«Красивые вещи»: за оболочкой

«В 2016 году ежедневный запрос на нефтяные баррели составлял 96», — такой статистикой оглушает документальный фильм «Красивые вещи» — режиссёрский дебют итальянцев Джорджо Ферреро и Федерико Биазина. Мораль фильма уже поразила жюри Венецианского кинофестиваля, а теперь добралась и до фестиваля ДОКер в Москве. 

Несмотря на то, что прежде Ферреро занимался исключительно музыкой, первой появилась история. Жизненный цикл одной вещи начинается в недрах нефтяных полей Техаса, продолжается на танкере, груженном баррелями нефти. Готовая вещь становится предметом измерения – исследуются её характеристики, после чего она попадает на прилавки магазинов и в дома людей.

Где-то в 35 лет я понял, что моя жизнь – идеальный портрет последователя современной религии потребления, о которой никто не говорит, но в которой все мы живём. Работаем с вещами, в окружении вещей, ради приобретения вещей, и всё это – в постоянной спешке. Моя жизнь казалась идеальной, и я задумался над тем, как прекратить этот ложный круг погони за материальным – так и началась моя работа над фильмом.

Джорджо Ферреро

Сколько бы времени она там ни провела, исход один – вещь оказывается в мусоре, и её уничтожает единственный человек, способный нажимать на кнопки, и достаточно смелый, чтобы заниматься настолько опасной деятельностью.

Виолончель, которую никто не слышит

«Каждый сам должен жечь свои отходы, никто и никогда их не ароматизирует, — замечает финальный герой, работающий на станции по уничтожению мусора. — Я всего лишь занимаюсь тем, чтобы дым от этого костра был чище».

Работа на станции требует специальной экипировки – респиратор, защитный комбинезон – и включает в себя немало рисков для жизни. То же самое касается и других героев – нефтяника, некогда обрызганного химикатами, и математика, что постоянно находится в комнате с полной звукоизоляцией. Это давит на психику.

Своя цель, своя причина находиться на своём месте есть у каждого из четырёх героев. Добыча нефти, перевозка, изучение и, наконец – уничтожение. Наблюдение за этими циклами не запрещено законом, никак не ограничено – и, тем не менее, это происходит незаметно для наших глаз. Практически невидимые, одинокие люди поддерживают круговорот потребления в природе, отказываясь от собственных желаний и рискуя жизнью – ради чего? Ради того, чтобы очередная надоевшая нам вещь оказалась в мусорном контейнере?

Андреа, измеряющий звуковые характеристики, в комнате с полной звукоизоляцией – здесь он работает каждый день.

«Я начал писать историю с Андреа – человека, измеряющего звуковые характеристики предметов, – рассказывает Ферреро. –  Я познакомился с этим миром позади нашего ежедневного потребления, когда мы снимали схожую по тематике короткометражку. Найти героев, с одной стороны, было несложно – например, когда я приехал в Техас, было достаточно выйти на улицу и начать спрашивать местных. Найти их было просто, а вот разговорить, чтобы фильм получился – гораздо сложнее».

«Мы что-то несём людям, – признаётся Данило, служащий на грузовом танкере, – но у нас нет ничего. Поэтому у нас хотя бы должна быть мечта». Он, например, мечтает зажить в деревенском домике вместе со своей женой и десятком кур…

Хотя открытым текстом о несчастье или недовольстве своей жизнью никто не говорит, намёки на проблему мелькают ненавязчиво и не могут остаться незамеченными. Даже за видимым счастьем, за их довольством тишиной и изоляцией скрывается невозможная мечта о лучшей жизни, об обществе, в котором они не только предлагают «красивые вещи», но и обладают ими. В одном из финальных кадров в звукоизолированной комнате играет виолончелистка – так и изображённые герои продолжают каждый день петь одну и ту же песню, но никто этого не слышит.

Документальная симфония

Данило на танкере. Источник фото: FITNewsRoom

Подчеркнуть внутренний мир выбранных героев Ферреро удалось при помощи оригинального сценарного решения, за которое фильм и прозвали «документальной симфонией». Вместо того, чтобы сделать саундтрек незначительным аккомпанементом к изображению, как это обычно бывает, режиссёр предпочёл сделать его полноценной частью истории – опыт создания музыки всё-таки дал о себе знать.

