[:ru]

Последние несколько лет в юридической среде начинают всё чаще обсуждать вопрос адвокатской монополии. С одной стороны, необходимость получения адвокатского статуса сократит число фирм, предоставляющих сомнительную юридическую помощь, что, в свою очередь, повысит уровень качества самих услуг. С другой стороны, это усложнит выход юристов на рынок, повысит цену за услуги и наложит более высокое бремя ответственности на работника в этой сфере. Существует множество аргументов «за» и «против» этого института, момент его введения также является дискуссионным[1]. Сейчас данный вопрос становится ещё актуальнее, поскольку Минюст планирует внести Концепцию регулирования рынка профессиональной юридической помощи по обеспечению доступа граждан и юридических лиц на получение квалифицированной юридической помощи на утверждение Правительства, то есть идея реформирования рынка юридических услуг начнёт приводиться в действие[2].

В настоящий момент над проектом работает группа юристов из различных сфер: представители от адвокатов, юридических фирм (бизнес-сектора рынка юридических услуг) и корпоративных юристов[3]. Внесение Концепции планируется до конца 2015 года (информация была подтверждена Юрием Любимовым, заместителем министра юстиции, после очередного заседания рабочей группы[4]). Исходя из предоставленных данных, основные направления реформы определены и вряд ли подвергнутся изменениям. По словам Юрия Любимова, конечной целью реформы является обеспечение российской экономики юридическими услугами мирового качества: «Создать единую адвокатуру возможно только при условии, что в результате реформы она будет удовлетворять мировым стандартам оказания правовой помощи»[5].Таким образом, адвокатская монополия будет введена, несмотря на разногласия в юридическом сообществе[6]. Более интересным становится вопрос, кого всё-таки затронет реформа и к чему нам готовиться?

Реформа будет касаться лишь тех, кто собирается «ходить в суды»[7]. Таким образом, рамки не будут настолько ужесточены, как во Франции, где фактически каждый практикующий юрист из любой практики получает статус. Однако будет затронут и бизнес-сектор юридического сообщества, то есть всем представителям крупных юридических фирм (иностранных или русских) необходимо будет получить статус адвоката для выступления в суде. Тем не менее ин-хаус юристов, работающих по трудовому договору в компании, монополизация адвокатской деятельности пока что обойдёт стороной[8]. Кроме того, планируется ввести формальные требования к организационным формам деятельности юристов. Адвокатские образования планируется модифицировать, значит, в форме ООО свою деятельность осуществлять, скорей всего, будет нельзя. Кроме того, планируется разделить экзамен для адвокатов на два направления: гражданское и уголовное. Важно отметить и то, что планируется ввести переходный период с особым регулированием: представители без статуса адвоката, практикующие на момент вступления правил об адвокатских монополиях, смогут сдать экзамен в упрощённом порядке.

«Адвокатские образования планируется модифицировать, значит, в форме ООО свою деятельность осуществлять, скорей всего, будет нельзя»

Таким образом, нужно признать, что адвокатская монополия будет, скорей всего, введена. Авторы стараются создавать требования, соответствующие мнению бизнес-сообщества, но в каком формате реформа будет осуществлена, сейчас точно сказать нельзя[9]. Тем не менее бояться этого изменения тоже не стоит, поскольку подобное регулирование существует почти во всех развитых правопорядках (Германия, Франция, США). В отношении же выпускников, собирающихся практиковать в судах только по гражданским делам, можно утвердительно сказать, что статус приобрести им придётся, но особых поводов для переживаний нет, поскольку на данный момент подход к требованиям для юристов переходного периода будет весьма лояльный.

Для более подробной информации можно обратиться к Программе «Юстиция»[10], которая обозначила введение адвокатской монополии и стала основанием для создания межведомственной рабочей группы, а также новостям с сайта Федеральной Палаты Адвокатов[11].

Автор: Дарья Липовцева
Источник фото: fakti.org

[1] Для получения картины настороений юридического сообщества, можно почитать блоги юристов или формы, например, http://zakon.ru/blog/2015/10/28/koncepciya_regulirovaniya_rynka_professionalnoj_yuridicheskoj_pomoshhi.

[2] Диалог развивается. 29.07.2015 // http://www.fparf.ru/news/all_news/news/15200/; Сроки установлены. 23.12.2014 // http://www.fparf.ru/news/all_news/news/1891/.

[3] Этапы пути к единой корпорации. 07.2014 // http://www.advgazeta.ru/rubrics/8/1365.

[4] Концепция регулирования. 27.10.2015 // http://www.fparf.ru/news/all_news/news/16022/.

[5] Там же.

[6] Минюст против мошенников – как адвокатская монополия повлияет на судпредставительство. 30.10.2015 // http://pravo.ru/review/view/123419/?cl=N.

[7] Кабмин дал отмашку введению адвокатской монополии — опубликована госпрограмма «Юстиция»-2020. 25.04.2014 // http://pravo.ru/news/view/104555/.

[8] Сроки установлены. 23.12.2014 // http://www.fparf.ru/news/all_news/news/1891/.

[9] Диалог развивается. 29.07.2015 // http://www.fparf.ru/news/all_news/news/15200/.

[10] http://pravo.gov.ru:8080/page.aspx?96399.

[11] http://www.fparf.ru/.

