Трёхдневный фестиваль Red Bull Music Festival завершился в воскресенье днём в бассейне “Чайка”, музыка была повсюду, и под водой, и над ней. Музыканты, синтезаторы, диджеи и их микшеры — на вышках, а те, для кого они играют, — в бассейне, держась за кислотно-розовую “макаронину”, лежат на поверхности воды и чувствуют каждую ее вибрацию. Со стороны это похоже на такой психоделический санаторий. Его постояльцы — это не бабушки в ажурных резиновых шапочках с цветочками (кстати, именно они обычно и плавают в “Чайке”), а обритые налысо веганы, йоги, дизайнеры, девочки с необычными Инстаграмами и прочая модная московская публика.
Все скучковались в бассейне, закрыли глаза и временами аплодировали. Их сессия длится два часа. Потом нежный женский голос, как из приложения для медитации, объявляет, что сеанс закончен. Толпа людей с “макаронинами” уходит, а на смену ей приходит другая. Хорошо наблюдать за этим неспешным действием с балкончика, располагающимся прямо напротив вышки, а еще лучше самому купаться в бассейне. Но духота и жажда отрывают от умиротворения и гонят к теньку, поближе к бару с напитками. Как только возвращаешься в эту реальность, начинают возникать вопросы.
Задумка была такова — провести в России первый подводный концерт. Этим уже давно занимается британский медиахудожник Джоэл Коэн, и вот его проект Wet Sounds добрался и до “Чайки”. В бассейн устанавливаются специальные аудиосистемы, благодаря которым музыка не только звучит над водой, но еще и вибрирует под ней. Нырнуть поглубже — это как надеть наушники, которые мгновенно переносят тебя в волшебный сон или же в совсем другой мир. Это как будто попасть в иную реальность, где все подчиняется звуку и живет только за счет него.
Несмотря на жаркий день, да и на сам формат мероприятия, не все собирались искупаться. Кто-то просто сидел в джинсах и футболке и слушал музыку. Вдали от бассейна она почему-то казалась более тревожной: будто саундтрек к фильму, в котором вот-вот произойдет что-то неладное.
Вывеска “алкогольный коктейль с Red Bull — free” манила к бару. Но как только те самые люди в джинсах и футболках подошли, выяснилось, что получить коктейль можно только за фишки, а получить фишки можно только если ты плавал. “То есть я заплатил за билет, но могу получить бесплатный напиток только, если искупаюсь и найду человека, который раздает фишки?” — слышались такие вопросы. Бармен лишь с ухмылкой подтвердил, что все правильно, а тем более жаркий день к такому благоволит.
Толпа выходила из бассейна, бродила в поисках фишек, обращалась к организатором, а те говорили, что фишки скоро будут и нужно совсем немного подождать. Если искать просто воду, то тебе сообщат, что она бесплатна только для абонентов Теле2, а полотенца и шлепки — только для клиентов Тинькофф. Вот так всё распределилось по партнёрам.
Еще одним необычным местом, помимо бара, в котором тебе могут налить только в случае, если ты купался, стала сауна, которую телеграм-канал Психо Daily переделал в Психобаньку. В Психобаньке можно было не только погреться, но и послушать рассказы, сказки и изречения, посвященные чистоте, как физической, так и духовной.
В целом, Wet Sounds стал достаточно спокойным и закономерным завершением фестиваля. Приятно после 24-х часового концерта СБПЧ в Рихтере и ночного диско-техно в Mutabor нырнуть поглубже, поближе к такой по-настоящему медитативной музыке.
Автор: Злата Лиман
Фото обложки: https://www.redbullcontentpool.com/
Осенью культурная афиша столицы всегда заметно преображается. В этом году москвичей ждет множество театральных премьер, новаторских постановок, фестивалей, выставок и других громких событий, которые непременно должны войти в сентябрьский список must see.
Осенью в Центре фотографии братьев Люмьер откроется выставка культового фотографа Владимира Лагранжа, чье творчество стало олицетворением “оттепельных” 60-х. Посетители увидят ретроспективу работ автора за период с 60-х по 90-е годы, в которых он отобразил не только классику советской фотографии, но и мировые тенденции профессии того времени. На выставке будет представлено более 150 снимков. Среди экспонатов будут как знаменитые фотографии “Бабуля” (1961), “Вратарь” (1961), “Голуби мира” (1962), “Юные балерины” (1962), так и менее известные работы мастера.
