С 7 по 10 февраля в Новом Пространстве Театра Наций состоится третий интеллектуальный марафон проекта HOW LONG IS NOW, посвящённый утопическим художественным идеям в советском искусстве и архитектуре. Архитекторы, искусствоведы и театральные критики расскажут о «великой утопии» советского проекта.
Программу продолжит лекция архитектора и куратора Юрия Аввакумова, осмысляющая феномен «бумажной архитектуры». В начале 1980-х выпускники МАРХИ, не желавшие вписываться в «предлагаемые обстоятельства» позднесоветской архитектуры, образовали неформальную группу, объединенную общим направлением поисков. Не имея возможности воплощать свои идеи в жизнь, «бумажники» создавали абсолютно свободные проекты, конструируя утопию, альтернативную утопии СССР.
Юрий Аввакумов
Архитектор, художник, куратор. Окончил МАРХИ (1981). Участвует в архитектурных и художественных выставках с 1982 года. Основатель студии АГИТАРХ (1988). В 1993 году организует фонд «Утопия». С начала 1980-х работает с наследием русского авангарда, проектировал выставки Л. Поповой, О. Розановой, К. Мельникова, В. Татлина, интернет-сайт И. Леонидова, в 2002 году реконструировал архитектон К. Малевича. Курировал выставки бумажной архитектуры в Москве («Юность», 1984; МАРХИ, 1992; Музей архитектуры, 1994), Любляне (SCUC, 1986), Париже (La Villette, 1988), Милане (Palazzo dell’Arte, 1988), Франкфурте (Deutsches Architekturmuseum, 1989), Цюрихе (Architekturforum, 1990), Брюсселе (Fondation pour l’Architecture, 1990), Кембридже (List Visual Arts Center, MIT, 1990), Кельне (Linssen, 1991), Новом Орлеане (Contemporary Arts Center, 1991), Остине (Huntington Gallery,1991), Амхерсте (Fine Arts Center, 1992), Волгограде (Музейно-выставочный центр, 1997) и т. д. В 2000-2003 годах организовал 36 выставок архитектурной фотографии в Музее архитектуры и Доме фотографии. Cобственные произведения Аввакумова хранятся в коллекциях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея архитектуры, Немецкого музея архитектуры (Франкфурт), Музея Виктории и Альберта (Лондон).
Начало дискуссии 8 февраля в 19:00 в Новом Пространстве Театра Наций, Страстной бульвар 12 стр. 2.
Регистрация по ссылке.
С 7 по 10 февраля в Новом Пространстве Театра Наций состоится третий интеллектуальный марафон проекта HOW LONG IS NOW, посвящённый утопическим художественным идеям в советском искусстве и архитектуре. Архитекторы, искусствоведы и театральные критики расскажут о «великой утопии» советского проекта.
Марафон откроет круглый стол к премьере многосерийного художественного фильма «Дау» Ильи Хржановского о жизни советского физика Льва Ландау, съёмки которого заняли более десяти лет. Участниками дискуссии станут первые зрители 700-часового проекта — театровед Ольга Федянина, медиаменеджер Дмитрий Ренанский, культуролог Юрий Сапрыкин.
Ольга Федянина
Театральный критик, переводчик, драматург. Член Ассоциации театральных критиков. Окончила театроведческий факультет ГИТИСа. Редактор и обозреватель еженедельника «КоммерсантЪ-Weekend». Автор сценических переводов и адаптаций. Драматург проекта-променада «Шекспир. Лабиринт» в Театре Наций. Автор инсценировки «Процесс» по роману Франца Кафки в театре «Красный факел» (Новосибирск). Драматург-консультант московской версии проекта «В гостях. Европа» группы «Римини-протокол» (XI фестиваль-школа «Territoriя»). Переводчик книги Хайнера Геббельса «Эстетика отсутствия».
Дмитрий Ренанский
Куратор, театровед, музыкальный критик. Шеф-редактор блока «Театр» интернет-портала COLTA.RU, постоянный автор ИД «Коммерсантъ» и газеты «Ведомости».Помощник художественного руководителя «театра post», сооснователь творческого объединения «Опергруппа». Работал в Михайловском театре и в Театре на Таганке. В 2013-2016 – заместитель главного режиссера, программный директор Новой сцены Александринского театра. В качестве шеф-драматурга сотрудничал с режиссерами Дмитрием Волкостреловым, Маратом Гацаловым, Андрием Жолдаком.
Юрий Сапрыкин
Журналист, культуролог, руководитель проекта «Полка». В прошлом — главный редактор и редакционный директор журнала «Афиша».