Саундтрек построен на ритме мест, в которых мы проводили съёмки. Например, цикл работы нефтяного насоса составляет 9 секунд – от этого промежутка можно оттолкнуться. На самом деле, мы записали порядка ста сэмплов, работая на нефтяных полях. Музыка помогла нам воссоздать атмосферу тех мест, в которых мы побывали, и сознание людей, которых мы сняли. Так, в части о грузовом танкере мы использовали вокал жены нашего героя

Жуткая, откровенная картинка, подкреплённая ритмичными звуками, вписанными в канву повествования, действительно нагнетают обстановку. Разве должен документальный фильм вызывать другие эмоции?

Красота спасёт мир?

Несмотря на то, что сейчас всё устроено не лучшим образом, по словам самого Ферреро, всё ещё не так плохо – Землю и человечество ещё можно спасти.

«Готового решения у меня нет, – вздыхает режиссёр, – и, тем не менее, я хотел, чтобы мой фильм стал первым шагом к осознанию проблемы. Это портрет моей жизни, то, что объединяет меня и зрителя, меня и всё человечество. Мы все живём в религии потребления, и, как кажется мне, то немногое, что мы можем сделать, – это уважать разнообразие вокруг себя. По крайней мере, с этого можно начать».

Концовка фильма могла быть и более трагичной. В первоначальном сценарии всё заканчивалось на горящих игрушках – фактически, на смерти вещей. Тем не менее, как признался сам Ферреро, он всё-таки мечтатель, и не верит, что в действительности всё настолько плохо. Так и родилась сцена парного танца в ночном торговом центре – сцена, против которой Федерико Биазин твёрдо возражал.

Он говорил мне, что ненавидит сцены танцев в каком бы то ни было фильме, но я всё-таки уговорил его попробовать. Пообещал, что если выйдет плохо, мы просто вырежем эту сцену. Итак, первый день монтажа, мы сидим в темноте, в маленьком театре, я собираю картинку с самого конца. Когда кадры выстраиваются в стройный ряд, я оборачиваюсь к Федерико и спрашиваю, что он думает… и вижу, что по его щекам текут слёзы. Тогда мы и решили, что сцена остаётся

Тем не менее, смотреть на эту сцену однозначно не стоит. Как и в случае с героями-невидимками, за внешним счастьем танцоров прячется нечто большее; в этом случае – простое невежество, отсутствие того самого понимания, с которого начинаются перемены. 

…готов ли я что-то сделать?

Задачей зрителя становится сделать собственный выбор. «Итак, теперь я знаю, как живут вещи, как много усилий тратится на их создание; я знаю, что за этим стоят люди, одиноко и стойко выполняющие свой долг. Но что могу сделать я? Или даже: готов ли я что-то сделать?»

Автор: Анастасия Гастин

Фотографии предоставлены организаторами

 

В этому году музыкальный фестиваль «Дикая Мята» посетят Primal Scream, Баста, «Мумий Тролль», Дельфин, The Hatters, Монеточка, Комсомольск, Нейромонах Феофан, Sirotkin, “Казускома”, Faithless DJ Set – на пяти сценах фестиваля выступят 100 артистов со всего мира. И некоторые выступят впервые.

Так, этим летом на одной из пяти сцен «Дикой Мяты» споют Shortparis – «оппозиционеры» современной музыкальной сцены. Они идут по собственному пути и ищут самобытные музыкальные и художественные решения.

Shortparis – это машина времени, которая отправляет меня, как поклонника, во времена, когда музыка была территорией смысла, арт-пространством для самовыражения. Сейчас такого очень не хватает.
Андрей Клюкин, продюсер фестиваля

Также впервые на «Дикую Мяту» едет инди-группа «СОВА», на счету которой два полноценных альбома и мини-тур по России. «СОВА» рассказывают о личных переживаниях, воспевая откровенность и сердечность. Лирика группы – это новая искренность!

Я бесконечно люблю мультфильмы Миядзаки, могу с дочкой бесконечно их смотреть. Там прекрасно все: доброта каждого героя, честность, любовь и, конечно, музыка Дзё Хисаиси. Когда я слушаю «СОВУ», я испытываю ровно такие же эмоции.
Андрей Клюкин

Группа «Нотэбёрд» играет рок, впитавший в себя народный фольклор, джаз и электронику. На выступлениях группы царит поистине магическая атмосфера, которую невозможно передать словами – «Нотэбёрд» создают на своих концертах параллельную музыкальную вселенную.

Среди «новичков» фестиваля также заявлена группа Vice Versa: музыканты называют свои выступления ритуалами, а жанр, в котором они играют – «Russian Heavy Psych». Их концерты — это импровизации, отсылки к лучшим образцам рока 70-х и барабанные соло на несколько минут (невиданная роскошь на российской инди-сцене!). Парни дали несчетное количество выступлений на секретных лесных опен-эйрах и подпольных вечеринках. Теперь они выступят на крупнейшем независимом опен-эйре страны.