Где: Центр фотографии братьев Люмьер
Когда: с 5 сентября
Цена: от 250 рублей
В Гоголь-центре в сентябре состоится долгожданная премьера спектакля Кирилла Серебренникова “Палачи” по пьесе британско-ирландского драматурга Мартина Макдонаха. Этот автор известен всему миру по фильмам “Залечь на дно в Брюгге”, “Семь психопатов”, “Три билборда на границе Эббинга, Миссури”. Действие постановки перенесено в подмосковный кабак во времена суровых нулевых. После отмены смертной казни в России в 1996 году главный герой — бывший палач — остается без работы. Он открывает паб на окраине города, пытается ужиться с женой и дочерью-подростком, пьет пиво с постоянными клиентами, общается грубо и свысока — ведь палачи бывшими не бывают, а профессия почетная. Как обернется жизнь и сможет ли бывший убийца адаптироваться к стремительно меняющейся реальности — вот о чем эта постановка.
Где: Гоголь-центр
Когда: 12-15 сентября
Цена: от 3000 рублей
“Дядя Ваня” — первая постановка Стефана Брауншвейга в России. Как говорит сам режиссер и художественный руководитель парижского театра Одеон, к работе над этой чеховской пьесой он шел почти 30 лет. Главные роли в спектакле исполнят Евгений Миронов (Войницкий), Юлия Пересильд и Елизавета Боярская (Елена Андреевна), Виктор Вержбицкий (Серебряков), Анатолий Белый (Астров). Для Анатолия Белого это будет первый опыт сотрудничества с Театром Наций. По мнению Брауншвейга, ключ к сегодняшней постановке “Дяди Вани” — экологическая тема, которая волнует весь мир. Чеховский персонаж Астров оказался провидцем. Ведь больше ста лет назад молодого врача волновала проблема неконтролируемой вырубки лесов. Он предлагает заменить дрова альтернативным топливом и горячо рассуждает о природе, которую нужно беречь для будущих поколений.
Где: Театр Наций
Когда: 15-17 сентября
Цена: от 4000 рублей
7-8 сентября в Москве впервые на одной площадке соберутся более 100 лучших частных музеев страны, от Калининграда до Камчатки. Они привезут в столицу свои уникальные коллекции. Это выставка получила название “Частные музеи России. Самородки России”. На выставке будут представлены разные сорта мыла из Ивановского музея мыла, коллекции фарфоровых изделий из Музея дулевского фарфора, самовары из Музея вятского самовара в Кирове, множество сортов чая из петербургского музея “Море чая” и другие экспонаты. Кроме того, в программу выставки входят лекции, мастер-классы, тематические конференции и круглые столы.
Где: Выставочный центр “Сокольники”
Когда: 7-8 сентября
Вход свободный
В саду “Эрмитаж” пройдет 7-й “Театральный марш” — масштабный театральный фестиваль под открытым небом. В течение дня зрители смогут увидеть спектакли более 10 московских театров: Театра на Таганке, театра “Практика”, Мастерской Брусникина, Центра имени Вс. Мейерхольда и театральной компании “Июльансамбль”, Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко и других. Так, например, театр на Таганке представит концертную версию постановки Максима Диденко “Беги, Алиса, беги”, “брусникинцы” покажут site-specific спектакль Дмитрия Мелкина “Лес”, а “Балет Москва” представит постановку “Крейцерова соната” канадского хореографа Роберта Бинета. Оркестр Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко выступит с программой “Сказки Пушкина”, куда войдут произведения Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова и Анатолия Лядова. “Школа современной пьесы” покажет open-air-версию премьерного спектакля Иосифа Райхельгауза “На Трубе”, посвященного 30-летию театра.