[:en]

Последние несколько лет в юридической среде начинают всё чаще обсуждать вопрос адвокатской монополии. С одной стороны, необходимость получения адвокатского статуса сократит число фирм, предоставляющих сомнительную юридическую помощь, что, в свою очередь, повысит уровень качества самих услуг. С другой стороны, это усложнит выход юристов на рынок, повысит цену за услуги и наложит более высокое бремя ответственности на работника в этой сфере. Существует множество аргументов «за» и «против» этого института, момент его введения также является дискуссионным[1]. Сейчас данный вопрос становится ещё актуальнее, поскольку Минюст планирует внести Концепцию регулирования рынка профессиональной юридической помощи по обеспечению доступа граждан и юридических лиц на получение квалифицированной юридической помощи на утверждение Правительства, то есть идея реформирования рынка юридических услуг начнёт приводиться в действие[2].

В настоящий момент над проектом работает группа юристов из различных сфер: представители от адвокатов, юридических фирм (бизнес-сектора рынка юридических услуг) и корпоративных юристов[3]. Внесение Концепции планируется до конца 2015 года (информация была подтверждена Юрием Любимовым, заместителем министра юстиции, после очередного заседания рабочей группы[4]). Исходя из предоставленных данных, основные направления реформы определены и вряд ли подвергнутся изменениям. По словам Юрия Любимова, конечной целью реформы является обеспечение российской экономики юридическими услугами мирового качества: «Создать единую адвокатуру возможно только при условии, что в результате реформы она будет удовлетворять мировым стандартам оказания правовой помощи»[5].Таким образом, адвокатская монополия будет введена, несмотря на разногласия в юридическом сообществе[6]. Более интересным становится вопрос, кого всё-таки затронет реформа и к чему нам готовиться?

Реформа будет касаться лишь тех, кто собирается «ходить в суды»[7]. Таким образом, рамки не будут настолько ужесточены, как во Франции, где фактически каждый практикующий юрист из любой практики получает статус. Однако будет затронут и бизнес-сектор юридического сообщества, то есть всем представителям крупных юридических фирм (иностранных или русских) необходимо будет получить статус адвоката для выступления в суде. Тем не менее,  ин-хаус юристов, работающих по трудовому договору в компании, монополизация адвокатской деятельности пока что обойдёт стороной[8]. Кроме того, планируется ввести формальные требования к организационным формам деятельности юристов. Адвокатские образования планируется модифицировать, значит, в форме ООО свою деятельность осуществлять, скорей всего, будет нельзя. Кроме того, планируется разделить экзамен для адвокатов на два направления: гражданское и уголовное. Важно отметить и то, что планируется ввести переходный период с особым регулированием: представители без статуса адвоката, практикующие на момент вступления правил об адвокатских монополиях, смогут сдать экзамен в упрощённом порядке.

<<Адвокатские образования планируется модифицировать, значит, в форме ООО свою деятельность осуществлять, скорей всего, будет нельзя>>

Таким образом, нужно признать, что адвокатская монополия будет, скорей всего, введена. Авторы стараются создавать требования, соответствующие мнению бизнес-сообщества, но в каком формате реформа будет осуществлена, сейчас точно сказать нельзя[9]. Тем не менее, бояться этого изменения тоже не стоит, поскольку подобное регулирование существует почти во всех развитых правопорядках (Германия, Франция, США). В отношении же выпускников, собирающихся практиковать в судах только по гражданским делам, можно утвердительно сказать, что статус приобрести им придётся, но особых поводов для переживаний нет, поскольку на данный момент подход к требованиям для юристов переходного периода будет весьма лояльный.

Для более подробной информации можно обратиться к Программе «Юстиция»[10], которая обозначила введение адвокатской монополии и стала основанием для создания межведомственной рабочей группы, а также новостям с сайта Федеральной Палаты Адвокатов[11].

Автор: Дарья Липовцева
Источник фото: fakti.org

[1] Для получения картины настороений юридического сообщества, можно почитать блоги юристов или формы, например, http://zakon.ru/blog/2015/10/28/koncepciya_regulirovaniya_rynka_professionalnoj_yuridicheskoj_pomoshhi.

[2] Диалог развивается. 29.07.2015 // http://www.fparf.ru/news/all_news/news/15200/; Сроки установлены. 23.12.2014 // http://www.fparf.ru/news/all_news/news/1891/.

[3] Этапы пути к единой корпорации. 07.2014 // http://www.advgazeta.ru/rubrics/8/1365.

[4] Концепция регулирования. 27.10.2015 // http://www.fparf.ru/news/all_news/news/16022/.

[5] Там же.

[6] Минюст против мошенников – как адвокатская монополия повлияет на судпредставительство. 30.10.2015 // http://pravo.ru/review/view/123419/?cl=N.

[7] Кабмин дал отмашку введению адвокатской монополии — опубликована госпрограмма «Юстиция»-2020. 25.04.2014 // http://pravo.ru/news/view/104555/.

[8] Сроки установлены. 23.12.2014 // http://www.fparf.ru/news/all_news/news/1891/.

[9] Диалог развивается. 29.07.2015 // http://www.fparf.ru/news/all_news/news/15200/.

[10] http://pravo.gov.ru:8080/page.aspx?96399.

[11] http://www.fparf.ru/.

[:]