Это тот самый случай, когда любовь с первой песни. В парнях живет дух рок-н-ролла, у истоков которого стояли великие психоделики рока конца 60-х. Если это новый виток музыкальной истории, то ура, я дожил! Пора, а то уже подташнивает от хайп-менов. Будем надеяться, что музыка вернулась.
Андрей Клюкин

Лайн-ап «Дикой Мяты» также пополнила Эрика Лундмоен – артистка норвежского происхождения, чья песня «Яд» стала настоящей сенсацией 2018 года: lyric-видео набрало больше 23 млн просмотров на YouTube! Эрика еще не выпустила ни одного альбома, но ее треки уже входят в Топ-100 российского iTunes.

https://www.youtube.com/watch?v=hIAuUBQs95E

Билеты можно приобрести по ссылке.

Следите за новостями фестиваля на официальном сайте.

11 апреля в «Доме 19|07» пойдет звездная премьера, на которую приглашены Мария Голубкина, Евдокия Германова, Яна Чурикова и другие.

Действие первого и второго сезонов театрального сериала разворачивается в усадьбе А.К. Поливанова, памятнике архитектуры начала ХIХ века, одном из редких образцов деревянного ампира. Вокруг этого мистического Дома ходят легенды. Одна из них – о замурованной в стенах дома горничной – служила вдохновением для авторов при создании первого сезона театрального сериала, и нашла отражение во втором.

В ролях заняты артисты, известные своей блестящей игрой в различных театральных проектах: Петр Таренков-Нарышкин, Вячеслав Штыпс, Сергей Сорокин, Андрей Школдыченко, Ростислав Колпаков, Анна Куркова, Роман Графов, Ольга Реутова, Ирина Чипиженко и др.

Продюсер: Наталья Залюбовская.
Режиссер: Артем Каграманян.
Композитор: Руслан Муратов.
Сценарист: Борис Комаров.
Художественный руководитель: Сергей Сорокин.Премьера состоится 11 апреля в 19:07.

Стоимость билетов: 6000 руб.

Сайт проекта: dom1907.ru

13 и 14 апреля 2019 года на дизайн-заводе «Флакон» состоится арт-ярмарка Happy Market – особое место для молодых и креативных, которое является не только торговой площадкой, но и пространством, где разворачивается глобальная дискуссия о внешнем виде и всём, что с ним связано.

На первом этаже площадки будет организована зона маркета, где молодые дизайнеры, художники и стилисты будут презентовать широкой публике свои уникальные товары ручной работы. Здесь можно будет приобрести дизайнерскую одежду и украшения, оригинальные подарки, открытки, броши, игрушки, изделия из полимерной глины и керамики, сладкие угощения и многое другое.

Арт-ярмарку сопровождают множество событий – экспресс-консультации и макияж, мастер-классы, практикумы, дискуссии и лекции.

Первый день арт-ярмарки будет посвящен вопросам стиля. Состоятся бесплатные экспресс-консультации и лекции от известных имиджмейкеров, которые расскажут о секретах шоппинга, управлении впечатлением с помощью одежды, must have сезона весна-лето и психологии цвета. Среди спикеров:

Во второй день арт-ярмарки на площадке будут работать профессиональные визажисты, которые порадуют гостей бесплатным экспресс-макияжем. Также состоятся лекции, практикумы и мастер-классы:

На ярмарке можно будет не только заняться шоппингом и послушать лекции, но и интересно провести время на увлекательных занятиях для детей и взрослых: расписать кукол, игрушки, футболки; создать броши и заколки из фетра; посетить мастер-классы по лепке из глины, росписи по дереву в традициях русских промыслов и изготовлению ювелирных изделий.

Вас ждет полная перегрузка: бесцветный бальзам для губ меняем на яркую помаду, а бесформенный свитер — на дизайнерский костюм!

Вход на ярмарку свободный, участие в мастер-классах и лекциях – бесплатное!

Время работы ярмарки: 12:00 — 20:00

Адрес: м. Дмитровская, ул. Б. Новодмитровская, д. 36, стр. 12 (дизайн-завод «Флакон», пространство «КУБ»)

Подробнее о ярмарке на сайте и в социальных сетях: Вконтакте, Инстаграм, Фейсбук.

24 апреля в Powerhouse пройдет концерт и презентация нового сингла группы Anray.

Это московский дуэт, исполняющий акустический неофолк с динамичным R’n’B и легкими вкраплениями соула преимущественно на английском языке. Своеобразная манера игры на гитаре в сочетании с тенором и обволакивающий басом, раскрывают всю интимность и камерность песен, так будто бы эти песни написали вы.