Где: Сад “Эрмитаж”
Когда: 7 сентября
Вход свободный
ГМИИ им. А. С. Пушкина представит выставку Якоба Йорданса (1593−1678) — одного из выдающихся представителей фламандского барокко, в экспозиции будет представлено 18 крупноформатных живописных работ и около 30 рисунков из разных собраний, отражающие основные этапы творческой биографии мастера, разнообразие видов и жанров, в которых он работал, и эволюцию его стиля. Он работал практически во всех жанрах: создавал картины на религиозные, мифологические, исторические сюжеты, писал портреты и натюрморты, отдавая предпочтение бытовым композициям с элементами бурлеска. Второй после Рубенса художник Антверпена, в России Йорданс появился благодаря Екатерине II, в том числе с его работ начинался Эрмитаж. На время выставки огромное полотно Якоба Йорданса «Оплакивание Христа» впервые временно переедет из Александро-Невской лавры в Москву. В названии выставки “Русский Йорданс” сделан акцент на том, что в экспозиции объединены работы художника, находящиеся именно в российских собраниях.
Где: ГМИИ имени А.С. Пушкина
Когда: 18 сентября
Цена: зависит от категории билета
В театре “Модерн” отдают дань памяти культового музыканта Курта Кобейна и его легендарной группы Nirvana. Режиссер Юрий Грымов, вдохновленный историей успеха и падения простого парня из провинциального американского городка Абердин, поставил спектакль “Nirvana. Возвращение легенды”, в котором описывается, как Курту удалось стать мировым музыкальным феноменом, как он женился на Кортни Лав и пытался брать на себя ответственность за счастье родных. Грымов рассказывает зрителям о попытках Кобейна выжить в окружении безумия и наркотического угара, о цене успеха и бессмертии рок-н-ролла.
Где: Театр “Модерн”
Когда: 18 сентября
Цена: от 800 до 5000 рублей
Этой осенью в России состоится премьера новаторского балета “Сны Спящей красавицы” (Sleeping Beauty Dreams). 14 и 15 сентября ее смогут увидеть на сцене «Мариинский-2» в Петербурге, а 20 — в «Крокус Сити Холле» в Москве. Главные роли исполняют Диана Вишнева и Марайн Радемакер, солист Штутгартского балета, главный танцор и балетмейстер Голландского национального балета. Зрители увидят волшебный сон главной героини, который длился 100 лет. Оживить фантазийные картины и грезы удалось благодаря соединению современного танца, EDM-музыки и новейших 3D-цифровых аватаров. Над спектаклем трудились дизайнер Тобиас Греммлер, работающий с Bjork, художник по костюмам Барт Хесс, сотрудничающий с Lady Gaga, хореограф Эдвард Клюг, художник по свету Лорен Форт. В постановке звучит музыка EDM-пионеров NOISIA/Thijs de Vlieger.
Где: Крокус Сити Холл
Когда: 20 сентября
Цена: от 2000 рублей
В честь 210-летия Н. В. Гоголя Малый театр открывает новый сезон премьерой спектакля “Игроки”. Режиссер Владимир Драгунов представит свою версию знаменитой комедии, в которой главного персонажа картежного шулера Ихарева сыграет недавно вернувшийся в Малый Игорь Петренко. В постановке также участвуют: Валерий Афанасьев, создавший неповторимый образ Михаила Александровича Глова, Глеб Подгородинский, Василий Зотов и Михаил Фоменко (роли Утешительного, Швохнева и Кругеля), Максим Филатов в роли младшего Глова и другие. Кроме того, на сцене появится и роковая героиня — та самая козырная колода Ихарева Аделаида Ивановна (Наталья Калинина). Действие закручивается вокруг Ихарева, который убежден, что он знает секрет, позволяющий обыграть любого, даже самого матерого картежника. Но жизнь преподносит ему неожиданный поворот.
Где: Государственный академический малый театр
Когда: 22 сентября
Цена: от 400 рублей
Петербургский театр “Рок-опера” в этом году отмечает 30-летие. В честь этого события впервые за 13 лет он привозит в Москву знаменитый мюзикл “Иисус Христос — суперзвезда”, лицензию на постановку которого театр получил первым в России. Специально для московских показов в концертном зале “Измайлово” были пошиты новые костюмы, перезаписан музыкальный материал и переосмыслена световая партитура спектакля, над которой трудился художник по свету группы “АлисА” Андрей Лукашов. В постановке участвуют: Ярослав Баярунас, Вячеслав Штыпс, Вячеслав Ногин, Александр Казьмин, Анна Позднякова и другие. В мюзикле также сыграет заслуженный артист Богдан Вивчаровский, работающий в театре со дня основания. В этом году актеру исполнится 80 лет.