Начало дискуссии 7 февраля в 19:00 в Новом Пространстве Театра Наций, Страстной бульвар 12 стр. 2.
«Открытые» проведут цикл встреч в преддверии премьеры скандального фильма «Девочка».
С 4 по 7 февраля в кофейне Le Moniteur Café на Васильевском острове пройдут лекции и обсуждения онлайн-издания о российской ЛГБТ-культуре «Открытые». Цикл встреч приурочен к премьере фильма «Девочка» бельгийского режиссера Лукаса Донта о трансгендерной балерине. Картина выходит в прокат с 7 февраля.
Вести программу будет соосновательница «Открытых», ведущая крупнейшего ЛГБТ телеграм-канала «Помыла руки», авторка Wonderzine Саша Казанцева.
4 февраля в 20.00: Круглый стол «ЛГБТ и массовая культура в России: капитализм победит традиционные ценности?» с маркетологами и специалистами по ЛГБТ-культуре. Регистрация по ссылке.
5 февраля в 20.00: Круглый стол «Как ЛГБТ-кино становится массовым» с кинокритиками и специалистами по ЛГБТ-культуре. Регистрация на TimePad.
7 февраля в 20.00: Встреча «Неудобные вопросы трансгендерным людям»: Екатерина Мессорош и Антон Макинтош из проекта «Т-Действие» ответят на самые неловкие вопросы и расскажут, что важно знать при общении с транс-человеком. Регистрация здесь.
Онлайн-зин «Открытые» является одним из информационных партнеров картины «Девочка». Премьера состоялась в программе «Особый взгляд» на 71-м Каннском фестивале в мае 2018. Фильм получил 4 приза в разных номинациях, а также стал номинантом на премию Золотой глобус.
Время: 4, 5, 7 февраля, 20.00.
Вход: свободный, по предварительной регистрации на TimePad. Условия участия — заказ чашки кофе/чая.
Адрес: Le Moniteur Café (Кадетская линия Васильевского острова, 31)
Америка начала 1960-х. После одной из пьяных драк закрывается ночной клуб, где вышибалой работает балагур-италоамериканец Тони Валлелонга (Вигго Мортенсен) по прозвищу «Болтун», теперь ему нужно найти новую работу. Шанс подворачивается почти сразу: по наводке знакомого он отправляется на собеседование к некоему Дону Ширли (Махершала Али), которому нужен водитель. Тони с удивлением обнаруживает, что заказчик — богатый музыкант с несколькими учеными степенями, да еще и афроамериканец, а к ним Валеллонга относится с неприязнью.
Дону нужен шофер и «фиксер» в одном лице, человек, который смог бы решать проблемы, возникающие по ходу его рискованного турне по южным штатам. Немного пораскинув мозгами, герой решает, что чем впутываться в сомнительные околомафиозные дела, лучше поработать за солидные деньги на чернокожего. Вся шумная итальянская семья уверена, что Тони и недели не протянет с черным, но чемоданы собраны, и вот изысканный пианист и неотесанный говорун отправляются вглубь страны.
«Зеленой книгой» назывался справочник, который содержал описание мест, где чернокожие путешественники могли остановиться на ночлег и перекусить без риска расстаться с жизнью и здоровьем. Именно его выдают Тони перед поездкой представители звукозаписывающей студии. Следуя по четко установленному маршруту вглубь южных штатов, он будет свидетелем тех унижений, с которыми регулярно сталкиваются афроамериканцы в Америке.
В процессе поездки рубаха-парень и музыкант-сноб станут друзьями. Дон будет стараться обучить итальянца хорошим манерам, помогать писать жене проникновенные письма, а Тони проникнется уважением к своему шефу и попытается привить ему вкус к жизни (не обойдется без шуток про крылышки полковника Сандерса).
Фильм основан на реальных событиях и даже максимально к ним приближен — сын Тони Валлелонги Ник принял участие в написании сценария, а семья прототипа изо всех сил помогала Мортенсену вжиться в роль экспрессивного итальянца. Режиссером картины выступил Питер Фарелли («Тупой и ещё тупее», «Муви 43»), который, как оказалось, может проникновенно рассказывать важную для сегодняшней Америки историю, хотя до этого вместе со своим братом Бобом строгал непритязательные и глупые комедии часто с низкопробными шутками.
Картина является одним из фаворитов нынешней оскаровской гонки. Кажется, даже скандал с Вигго Мортенсеном, допустившим на одном из мероприятий в поддержку фильма использование слова на букву «н», не в состоянии подпортить триумф картины.
