Ни для кого не секрет, что основные черты характера закладываются в детстве. Именно в этот период взросления формируются мировоззрение, представления о морали, одним из главных источников которых, безусловно, является литература. Именно по этой причине с течением времени люди стали понимать необходимость существования произведений специально для детей.

Сказка как жанр литературы впервые упоминается в письменных источниках XVII века. Ещё в Древней Руси сочиняли поучительные бытовые сказки, которые были произведениями народного устного творчества.

Когда же детские книги стали самостоятельным ответвлением литературы?

До XVIII века дети читали то же, что и взрослые: в основном, религиозные книги. Их чтение было необходимо для образования, которое напрямую связывалось с религией. По мере отделения школы от церкви стали выпускаться журналы, предназначенные, в том числе, для детей и призванные распространить светское образование. В них много говорилось о морали, нравственности, они содержали познавательные статьи, были призваны воспитать подрастающее поколение.

Источник фото: http://www.csdl.tamu.edu:8080/DQIIMAGES/largeimages/454/1847-London-Lumley-01-002-t.jpg

Источник фото: http://www.csdl.tamu.edu

Научные знания стали главной ценностью Эпохи Просвещения, поэтому детская литература находилась под влиянием открытий в области математики, астрономии, естествознания и географии. «Приключения Робинзона Крузо», «Приключения Гулливера», «Дон Кихот» – все эти книги появились на свет именно в этот исторический период и были не только поучительными, но и занимательными. Написанные довольно простым языком, они были понятны маленьким читателям.

Начало XIX века стало настоящим переворотом в детской литературе: благодаря новому направлению – романтизму – впервые появилась литературная, или, как её ещё называют, авторская сказка. Одни из первых произведений этого направления были написаны французским автором Шарлем Перро, позже были созданы творения знакомых всем Ганса Христиана Андерсона, Братьев Гримм. Чертами этого течения были, с одной стороны, обращение к фольклору и народному быту, а с другой – обличение людских пороков того времени, наличие в повествовании описания жизни разных слоёв общества и философских нравоучений, которые помогали детям познавать мир через призму правильных моральных установок.

Источник фото: http://xn--c1arjr.xn--p1ai/wp-content/uploads/2015/03/Kot-sovr.jpg

Источник фото: http://xn--c1arjr.xn--p1ai

Общие тенденции развития русской детской литературы в это время совпадают с европейскими: писатель пытается понять, как устроен мир ребёнка, как он видит те или иные события, что нравится детям, а что, напротив, вызывает отторжение.

В XIX веке в России появились такие сказки, как «Аленький цветочек», «Конёк-горбунок». Однако главной фигурой, одним из наиболее известных детских писателей того времени является Александр Сергеевич Пушкин. Его сказки в стихах стали неотъемлемой частью взросления множества поколений, вне зависимости от социального статуса и эпохи.

Источник фото: http://img-fotki.yandex.ru/get/4113/ivanovideo.0/0_1c093_4d150013_orig

Источник фото: http://img-fotki.yandex.ru

В XX веке российское общество претерпело немало изменений. Появилась необходимость в книгах, отражающих новые идеи, объясняющих появившиеся после революции понятия. Большее внимание уделялось личности детского автора, его взглядам и гражданской позиции. В СССР тщательно заботились о воспитании молодого поколения, поэтому детских рассказов появлялось бесчисленное количество. Все они учили ребят искреннему патриотизму, помогали проникнуться уважением к родителям и чувством преданности товарищу. Поэты и писатели «серебряного века», такие как Максим Горький, Саша Черный писали рассказы и романы о детях, серьезно задумываясь об их психологии и мироощущении. В это же время творили так горячо любимые всеми Агния Барто, Самуил Маршак, Корней Чуковский, чьи сказки и стихи стали обязательной литературой для нескольких следующих поколений детей.