Где: Концертный зал “Измайлово”, Измайловское шоссе, д. 71, корп. 5
Когда: 28-30 сентября
Билеты: от 1000 рублей
Сегодня в Москве от Чистых прудов до Пушкинской площади прошло несогласованное шествие против политических репрессий. Надо отметить, что оно прошло без задержаний. Представители органов государственной власти вели себя во время всего шествия предельно корректно.
По данным ГУ МВД, в шествии приняли участие 750 человек, однако судя по многочисленным фото и видео собралось на бульварах несколько тысяч. Показываем, как всё проходило.
В акции приняла участие и юрист ФБК Любовь Соболь, призвавшая всех участвовать в выборах 8 сентября по стратегии «Умного голосования».
Активистки из движения СоцФем Альтернатива растянули розовый плакат в поддержку сестёр Хачатурян и против декриминализации домашнего насилия. Около памятника Александру Пушкину к ним подбежал молодой человек в белой футболке, который вырвал из рук девушек транспарант и начал его топтать. Защитить девушек попытался мужчина в возрасте, как пишет Медуза, провокатор, начавший избивать молодого человека. К нему через пару мгновений присоединился ещё один. Драку разняли мужчины из толпы.
На Пушкинской площади люди оставались до вечера. Многие из них молча высказывали свою позицию.
Через неделю состоятся выборы в Московскую городскую думу.
Фото: Стася Гришина
В 2019-м традиционный фестиваль нового датского кино выглядит встречей со старыми добрыми друзьями. Почётный гость 11-й «Датской волны» – Билле Аугуст, живой классик, не раз успешно работавший за пределами Дании, европеец, уважаемый в Голливуде, и один из редких режиссёров-счастливчиков, дважды удостоенных Золотой Пальмовой ветви Каннского кинофестиваля.
На открытии фестиваля он представит эпический кинороман «Счастливчик Пер» – насыщенное полотно о молодом искателе счастья и свободы в Копенгагене XIX века.
Ещё одна костюмированная историческая драма на фестивале – «Пока не наступили холода» Михаэля Ноэра: три его предыдущих картины участвовали в «Датской волне». Вернувшись на родину, один из лучших датских режиссёров XXI века создал насыщенное драматичное произведение о суровых испытаниях, выпавших на долю старого фермера.
Участник «Датской волны» 2011 года Кристоффер Боэ – представитель того же поколения, что и Ноэр, суперпрофи, мастерски работающий в разных жанрах, но всегда выбирающий острый сюжет. Его новый фильм «Журнал 64» продолжает детективную франшизу «Мистериум» о приключениях сыщиков Мёрка и Ассада из отдела Q, берущегося за самые невероятные «висяки».
Фредерикке Аспек, автор весьма необычной комедии «По доброй воле», на «Датской волне» впервые, однако фестивальная судьба её предыдущего фильма – мультикультурной мелодрамы «Росита» – началась именно в России, на ММКФ, наградившем Аспек призом за режиссуру.
Новое имя, которое фестиваль открывает российскому зрителю, – Улаа Салим, режиссёр одного из самых резонансных дебютов года, социально-политического триллера «Сыны Дании».
Искусство и актуальная тематика, большой стиль, восходящий к классической литературе, и стремительный современный ритм повествования, драматизм и парадоксальный юмор – разные грани многоликого кинематографа Дании.
Новый фильм Бертрана Бонелло уже успел получить огласку в русских СМИ. О нем написали Антон Долин и Афиша Daily, журнал Сеанс взял у режиссера интервью, в котором тот рассказал о магии вуду и культурной апроприации, а телеграм-каналы на прошлой неделе уже зазвали всех в кинотеатры. Но как воспринимается фильм вдали от нарядных премьер со вступительными речами и восторженных рецензий? Вечером буднего дня мы заглянули в полупустой зал кинотеатра Garage Screen, где как раз показывали “Малышку зомби”.