Фильм во многом состоялся благодаря сыгранному актерскому дуэту, который показывает взаимодействие между темпераментным, витальным италоамериканцем и рафинированным, утонченным снобом-музыкантом. Различия в образовании, уровне культуры и менталитете послужат основной для уморительных диалогов и комедийных ситуаций. Вигго мастерски перевоплощается в простоватого, но добродушного Тони и выдает одну из сильнейших ролей за последнее время.
Как и в «Лунном свете», Махершала Али играет чернокожего гея, но здесь ни цвет кожи, ни ориентация не становятся во главе угла. Зрителю не тычут в лицо актуальным социальным комментарием, а подают его как бы по мере развития сюжета. Личная трагедия персонажа состоит в том, что он оказался маргиналом в самой классической интерпретации этого термина, человеком, который вырвался из обычного круга, но не закрепился в новом обществе.
Для белой элиты рабовладельческого в прошлом Юга чернокожий музыкант выступает вроде диковинной зверушки. Посещение его концерта считается проявлением вкуса, но как только пианист встает из-за инструмента, волшебство заканчивается, и ему снова приходится терпеть унижения. Но музыкант добровольно идёт на это, сохраняя достоинство, стараясь выполнить свой внутренний долг.
Он уже не черный, не тот уровень манер и воспитания (в одном из эпизодов Тони удивляется факту, что Ширли не знает музыки Ареты Франклин и Литтл Ричарда), но и в общество белых на равных правах он влиться не может. Люди могут оказаться не слишком приятными независимо от цвета кожи, национальности, образования и вероисповедания. Странно, что эту простую мысль до сих пор приходится разжевывать.
«Зеленая книга» – фильм не про социальный протест и обличение белого расизма. Он про силу стереотипов, про ярлыки, которые мы так любим друг на друга навешивать. Да, оказывается, можно снять про расизм, гомофобию и нетерпимость так, чтобы кино не выглядело ультимативным обвинением белых гетеросексуальных мужчин в их расовой принадлежности и ориентации. Оказывается, можно рассказывать простую историю, которая раскрывает проблемы в разы лучше осуждающих кинопамфлетов эры Трампа.
Люди могут оказаться не слишком приятными независимо от цвета кожи, национальности, образования и вероисповедания. Странно, что эту простую мысль до сих пор приходится разжевывать
Отношения героев проходят через стандартные этапы – неприятие, интерес, симпатия, дружба. Напряженность в отношениях двух мужчин показаны через детали юмористического характера: Тони выкидывает в мусор стаканы, из которых пили чернокожие сантехники, но соглашается работать на «цветного», они меняются местами в иерархии. В другом эпизоде он забирает кошелек с собой из машины, дабы не оставлять его на виду чернокожего шефа, привычка, ничего не поделаешь.
Однако стоит сказать, что на самом деле герои не относились друг к другу столь уж враждебно. Присутствовало лишь некоторое взаимное непонимание, которое улетучилось, стоило путешественникам узнать друг друга получше. Отличий между ними не столь много, а пренебрежение надумано и зачастую вызвано непониманием или даже нежеланием попытаться понять. Выросший в «плавильном котле» Бронкса и проработавший долгое время в ночных клубах Нью-Йорка, Тони способен понять притеснения, которым подвергается Ширли, тот же, в свою очередь, при изначально снисходительном отношении проникается уважением к новому другу, указывая ему, что он способен на большее, чем низкооплачиваемая работа.
Это такой классический американский сюжет – роуд-муви, герои всё время проводят в дороге, чтобы понять что-то о себе и, изменившись, вернуться домой, словно Одиссей в Итаку. Неслучайно финал фильма выпадает на самый объединяющий для всей западной цивилизации праздник — Рождество. Создатели стараются показать нам, что все мы можем быть большой и дружной семьёй, стоит лишь приложить немного усилий. Потому что хороших людей в мире очень много. Даже если эта доброта спрятана где-то очень глубоко в сердце.
Автор: Анатолий Волохов
Сегодня на сайте портала “Такие дела” вышел проект “Вместе” — цикл документальных фильмов о людях, которые любят свое дело, вдохновляют других, меняют жизнь в родных городах.
Проект приурочен к 20-летию Благотворительного фонда Владимира Потанина. Все герои проекта — грантополучатели фонда. Такая поддержка в своё время дала героям импульс, который помог воплотить свои идеи в жизнь. Проект включает пять видеоисторий, статьи, раскрывающие тематику серий, и открытые дискуссии в Москве и регионах.
Михаил Клецкий, доцент Южного федерального университета Ростова-на-Дону, создал уникальную методику преподавания в рамках проекта “Человек изобретающий”, чтобы показать, что наука может быть наглядной и увлекательной.