Время: 24 апреля, среда, 20.00–22.00
Вход: 600 руб., купить билет
Адрес: Powerhouse, Гончарная 7/4

2018 год показал, что у музыкальной индустрии в России большое будущее. Музыка перестает быть недостижимой мечтой или хобби, которым занимаются в свободное  время, а становится полноценной работой – с плотным графиком и растущей прибылью.

При такой скорости роста все актуальные знания находятся внутри профессионального сообщества, в руках у успешных практиков из индустрии. И это главная причина пойти учиться в Moscow Music School. Школа является точкой сборки актуальных запросов индустрии и образовательных технологий, где преподавательский состав — это действующие музыканты и ведущие специалисты индустрии.

ПОЧЕМУ НУЖНО ИДТИ НА ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ В MOSCOW MUSIC SCHOOL? 5 ГЛАВНЫХ ПРИЧИН:

  1. Узнать о состоянии музыкального бизнеса в России, какие ниши наиболее перспективны и куда двигаться, если ты хочешь быть успешным в этом деле.
  2. Увидеть, потрогать, понажимать кнопки в учебном классе Music Production, оснащенным по примеру «золотого» стандарта аналогичных классов в британских и американских крупных музыкальных школах.
  3. Задать свои вопросы кураторам курсов:
    • Sound Engineering, куратор Илья Лукашев (микс-инженер группы Therr Maitz, создатель проектов Waveformers и WaveForum),
    • Songwriting & Music Performance , куратор Надежда Грицкевич (автор песен, лидер группы НААДЯ),
    • Music Production, куратор Роман Шелест (диджей, музыкант и продюсер).
  4. Узнать о карьерных возможностях для выпускников школы.
  5. Если ты практикующий музыкант, ознакомиться с программой коротких интенсивных курсов, на которых изучают узкоспециализированные дисциплины, например, создание ремиксов или работу букера.
  6. Если ты задумался о смене карьерного вектора, узнать об актуальных специальностях в музыкальной индустрии.

Расписание:

13:30–14:00 Сбор гостей

14:00–14:50 Вводное выступление директоров и преподавателей школы

14:50–16:10 Презентация долгосрочных образовательных программ

14:50–15:30 Презентация программы Sound Engineering

15:30–16:10 Презентация программы Music Production

14:50–15:30 Презентация программы Songwriting & Music Performance

14:50–15:30 Презентация программы Music Business

15:30–16:10 Презентация коротких программ по направлению Music Business

16:10–16:40 Презентация подготовительной программы Music Basics

16:10–16:40 Презентация коротких программ творческих специальностей

16:40– Экскурсия по школе

Участие по предварительной регистрации: https://moscowmusicschool.ru/events/109038/

25 апреля в Powerhouse Сергей Бурухин представит свой дебютный альбом «Поздно» — восемь песен о безделье, нежелании взрослеть и о том, что ничего не поздно.

Сергей Бурухин известен публике как басист группы Наадя. Но этой весной он ярко заявил о себе новым альбомом, что подтверждают, в том числе, рецензии крупных изданий.

Время: 25 апреля, четверг, 20.00
Вход: 500 руб (а на двоих – 600), купить билеты
Адрес: Adrenaline Stadium, м Сокол, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 80, стр. 17

13 апреля в клубе RED пройдет большой весенний концерт «Выше Домов».

Сергей Сироткин — один из самых ярких представителей российской независимой сцены. Его песни звучат в российских фильмах и сериалах, он выступал на одной сцене с такими музыкантами как Damien Rice,Земфира, Kodaline, Tom Odell, Дельфин, Therr Maitz.

Недавно музыкант выпустил клип на на песню «Выше Домов» с последнего EP «Эхопарк». Режиссёром видео стал Олег Трофим (Лёд, 2017).

Время: 13 апреля, 12.00
Вход: от 1200 руб., купить билет
Адрес: клуб  RED, Болотная набережная, дом 9, стр.1

5 апреля в Институте русского реалистического искусства (ИРРИ) открылась выставка – «Пора разобраться!», посвящённая сложным отношениям между художниками и критиками.

Выставка получила своё название в честь статьи историка искусства и публициста Александра Каменского, которая была опубликована за несколько месяцев до начала выставки «30 лет МОСХа» в Манеже, запомнившейся потомкам тем, как неподготовленный к восприятию абстрактного искусства Хрущёв возмущался, употребляя, среди прочих нелестных отзывов, такие слова как «дерьмо», «говно», «мазня».