Бертрана Бонелло знают, в первую очередь, по фильму “Сен-Лоран. Стиль — это я”. Остальные его работы не получили подобной огласки. Бонелло делает “кино не для всех”. Кажется, нацелено оно на настоящих синефилов, которые после рабочего дня придут в кинотеатр не в со своими друзьями, чтобы отдохнуть и весело провести вечер, а одни. Они прокрадутся в кинозал со стаканчиком кофе, только-только купленным в кафе Гаража, а поскольку пришли они намного заранее, то в ожидании начала будут читать.
Перед нами не типичный ужастик с мертвецами, вылезающими из могил. Несмотря на слово “зомби” в названии, фильм не собирается пугать или каким-либо образом пародировать клишированные страшилки. Здесь скорее проводится настоящее исследование вопросов власти, либерализма, смешения культур. За этими обширными понятиями скрываются две истории, которые, на первый взгляд, никак не взаимосвязаны, но волшебным образом ближе к концу сливаются в одну.
Гаити 1960-ых и Франция наших дней. Плантации, на которых работают “заколдованные” рабы-зомби, и закрытая школа для девочек, в которой учатся лишь те, чьи семьи награждены орденом Почетного Легиона. Зрителя перебрасывают между этими пространствами, причем происходит это так внезапно, что границы действительно начинают стираться, хотя, казалось бы, сложно найти более непохожие и несочетающиеся места.
Первая история, с которой и начинается фильм, рассказывает о реальном человеке — Клэрвиусе Нарциссе (Макенсон Бижу), который был порабощен магией вуду, вырыт из могилы и отправлен трудиться на плантации. Его история — это попытка вырваться из того заколдованного состояния, когда есть только тело, которое может работать, но не может говорить, помнить, чувствовать.
Другая сюжетная линия — французский лицей с девочкой Мелиссой (Висланда Луима), единственной чернокожей ученицей в классе, и ее подругой (Катиана Мильфор), которая тяжело переживает расставание с возлюбленным. За помощью она обращается к колдунье, практикующей магию вуду,- тете Мелиссы.
Фильм состоит из долгих статичных кадров. Вот, например, девочки собираются ночью и включают песню французского рэпера Damso. И, кажется, нам дадут послушать максимум один куплет, но песня проигрывается от начала до конца, а все это время на экране подпевающие школьницы в пижамах. Так кино словно превращается в медитативный процесс.
Развивая сюжетную линию заколдованного Кларвиуса Нарцисса, режиссер уделяет время и таким кадрам, на которых по несколько минут облака медленно плывут на фоне полной луны или же сахарный тростник ночью колышется на ветру.
Поначалу нервно задаешься вопросом “Это что, весь фильм будет такой?”, начинаешь оглядываться на остальных зрителей, поднимаешь голову к высокой крыше Garage Screen, но потом привыкаешь и, кажется, по-настоящему расслабляешься. Это не динамичный экшен, который каждую секунду нагружает сознание новым ярким кадром.
“Малышка зомби” дает время на собственные размышления и ответы, и, думается, именно сейчас, во время непрекращающегося потока информации, каждому нужно такое кино.
Автор: Злата Лиман
2 сентября в 20:00 ТНТ выпускает на телеэкраны новый комедийный сериал “Жуки” — о трех парнях-миллениалах-работниках айти-производства, которые волею судьбы (то есть сбегая от срочной службы в армии) попали в деревню Жуки в самый неподходящий момент своей жизни.
Максим Пешков, сценарист “Жуков”, поблагодарил Comedy Club Production, ТНТ и продюсера сериала Вячеслава Дусмухаметова лично за то, что они не побоялись взять, и раскачать, и сделать смешной, сделать народной историю про деревню, которую сейчас все забывают.
Действительно, сериалов про деревню на российском телевидении не так много, большинство из них снимают для ВГТРК и показывают на России 1, а герои напоминают нелепые карикатуры на деревенских жителей, предназначенные для тех, кто в деревне никогда не был и не собирается. “Любовь не картошка”, “Доярка из Хацапетовки”, “Огуречная любовь”, “Цвет черемухи”… Если вы никогда не слышали об этих сериалах, значит, деревенское поветрие сценаристов России 1 обошло вас стороной. Скорее всего, это к счастью.