Олег Шарипков, исполнительный директор фонда “Гражданский союз”, объединяет вокруг себя городские сообщества Пензы и кардинально меняет свой город на благо жителей.
Иван Тимофеенко с помощью научных шоу стремится популяризировать точные и естественные науки: вместе с партнерами он учредил в Красноярске интерактивный музей науки “Ньютон-парк” и создал проект “Элементика”, команду научных развлечений.
Эдуард Галажинский, ректор Томского университета, реформирует академическое образование изнутри.
Татьяна Гафар занимается возрождением и развитием малых музеев Третьяковской
галереи.
Нам это кажется естественным, но за каждым качественным изменением
культурной и социальной среды стоят люди, которые за счет своей харизмы и
интеллекта делают идеи реальностью.Сергей Карпов
Генеральный продюсер проекта «Вместе»,
начальник отдела спецпроектов портала «Такие дела»
Личные истории героев, грантополучателей фонда Потанина — повод подумать о том, что действительно изменилось в России за последние 20 лет. Известные публицисты — Александр Архангельский, Катерина Гордеева, Кирилл Мартынов, Исак Фрумин, Сергей Зуев — вовлекают зрителей проекта в размышления о том, каких качественных изменений удалось достичь в музейном деле, образовании, благотворительности.
Цель проекта совпадает и с идеей нашего журнала — побудить к действию как можно больше людей, показать, что можно осознанно менять среду вокруг себя, занимаясь любимым делом. Важно понимать это и не опускать руки, когда кажется, будто вас никто не понимает.
1 февраля в 18.00 в корпусе Высшей школы экономики на Шаболовке состоится интеллектуальная игра о музыкальном от ребят из HSR и Ассоциации интеллектуальных клубов НИУ ВШЭ. Принять участие в ней могут все желающие, не только студенты Вышки. Регистрация заканчивается уже завтра!
Формат игры — брейн-ринг, суть которого состоит в следующем:
— участники делятся на команды по 4-6 человек
— вся игра состоит из боёв
— в каждом бою несколько вопросов
— бой выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков
— победителем становится команда, выигравшая наибольшее количество боев
Все участники смогут хорошо провести время и попробовать свои силы в музыкальной сфере, а победители получат призы от спонсоров игры, о которых организаторы расскажут чуть позже. Собирайте компанию друзей и приходите в эту пятницу на музыкальный брейншторм! Следить за обновлениями можно на странице встречи.
Регистрация для команд здесь. Помните, что в команде должно быть не более 6 человек!
Время: 1 февраля, 18.00
Вход: свободный, по регистрации
Адрес: Шаболовка, 26, аудитории 5307, 5408, 5409
“Не судите строго, это мой первый рэп”, — говорят школьники, выкладывая во Вконтакте стишки, зачитанные под купленный бит. “Не стесняйтесь высказывать свое мнение”, — заявляют именитые рэп-исполнители, которые в этом году захватывают не только ваши плейлисты, но и кинотеатры.
На экраны выходит “BEEF” — первый документальный фильм о русском хип-хопе. Реклама повсюду убеждает нас, что это “музыкальный блокбастер”, “полномасштабное исследование”, “байопик о целой культуре”. THE WALL Magazine решил послушаться рэперов и смело высказать свою точку зрения на этот счет.
Идея создать фильм об истории хип-хоп культуры в России пришла Роме Жигану, рэперу старой школы, читавшему под бит нечто похожее на шансон. Увлечение музыкой превратило парня с тюремным прошлым в настоящего артиста нулевых. “Если бы не хип-хоп, то боюсь представить, что бы со мной было”, — говорит он, а вслед за ним и герои его фильма. Здесь хип-хоп — это путеводная нить, которая когда-то спасла жизни талантливым ребятам, объединила их, а следом и всю страну.
Если бы не хип-хоп, то боюсь представить, что бы со мной было
Фильм показывает путь хип-хоп культуры от подростка в широких штанах из спального района до успешного исполнителя, собирающего стадионы. По сути, это сборник интервью знаковых рэперов, рассказывающих даже не столько о самом процессе становления, сколько о том, что для них значит заниматься хип-хопом в России.
Действие происходит будто на фоне пейзажей нулевых: грязноватые граффити, старые электрички, аляповатые вывески магазинов. Возможно, это от того, что фильм снимался целых 7 лет, и в кадр успела попасть та самая Москва времён ларьков у метро и рекламы вдоль эскалаторов. А можно это трактовать как намеренный режиссёрский ход: ведь именно в такой среде и зарождался русский рэп.
