Кевин Госнел, Пат Милс и Джон Вагнер создали журнал «2000 AD». В нём дебютировал персонаж Судья Дредд, изначально представляющий собой оккультную версию Доктора. Появился комикс «Flesh», базировавшийся на рассказе Рэя Бредбери «И грянул гром», в нём путешественники во времени противостояли динозаврам. Комикс был вычурным и жестоким. Англичане пришли от него в восторг, буквально сошли с ума. Многие молодые авторы практически «бомбардировали» редакцию журнала письмами с просьбами попробовать в нём свои силы. Одними из этих авторов были Грант Мориссон и Алан Мур, которым впоследствии было суждено стать иконами комикс-культуры.

Обложка комикса 2000AD. Источник:https://marswillsendnomore.wordpress.com/

Ситуацию для Marvel спасло назначение в 1978 году Джима Шутера главным редактором, что во многих изданиях об истории комиксов расценивалось как смерть корпорации. На самом деле, всё было несколько иначе. Шутер, писавший для крупных издательств с 14 лет, заставил сотрудников, забывших о существовании слова «дедлайн» работать по-настоящему. Кадров критически не хватало, однако Шутер был талантливым менеджером и администратором, и его труды принесли результаты уже в начале следующего десятилетия. При нём Крис Клермонт, который в период кризиса корпорации долгое время курировал производство перезапуска серии о Людях Икс в одиночку, создал классические историй про Людей Икс: «Сага о Тёмном Фениксе» и «Дни минувшего будущего».

Шутер переманил подающего надежды молодого художника Фрэнка Миллера из конкурирующего DC. Изначально он работал художником по обложкам, но затем, заинтересовавшись серией про супергероя Сорвиголову, упросил Шутера отдать персонажа ему. Мрачный и максимально реалистичный Сорвиголова обрёл популярность, а Миллер оказался тем человеком, который позже заново придумал всю мифологию о Бэтмене, что наравне с опытами Алана Мура ознаменовало новую эру в мире комиксов.

Автор: Анатолий Волохов

Источник главного фото:http://www.gandex.ru/

[:en]

10 октября в зале Комикс-центра Российской государственной библиотеки для молодёжи состоялась очередная встреча клуба «Четвёртая стена», открывающего всем интересующимся двери в мир американского комикса. Ведущие клуба Кирилл Кутузов и Алексей Волков, администраторы паблика «Old Komix», в неформальной обстановке поведали пришедшим о состоянии индустрии комиксов в 70-х годах XX века.

Зал комикс-центра в РГБМ

Ведущие клуба

1960-е ознаменовались «бумом» комиксов, в Америке он выразился в сумасшедшей популярности телевизионного сериала «Batman». Казалось, что индустрия будет развиваться «по накатанной». Но 1970-е оказались, далеко не самым лучшим временем для комикс-индустрии. С началом десятилетия связывают старт так называемого «бронзового века» комиксов.

На водоразделе десятилетий художник-легенда Джек Кирби, придумавший на пару с великим и ужасным Стэном Ли добрую часть мифологии Вселенной Marvel, уходит к конкурентам – DC Comics. Там он получил полную свободу действий. Соединив в себе функции художника, автора и редактора, Кирби создал множество весьма своеобразных серий, которые затем будут признаны культовыми (к примеру, серия «Четвертый мир», именно в этой серии появился извечный противник Лиги Справедливости Дарксайд).

Противник Лиги Справедливости Дарксайд. Вселенная DC. Источник фото: http://goodcomics.comicbookresources.com

Существовала лишь одна проблема – комиксы совершенно не продавались. Создавая вычурные миры, Кирби нисколько не жалел своего читателя. В 75-ом году DC Comics не стали продлевать контракт с Кирби, и ему пришлось вернуться в Marvel. Некоторое время спустя на одном из комик-конов Стэн Ли был вынужден сделать заявление о том, что Джек Кирби больше не пишет один.

В обоих издательствах появилось несметное количество комиксов про команды супергероев. Повсеместно чувствовалось увлечение культурой хиппи (а также употреблени-ем LSD, что можно заметить, просматривая некоторые выпуски. К примеру, в то время в Marvel выходил комикс «Сын Сатаны»). В связи с бешеной популярностью Толкина возрос интерес к фэнтези, вследствие чего возникло множество серий о магических приключениях. Одной из удач стал знаменитый комикс «Доктор Стрендж».