«Жуки” — это настоящая комедия в духе ТНТ”, — высказался на презентации сериала Вячеслав Дусмухаметов, продюсер, сценарист не только этого, но и многих других проектов на ТНТ, не только комедийных, но и сатирических — он продюсировал и популярные проекты прошлого года “Домашний арест” и «Год культуры».
“Жуки”, и правда, очень похожи на “Универ” и “Интернов”. Похожи не только юмором в стиле юмористических миниатюр, иногда абсурдным, иногда смешным, но еще и построением сюжета.
Большинство комедийных проектов ТНТ сюжетно организованы примерно одинаково — небольшая завязка, затем много комедийных этюдов, внутри каждого из которых обязательно должно быть нелепое происшествие, яркий диалог и шутка, иногда несколько. Затем кульминация — самый смешной момент сценки, панчлайн, а потом развязка.
Такой план отлично работает на многосерийных и многосезонных проектах, в рамках которых персонажи не столько должны развиваться вместе с сюжетом, сколько притягивать внимание зрителей своим поведением в каждой отдельно взятой серии.
“Жуки” же состоят из 16 серий, насчет продолжения ТНТ ничего не говорит, но первый сезон снимали 3 года, возможно, тема уже и исчерпана. Тем не менее и этот сериал построен по модели совокупности шуточных миниатюр. Это, с одной стороны, неплохо и помогает удержать внимание зрителя, юмор скорее качественный, чем нет. Но с другой стороны, не хватает плавных переходов между эпизодами и логически обоснованной завязки.
В “Жуках” многое происходит по хлопку сценаристов (или режиссера) — хлоп, парни презентуют свое приложение, хлоп, их находит военкомат, хлоп, они в военкомате, хлоп, они уже в деревне. Если бы на развитие сюжета потратили чуть больше времени, комедийная составляющая бы не пострадала, а смысловая — только выиграла.
Зато в сериале очень много ярких образов — персонажи прописаны достаточно фактурно, и актеры справляются с ролями практически идеально. Тройка главных — Вячеслав Чепурченко (“Измены”, “Спящие “), Павел Комаров (“Лед”, “Туристическая полиция”) и Вадим Дубровин (“Тайны следствия”, “Проспект обороны”) — ведут себя в соответствии с тем, как и должны вести себя городские молодые парни, которых случайно и совсем не добровольно забросило в деревню.
Максим Лагашкин (“Звоните ДиКаприо”, “Аритмия”) абсолютно органичен в роли деревенского участкового, а Владимир Епифанцев (“Дом”, “Я остаюсь”) как будто бы действительно часть жизни провел в исправительном учреждении.
Но лучшее, что есть в этом сериале — это невероятно сочная и насыщенная картинка, за что стоит поблагодарить оператора Степана Бешкурова. Когда камера в очередной раз пронесется над полями, лесами и лугами деревни “Жуки”, будьте осторожны — вы можете почувствовать неконтролируемое желание уехать туда хотя бы на пару дней.
В целом, “Жуки” производят то самое впечатление классической комедии на ТНТ, что ни плохо, ни хорошо — просто данность. Но это наше впечатление, поэтому включайте (или покупайте) телевизор, чтобы сформировать свое.
Автор: Анна Чеботарева
Газета The Art Newspaper Russia представляет третий фестиваль фильмов об искусстве, который пройдет с 9 по 15 сентября в музее современного искусства «Гараж», Государственной Третьяковской галерее, Центре документального кино, Мультимедиа Арт Музее, Москва и кинотеатре «Пионер».
В программе TANR FF этого года документальные фильмы о знаменитом фотографе моды Питере Линдберге, одном из самых дорогих современных художников Шоне Скалли, британской художнице португальского происхождения Паоле Регу, создателе грандиозных инсталляций художнике Христо, анимационная история о Луисе Бунюэле, ностальгическое кино о молодости в Мехико 1980-х, визионерское исследование сакральной архитектуры, первый док о феномене эмодзи и специальная программа анимационных короткометражных фильмов.
