В праздничный вечер 23 февраля в арт-пространстве AZ MUSEUM состоялась дискуссия «АНДЕРСЕН. XXI век». Само название уже может вызвать у зрителя улыбку и навеять мысль о детских сказках, которые все мы читали когда-то, будучи маленькими. Однако не всё так, как кажется: на самом деле произведения великого сказочника дают богатый простор для переосмысления и понимания современного мира, несмотря на то, что нас разделяет более 100 лет. Волшебный мир Андерсена звучит по-особенному в инсталляциях художников, произведениях композиторов, рисунках иллюстраторов, и на самом деле эти сказки могут поднимать совсем не детские вопросы и звучать остросоциально, обретая свою актуальность и для взрослого поколения.

Обсуждение литературного творчества Андерсена происходило в узком кругу творческих людей: присутствовали Полина Лобачевская – арт-директор Музея АЗ, куратор выставки «Сказки Андерсена», Лола Звонарева – литератор, андерсеновед, доктор исторических наук, Андрей Бартенев – художник, автор инсталляции «Нити обмана» на выставке «Сказки Андерсена», Катя Филиппова – художник, автор инсталляции «Император», Татьяна Баданина – художник, автор инсталляции «Дикие лебеди», Вера Мартынов – куратор Нового Пространства Театра Наций, автор концерта-инсталляции «Страсти по девочке со спичками» на музыку Дэвида Лэнга и Кирилл Широков – композитор, импровизатор, поэт и пианист,. Каждый из них смог рассказать, какую роль сыграли сказки Андерсона в их творчестве, либо в творчестве других известных деятелей, которых в этот вечер не было на мероприятии. Иногда прочтение истории Андерсена было довольно необычным: так, зрителям был представлен концерт-инсталляция «Страсти по девочке со спичками» Веры Мартынов: переосмысление безликой, чёрствой, серой московской жизни, наполненной холодными красками окраин и унылых улиц, через простую историю девочки, обретшей переход в другое измерение своей души и разорвавшей эти оковы. Сказка Андерсена учит нас быть более сочувствующими, более искренними по отношению к друг другу, но такое прочтение позволяет нам увидеть и другую сторону истории: преобразования хода своей жизни и ее восприятия посредством обретения новой душевной ипостаси.

За круглым столом деятели мира искусства обсуждали и нынешнюю реальность: современное поколение перестает думать о том, какова их роль в течении жизни и как они взаимодействуют друг с другом. По этой причине подобные произведения искусства и звучат как никогда актуально, заставляя некоторых из нас все же замедлить шаг и оглянуться вокруг. Что касается детей, то потребляя весь культурный контент через гаджеты, имея легкий доступ к любой информации, они довольно быстро перестают творить свою собственную волшебную историю в воображении, а потому сказки для них перестают быть чем-то особенным и удивительным. Красота момента исчезает, технологии поглощают стремление к творчеству и созиданию, а ведь именно в таких явлениях, как сказки, и существует всё многообразие и богатства мира, если, конечно, уметь их правильно видеть.

«За круглым столом деятели мира искусства, обсуждали и нынешнюю реальность: современное поколение перестает думать о том, какова их роль в течении жизни и как они взаимодействуют друг с другом»

Помимо всего прочего, красной нитью на протяжении всего вечера шла параллель между судьбами Андерсена и художника Анатолия Зверева, подарившего сказкам множество замечательных работ, чему был посвящен фильм Зои Апостольской. Истории жизней этих двух творческих людей поразительно похожи: ощущение одиночества, поисков собственной творческой сути, формирования себя как творца – всё это позволяло создать нечто уникальное в их совместном творении, несмотря на то, что этим двум людям, жившим с разницей более чем в век, никогда не было суждено увидеть друг друга. Возможно, именно поэтому Звереву удавалось видеть то, чего другие не смогли найти в произведениях сказочника и несколькими тонкими, точными штрихами передать всю суть и настроение каждой маленькой истории, включавшей в себя целый мир. Острота росчерка или плавность линии, полупрозрачность шриховки или тонкость узора – вся палитра красок художника давала особенное богатство каждой сказке.

В завершении творческого вечера прозвучали и музыкальные произведения в исполнении гитары Дмитрия Илларионова и скрипки Елены Ревич, так или иначе относящие нас к волшебному миру Андерсена: «Музыкальная шкатулка» Исайяс Савио, фрагменты из сюиты «Путешествие во времени», «Сказки Андерсена» и «Романс», а также множество других волшебных произведений, которые давали всё богатство музыкальных красок для понимания и осознания не только самих сказок, но и того, как близки они каждому из нас. Каждый из нас взрослый – но и детские истории об одиночестве, поиске себя, непринятии другими, нелегком жизненном пути звучат для нас очень актуально, тая в себе важную философию. Серьёзность сказок датского писателя заставляет нас вновь и вновь к ним возвращаться, читая их детям и осмысляя их для себя.

Автор: Екатерина Новожилова

Фото: Наталья Белова

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.