Современный мир очень сложно структурирован. В нем присутствуют многочисленные социальные объединения, которые подчас сами состоят из менее масштабных групп, которые, в свою очередь, подразделяются на меньшие образования и так далее. Однако целостность общества при такой серьезной дифференциации не просто сохраняется, но и продолжает укрепляться в связи с увеличением количества таких малых групп и усложнением социальных взаимодействий внутри них[1]. Во многом это происходит под усиливающимся влиянием на них первичных социальных групп.

«Семья – это ячейка общества». Ф. Энгельс

Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях, а также на высокой эмоциональной вовлеченности членов в дела группы. Первичные группы невелики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные личные контакты. Они имеют очень серьезное влияние на индивидов, вследствие чего влияют и на общественную ситуацию в целом. Многие теоретики наибольшее внимание среди первичных групп уделяют, как правило, семье.

В 1909 году Чарльз Кули впервые ввел понятие первичной группы применительно к семье. Согласно Кули, семья считается «первичной группой», так как она играет основную роль в процессе социализации подрастающих членов общества. Это означает, что для любого человека, появившегося на свет, семья становится базовой первичной группой, которая формирует человека как индивида, способного существовать в обществе, и осуществляет его первичную социализацию. Сегодня большинство социологов склонно полагать, что состояние семьи и её положение демонстрирует сильную зависимость от многих параметров, существующих в обществе (Г.В. Антонов, М.С. Мацковский, Е.М. Черняк и др.). Это размеры дохода, жилой площади на каждого члена, уровень образования, тип занятости и т.д. Поэтому можно говорить о модернизации структуры семьи под воздействием общества и о том, почему она остаётся первичной группой, несмотря на все происходящие с ней структурные изменения.

  1. Семья в ретроспективе

Для того чтобы определить, что мы называем современной семьей, надо узнать, каким образом она возникала как институт и совершенствовалась, какие взаимосвязи складываются внутри неё, а также каким образом она продолжает быть первичной группой в обществе вот уже на протяжении нескольких тысячелетий.

Начиная с самых давних времен, человек пытается приспособить к себе природные стихии, старается выжить в крайне агрессивной внешней среде, осуществляет все необходимые функции, которые в 1859 году Чарльз Дарвин охарактеризовал как естественный отбор[2]. Как считал сам ученый, во многом именно благодаря возникновению особо организованных групп людей наш вид оказался наиболее приспособлен к выживанию, что и послужило толчком к началу и развитию человеческого рода. С течением времени группы людей объединялись в кланы, которые уже тогда назывались «семьями». Они жили бок о бок, выполняли строго разделенные между членами группы обязанности, вместе защищались и оберегали друг друга. Но эволюция двигалась вперед, и этим «семьям» становилось все сложнее добывать себе пищу и заботиться о потомстве, и они начинают объединяться с другими «семьями», приводя к появлению кланов. Этот процесс естественно приводит к зарождению первых поселений, а они, в свою очередь, к становлению городов и торговли. Социальная жизнь усложняется, численность населения растет, и становится все сложнее существовать только в рамках родственных отношений. Возникает дифференциация населения, вначале на «своих» и «чужих», затем это разделение переходит на уровень поселений, а потом доходит и до межнациональных различий. С ростом городов семья стала играть все более важную роль в жизни человека, становясь самой важной первичной группой, в которой он проводит больше всего времени в жизни, с которой его связь становится все теснее и ближе, а любые разрывы этой связи – все более жесткими и критичными[3].

По прошествии множества столетий, значение слова «семья» несколько поменяло свой смысл. Теперь его сложно определить однозначно, особенно в терминах науки, поэтому мы будем придерживаться суждения всемирно признанного социолога Энтони Гидденса, обозначающего семью как «группу людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой в первую очередь принимают на себя обязательства по уходу за детьми»[4]. Исходя из этого утверждения, можно определить основные функции семьи и сделать некоторые выводы о её роли в жизни современного человека и общества.

  1. Функции семьи

Одна из важнейших функций семьи заключается в воспитании подрастающего поколения. Невозможно переоценить роль семьи в этом благородном занятии. Вместе с семьей ребенок впитывает в себя культурные ценности и нормы общества, в котором он будет жить, изучает способы взаимодействия с людьми, познает базовые потребности и доступные возможности их удовлетворения. Семья – это надежный спутник ребенка в начале его пути, который должен способствовать его благоприятной первичной социализации.