Лейтмотивом фильма становится история парня из спального района. Он сидит в комнате, ест чипсы, слушает американский рэп и пытается написать свой. Потом он выбирается из квартиры, идет на рынок и покупает “крутую рэперскую одежду”, за которую впоследствии и получает от скинхедов. Побитый, но не сломленный, он возвращается домой, продолжая писать в помятой тетрадки тексты.
Такая жестокость как будто вдохновляет его, заставляет сделать что-то классное всем назло. Невольно задаешься вопросом: а неужели правда было так? Неужели молодые люди не оказывались серьезно искалеченными, а иногда и забитыми до смерти только из-за внешнего вида?
Сами герои фильма говорят: да, били, но вот мы тут стоим взрослые и успешные, и все у нас отлично. Зрителя словно жалеют, оберегают от плохого и не дают загрустить. Затрагиваются, конечно, и острые темы: побои, наркотики, постоянные рэперские разборки и диссы, но только выдаются они строго дозированно. Да, били, но никого не забили до смерти. Да употребляли, но все бросили. Да, писали диссы, но тут же помирились. Картина получилась жизнеутверждающей. Под «BEEF» гораздо больше хочется танцевать, чем размышлять о жестокости жизни.
Но презентация фильма полностью противоречит впечатлению от него. Создатели делают акцент именно на агрессии. Само название означает вражду между рэперами. Более того, на премьере каждому гостю дают вяленую рыбу со словами “держи леща”, и в довершение во время просмотра происходит драка. Агрессию выставляют напоказ и словно хотят за ней спрятаться, от чего-то защититься. Но вот от чего?
Что если создатели ждали от нас негативной реакции? Вердикта “наверное, отстой”, вынесенного лишь по одному трейлеру? Ориентировались на то, с каким настроем мы идем в кинотеатр? Ведь это не желание поудивляться чему-то новому, а, скорее, надменный приказ: “Ну давайте, удивите нас!” Только вот “BEEF”, скорее всего, не удивит. Он сыграет старые треки и даст поностальгировать, он позволит почувствовать атмосферу концертов в маленьких клубах нулевых и на гигантских стадионах наших дней, а напоследок подарит ощущение того, что все в этом мире возможно. Почему бы не дать ему шанс?
Автор: Злата Лиман
Фотографии с сайта www.kinopoisk.ru
Social Impact Award это программа поддержки начинающих предпринимателей, создающих бизнес со смыслом. Организаторы программы — Impact Hub, центр поддержки социальных инноваций, где идеи о позитивных социальных изменениях превращаются в успешные проекты и компании. Impact Hub сочетает лучшие свойства бизнес-инкубатора, ассоциации профессионалов и лаборатории инноваций.
В этом году SIA пройдет в России в шестой раз и примет 75 проектов со всей России.
Программа Открытия:
16:30 — 17:00. Регистрация. Приветственный кофе.
17:00 — 17:15. Приветственные слова организаторов:
Екатерина Халецкая, Impact Hub Moscow;
Борис Ткаченко, Молодежный Бизнес России;
Анна Самохвалова, Ситибанк.
17:15 — 17:40. Итоги исследования о потребностях начинающих предпринимателей.
Ирина Горелова, Молодежный Бизнес России.
17:40 — 18:00. Презентация программы Social Impact Award 2019.
Полина Джуляк и Анна Булочникова, Impact Hub Moscow.
18:00 — 19:00. Ток-шоу о социальном предпринимательстве «SIA — больше, чем премия».
Участники:
Павел Котосов, социальный предприниматель, основатель проекта Teddy Food, финалист SIA.
Любовь Ермолаева, социальный предприниматель, основатель проекта BuySocial, победитель SIA.
Екатерина Соколенко, предприниматель, бизнес тренер.
Дмитрий Некрасов, социальный предприниматель, генеральный директор Онлайн школы для детей и молодежи «Young», наставник.
Модератор: Борис Ткаченко, Молодежный Бизнес России.
19:00 — 20:00. Легкие закуски и нетворкинг.
Регистрация по ссылке.
15-16 февраля Факультет коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ проводит Межвузовскую научно-практическую конференцию «Исследования медиа и коммуникаций: теории, практики, исследовательские перспективы».
Приглашаем к участию студентов любых вузов (бакалавров, магистров и аспирантов), заинтересованных в академических проектах в сфере медиа. Студенты могут принять участие как в качестве слушателей, так и докладчиков: представить свой проект, получить фидбек от экспертов и дополнить своё портфолио. Подробнее в группе.
Для участия в качестве докладчика или слушателя необходимо зарегистрироваться.
Конференция состоится по адресу: г. Москва, Хитровский пер. 2/8 (Департамент медиа НИУ ВШЭ).
Важно! Приём заявок продлится до 23 января.