Стэн Ли, создав могучую корпорацию, к тому моменту покинул пост редактора, он стал на короткое время стал президентом компании, но Стэну Ли была чужда организационная работа. Через некоторое время он снял с себя президентские полномочия и стал издателем. На посту редактора компании началась настоящая «чехарда». За короткое время редакторами успели побывать Лен Вейн, Марв Вулфмен, Рой Томас и Арчи Гудман. Такого понятия как дедлайн больше не существовало. Одна из серий в трудный период спасла компанию Marvel от финансового провала, этой серией стала история про Конана-Варвара.

Обложка комикса Конан Варвар. Источник фото: http://www.mycomicshop.com/

В то же время у Marvel было два отдела: цветной и черно-белый. Созданием черно-белых комиксов издательство обходило «comics code» – кодекс, по которому нельзя было не только рассказывать страшные истории, но даже упоминать кровь, зомби и вампиров. Считалось, что ребёнок не будет покупать черно-белые журналы, так как для него они скучны, поэтому такие журналы были ориентированы на более взрослую публику. DC решили, как оказалось, весьма успешно, перенять опыт, но всё же превзойти извечного конкурента им не удалось.

Психоделичные сюжеты и спад продаж даже самых раскрученных серий привели к тому, что в Америке того времени существовало два коллапсирующих гиганта. Чуть позже от разорения Marvel спасло решение приобрести лицензию на никому тогда ещё не известную историю «Звёздные войны» – комиксы стали появляться ещё до выхода культового фильма на экраны.

В то же время в Европе комикс-индустрия переживала расцвет. Бельгийцы, французы, итальянцы и англичане буквально фонтанировали идеями, порождая жемчужины мира рисованных историй. Выдающийся французский комиксист Мёбиус (настоящее имя – Жан Жиро) стал одним из основателей журнала «Mėtal Hurlant», публиковавшего научно-фантастические и хоррор истории. Журнал оказал серьёзное влияние на всю современную поп-культуру. Издатель и продюсер Леонард Могель получил лицензию на издание журнала в США, где он вышел под называнием «Heavy Metal» и первоначально публиковал истории из «Mėtal Hurlant». Позже журнал стал публиковать и оригинальный материал, к примеру, в нём появлялись работы культового художника Ханса Гигера.

В это время представительство Marvel в Англии купило права на издание комиксов по Вселенной сверхпопулярного сериала «Доктор Кто». Кроме того, ещё в 1972 году компания создала «британского героя для британцев» – Капитана Британию, которого жители Туманного Альбиона восприняли с симпатией. Как сопротивление американской экспансии английские писатели и издатели Кевин Госнел, Пат Милс и Джон Вагнер создали журнал «2000 AD». В нём дебютировал персонаж Судья Дредд, изначально представляющий собой оккультную версию Доктора. Появился комикс «Flesh», базировавшийся на рассказе Рэя Бредбери «И грянул гром», в нём путешественники во времени противостояли динозаврам. Комикс был вычурным и жестоким. Англичане пришли от него в восторг, буквально сошли с ума. Многие молодые авторы практически «бомбардировали» редакцию журнала письмами с просьбами попробовать в нём свои силы. Одними из этих авторов были Грант Мориссон и Алан Мур, которым впоследствии было суждено стать иконами комикс-культуры.

Обложка комикса 2000AD. Источник:https://marswillsendnomore.wordpress.com/

Ситуацию для Marvel спасло назначение в 1978 году Джима Шутера главным редактором, что во многих изданиях об истории комиксов расценивалось как смерть корпорации. На самом деле, всё было несколько иначе. Шутер, писавший для крупных издательств с 14 лет, заставил сотрудников, забывших о существовании слова «дедлайн» работать по-настоящему. Кадров критически не хватало, однако Шутер был талантливым менеджером и администратором, и его труды принесли результаты уже в начале следующего десятилетия. При нём Крис Клермонт, который в период кризиса корпорации долгое время курировал производство перезапуска серии о Людях Икс в одиночку, создал классические историй про Людей Икс: «Сага о Тёмном Фениксе» и «Дни минувшего будущего».

Шутер переманил подающего надежды молодого художника Фрэнка Миллера из конкурирующего DC. Изначально он работал художником по обложкам, но затем, заинтересовавшись серией про супергероя Сорвиголову, упросил Шутера отдать персонажа ему. Мрачный и максимально реалистичный Сорвиголова обрёл популярность, а Миллер оказался тем человеком, который позже заново придумал всю мифологию о Бэтмене, что наравне с опытами Алана Мура ознаменовало новую эру в мире комиксов.

Автор: Анатолий Волохов

Источник главного фото:http://www.gandex.ru/

[:]