Вторая, не менее важная функция семьи – это защита. На стадиях младенчества, детства и юности ребенка поджидают многочисленные опасности, которые возникают из-за увеличивающегося контакта ребенка с окружающим миром. С взрослением приходит осознание того, что вокруг тебя не только семья, но и другие люди, их группы и сообщества. Ребенок все больше интересуется миром «по ту сторону семьи», из-за чего возникает опасность столкновения с его девиантной частью. На этом уровне семья немного отходит на задний план, теряется в массе многочисленных новых социальных взаимодействий, знакомств и открытий. На ребенка обрушиваются потоки информации, что естественным образом серьезно затрудняет его взаимоотношения с близкими людьми. Поскольку ему хочется проводить больше времени с тем, что еще им не познано, постольку базовая первичность семьи может даже соскользнуть на задний план, уступая место друзьям или группе схожих интересов. Ребенок зачастую именно благодаря такой «смене первичностей» и следующей за ней новой социализации испытывает то, что известная писательница Джанет Фитч назвала «взрослением»[5].

Немного о книге: девочка Астрид ищет себя, ищет свой путь. Перед ней открывается множество возможностей, мир вокруг нее меняется с сумасшедшей скоростью, предлагая испробовать на себе одно за другим. В какой-то мере взросление Астрид – это настоящее взросление. Это – опыт, который приносит ее жизненная история, поражающая своей глубиной, разнообразностью и сложностью.

 

Однако не стоит забывать о том, что семья продолжает оставаться важным социальным институтом в жизни ребенка. Взросление девочки в книге плавно перетекает в страдания, в крайние формы апатии и душевного расстройства, и единственно верный путь, который девочка находит – это возвращение в семью, к родителям, что в итоге помогает ей справится со всеми проблемами. Так показывается неослабевающая важность семьи по отношению к ребенку и будущему взрослому, её главенство и необходимость. В современном мире эта функция постепенно приобретает наивысшую значимость.

Также семья может рассматриваться как первичная группа и в плане контроля над усвоением ребенком норм и ценностей той культуры, в которой он существует. Это происходит через передачу знаний ребенку о правилах поведения, нормах этикета и общения, общепризнанных ценностях (образование, добро, уважение и др.), доступных методах и способах получения требуемого, и т.д. В семье происходит контроль над соблюдением этих норм и ценностей (с помощью определенных негативных/позитивных мер), благодаря чему ребенок наилучшим образом усваивает культуру современного общества и приспосабливается к комфортному существованию в нем.

Семья как социальный институт существует многие тысячелетия. Тайна ее долговечности заключается в том, что она является важнейшим звеном в отношении человека с окружающим миром и наиболее эффективно способствует социализации индивида. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов и из-за неспособности удовлетворения этих потребностей в одиночку. Являясь частью социума, она помогает индивиду в этом, основываясь на принятых в обществе нормах, ценностях, образцах поведения.

Семья как ячейка общества, по мнению Энгельса, является его неотделимой составной частью. Жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, что и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества. Таким образом, можно говорить о важнейшей функции семьи в становлении и правильном функционировании государства в целом. Семья – это маленькое государство.

Семья – это первичная социальная группа, которую человек приобретает сразу после рождения, в которой проходит большая часть всей его жизни. Семья помогает ему в удовлетворении потребностей, в достижении его желаний и интересов. Она защищает человека, обучает его правилам поведения с другими людьми, правилами существования в коллективе и обществе. Семья – это самая первая группа, с которой индивид начинает сравнивать свои собственные мысли и убеждения. Это основная группа, на которую он равняется и к советам которой он прислушивается в первую очередь.

Семья является фундаментальным институтом общества, придающим ему стабильность и способность воспроизводить население в каждом следующем поколении. Но её роль не исчерпывается только воспроизводством населения: она способствует развитию общества и его прогрессу. Здоровая, крепкая семья – залог стабильности и процветания любого общества. Это первичная социальная группа, состояние которой определяет состояние всего общества в целом.

Автор: Павел Дёмин

[1] Голенкова З.Т. Социальная дифференциация и социальное неравенство населения // Вестник Тюменского гос. ун-та. 2011. №8, С. 162-168

[2] Ч.Р. Дарвин. «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь»,1859г.

[3] Пример семейного разрыва и вытекающих следствий см.: Зорбо Х.У. Золотой берег и трущобы: История «приютской девушки». С.27-32

[4] Гидденс Э. Социология // Социология. 1999. Ч.2.Гл.3. С.66.

[5] Дж. Фитч. Белый олеандр. Изд.: Амфора. 2005г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.