Разговор Никиты Хрущева с художником Жутовским, 1962 год

Сама статья «Пора разобраться», которая явилась основой для выставки, посвящена двум важнейшим темам. Во-первых, большим переменам в советском искусстве, связанным с освобождением от пороков и извращений культа личности. Во-вторых, формированию нового стиля в советском искусстве, «который, надо думать, уже в ближайшем будущем обретёт окончательно ясные контуры и характерные черты. Речь идёт не о повторении старых образцов, скорее о принципиальной внутренней близости, о перекличке разных эпох революционного искусства», указывает Александр Каменский.

Мартирос Сарьян. Портрет Александра Каменского. 1957

Александр Абрамович Каменский известен как автор трудов, посвященных творчеству мастеров советского и русского искусства, в частности, Марка Шагала, Анны Голубкиной, Сергея Коненкова, Мартироса Сарьяна.

Марк Шагал. Окно в сад. 1917

Выставка отличается тем, что она построена на основе архива Каменского, который охватывает почти половину века художественной жизни страны. Экспозиция состоит из служебных записок и стенограмм заседаний, неопубликованных статей и личных писем. Наряду с документами в выставке участвуют работы Мартироса Сарьяна, Марка Шагала, Бориса Пророкова и других художников. Также выставлен никогда ранее не демонстрировавшийся первый вариант работы Алексея Сундукова «Очередь».

Алексей Сундуков. Очередь. 1986

Впечатляет формат выставки, которая состоит из различных разделов. Одним из самых запоминающихся становится «Решенное и недосказанное», посвящённый всесоюзному съезду союза художников СССР.

«Это наш съезд, наш Кремль, наша Советская Демократия», — воодушевленно пишет Каменский в своих заметках к разделу. «Демократия» длится недолго – на смену «деловому, товарищескому разговору» приходят реакционные статьи и переход к следующему разделу выставки «Человек играющий».

Экспозиция позволит посетителям иначе взглянуть как на советское искусство, так и на историю отечественного искусства XX столетия.

Александр Ситников. Студентки. 1972

Впервые, по крайней мере в российской выставочной практике, в центре музейного проекта оказывается не художник, а критик, историк искусства и публицист, глазами которого зрителю предложено увидеть почти полувековую историю страны и её искусства. Впервые, по крайней мере в российской архивной практике, в открытом электронном доступе будет выложен огромный массив структурированной информации об искусстве и культурной жизни нашей страны во второй половине ХХ века. Важнейший период истории отечественного искусства, с 1945 по 1990 годы, предстанет перед глазами читателя в документах, рассказывающих об удивительных поворотах судеб художников и искусствоведов.

Михаил Каменский, искусствовед

Выставка проходит до 11 августа 2019 года.

Автор: Анастасия Акопджанян

Изображение обложки — картина «Лето. Июль» Виктора Попкова, 1969

5-ый Международный кинофестиваль ДОКер демонстрирует самые выдающиеся, актуальные и заметные образцы документального кинематографа любых жанров и направлений, отобранные с разных уголков света.

Фестиваль продлится до 8 апреля. Фильмом закрытия в Москве станет пронзительная анимационная картина Алексей Вахрушева «Книга моря«. Лента будет показана после церемонии закрытия, где международное жюри объявит победителей.

«Книга моря» — пронзительный и очень красивый анимационный док Алексея Вахрушева о морских охотниках Чукотки, которые добывают зверя в холодных водах Берингова пролива. На промысле они проживают истории, не дающие им уйти из реальности. В основе анимационной линии фильма лежит миф «О женщине, которая родила кита». Картину представят режиссер и съемочная группа.

А уже в это воскресенье на фестивале пройдет российская премьера картины Джорджио Ферреро «Красивые вещи». Она уже успела взять приз за за лучший итальянский фильм от молодежного жюри на 74-го Венецианского кинофестиваля. Позднее на модном кинофестивале CPH:DOX в Копенгагене авторы получили Приз за лучший дебют. Что же ждет фильм в России?

Документальная симфония на языке бескомпромиссного арта и под неожиданные звуки панк-сонаты смело и по-новому заявляет о потребительской одержимости человечества. Герои фильма бессознательно запускают длинную цепь создания, транспортировки, коммерциализации и уничтожения объектов, питающих наш булимический образ жизни.

Автор фильма, кинорежиссер Джорджио Ферреро, лично представит фильм и ответит на вопросы зрителей. Джорджио — композитор, режиссер и фотограф, который создал саундтреки к десяткам фильмов, театральных спектаклей и арт инсталляций для мировых музеев и галерей.

Билеты можно приобрести по ссылкам:

«Красивые вещи»,

«Книга моря».