Источник фото: http://ic.pics.livejournal.com/kolyaka/9136519/612034/original.jpg

Источник фото: http://ic.pics.livejournal.com

На рубеже тысячелетий в детской литературе появился ряд новых тенденций. Она стала максимально приближенной к реальности, чтобы готовить подрастающее поколение к суровой действительности. Героями произведений для младшего возраста и среднего школьного возраста становились персонажи с далекими от идеала характерами. Было написано множество сомнительных книг, авторы которых, в большинстве, старались соответствовать новой моде. Интерес к чтению в конце XX в обществе, в том числе, среди детей, стал стремительно падать.

Это совершенно не значит, что в современной детской литературе совсем нет стоящих прочтения произведений. Все они отличаются от своих европейских и советских предшественников оригинальными сюжетами, которые зачастую поддерживают одну или несколько общих для сегодняшних детских книг тенденций.

Источник фото: http://lisagarnerdesign.co.uk/blog/wp-content/uploads/2014/12/The_Hobbit.jpg

Источник фото: http://lisagarnerdesign.co.uk

Например, начиная с конца XX века из «взрослой» литературы пришла мода на фантастические, наполненные волшебством миры. К этому направлению писательства относятся всему любимые «Гарри Поттер» и «Таня Гроттер», «Как приручить дракона» и «Хоббит». Герои этих историй обладают колдовскими способностями и существуют в магической вселенной. Храбрость, часто безосновательная, низкий социальный статус в начале истории и юмор на лад XXI века стали почти обязательным условием для писателей последний трех десятилетий. Ещё одной отличительной особенностью современных книг для младших школьников является то, что несмотря на существование недавно написанных отечественных детских книг, повышенный интерес к себе сегодня испытывает именно зарубежная литература, особенно, когда дело касается учеников начальной школы. Если же маленьким детям все-таки читают произведения русских писателей, то это чаще всего это авторы, которые творили в эпоху СССР.

В советской детской литературе не было супергероев, зато были герои «бытовые». Они не спасали Вселенную, а помогали близким им людям, соседям и верили в Родину. Товарищество было своеобразным культом книг для маленьких читателей того времени. Произведения, к примеру, Владислава Крапивина, Виктора Драгунского, Николая Носова рассказывают о простых мальчишках, которые в процессе развития сюжета приобретают новые духовные качества, демонстрируют верность друг другу.

Источник фото: http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQqEpwd16oynBWc6lmFKiB9V95RGg7XPVP_1rQbb2BCOOeopLrT

Источник фото: http://t3.gstatic.com

Так, в повести Владислава Крапивина «Та сторона, где ветер» герои сопереживают друг другу, показывая, что даже беда отступает, если рядом надежный друг. Также литература советского периода наполнена искрометным добрым юмором, смешными ситуациями, которые, как правило, тонко указывают на пороки и ошибки человека, помогая детям впредь их не совершать. Именно этот нравственный компонент, который был так важен для советской детской литературы, в конце XX века отошёл на второй план. Возможно в этом и кроется причина устойчивой популярности книг, которые были написаны ещё в детстве наших родителей или даже бабушек и дедушек.

Источник фото: http://samolit.com/images/ArticleFiles/126/126_V0OQERZmRq8.jpeg

Источник фото: http://samolit.com

Сегодня детская литература начинает возвращаться к своей основной задаче – этическому воспитанию подрастающего поколения. Писатели снова говорят о нравственности, морали, взаимопонимании родителей и детей. Возвращаются многие журналы, популярные в Советском Союзе, такие как «Мурзилка» и «Костер», проводятся различные встречи и конкурсы («Русский Гулливер», «Новая детская книга»). Многие издания дают новую жизнь классике детской литературы, переиздавая знакомые всем книги в новых обложках, с большим количеством иллюстраций. Самые полюбившиеся читателям книги переводят на национальные и иностранные языки.

В целом, развитие детской литературы сегодня крайне противоречиво, а перспективы весьма неясны. Появляются новые течения, проблемы и авторы с оригинальными взглядами. Несмотря на это, потребность в качественных детских книгах, не только хорошо написанных, но и определяющих нравственные ценности, остается неоспоримой и безусловной.

Автор статьи: Анжела Сайдахметова