Специальный проект TANR FF в этом году – программа анимационных короткометражных фильмов «Сначала кино», которая представит работы будущих режиссеров анимационного кино, студентов третьего курса ВГИК им. С.А.Герасимова мастерской Алексея Демина. Среди фильмов есть психологическая драма по рисунку Рене Магритта, фантазии на темы смысла жизни, любви, памяти, мимолетности жизни и творчества. Студенты вместе со своим руководителем встретятся со зрителями на показе Мультимедиа Арт Музее и расскажут о том, как найти свою историю, стиль и интонацию.
Билеты и расписание сеансов по ссылке.
Благотворительный фонд «Друзья» в партнерстве с НИУ ВШЭ и EY открыл второй набор студентов на образовательную программу для руководителей некоммерческих организаций. Образовательная программа является частью Московской школы профессиональной филантропии. Её руководитель Софья Черногорцева рассказала нам о том, зачем учить людей профессионально управлять НКО, почему в вопросах благотворительности одного энтузиазма мало и действительно ли важно придерживаться концепции Lifelong Learning.
Софья, расскажите, пожалуйста, зачем нужна профессиональная филантропия?
Когда мы говорим «профессиональная», мы подразумеваем, что есть некая профессиональная область, нуждающаяся в специалистах. И в этом смысле благотворительность – не отдельный сектор, а рынок, который, во-первых, тесно взаимодействует с другими рынками, а во-вторых, ещё и очень быстро развивается. К нему приковано внимание государства и общества, из года в год растёт количество массовых и частных доноров. Рынок благотворительности всё больше диверсифицирован: по отдельным направлениям, по регионам. Чтобы он продолжал развиваться, нужны управленцы, представляющие себе не только проблемы отдельного сегмента, а всю картинку целиком. Благотворитель – это уже не просто распределение денег или написание отчётов о потраченных средствах, это профессия.
Что побудило фонд «Друзья» основать «Школу»?
Ответ на этот вопрос вытекает из первого: мы отталкивались от понимания, что успешная благотворительность должна быть профессиональной. Профессионализм важен не только для тех, чьими руками совершаются добрые дела, но и для тех, кто жертвует средства. Благотворителям важно знать, что их деньги в надежных руках. Кроме того, фонд «Друзья» несколько лет подряд регулярно проводит открытые семинары, практикумы для сотрудников некоммерческих организаций, по отдельным темам: коммуникации, SMM, GR, управление командой, эмоциональное выгорание и другие. По откликам, по тому, какое количество гостей посещало эти мероприятия, мы видели, что отрасль готова и хочет учиться, а института, который отвечал бы за выработку стандартов и «поставку» на рынок специалистов – нет. Московская школа профессиональной филантропии была создана, чтобы выполнять эти задачи.
Расскажите, пожалуйста, о программе курса. В каком формате проходит обучение? Возможно ли стать профессионалом за 9 месяцев?
Профессиональное сообщество сразу назвало курс по управлению НКО – мини-MBA для сотрудников некоммерческих организаций. Формат обучения, как обычно устроено в executive MBA, – модульный: люди продолжают работать и погружаются в образовательный процесс на несколько дней в месяц. Наш курс – это в общей сложности 8 образовательных модулей, 72 спикера, 5 дней очных интенсивов каждую неделю и более 200 учебных часов. Можно ли стать профессионалом, закончив MBA? Нам кажется, можно сильно прокачать существующие навыки и получить новые – упор сделан на этом. Мы помогаем студентам стать профессиональнее: через образовательную программу, за счёт новых связей и самое главное – за счёт диффузии, которая происходит, когда люди «варятся» в одной программе, вместе получают знания и обмениваются идеями. И, наверное, самое главное – мы в том числе работаем с каждым отдельным студентом, его задачами, рабочими проектами индивидуально. Такой личный коучинг.
Мы видели, что отрасль готова и хочет учиться, а института, который отвечал бы за выработку стандартов и «поставку» на рынок специалистов – нет. Московская школа профессиональной филантропии была создана, чтобы выполнять эти задачи
Процедура отбора студентов состоит из нескольких этапов. Какими качествами необходимо обладать будущему филантропу-профессионалу?
После многоступенчатого отбора на уровне анализа личных анкет и видео, каждому потенциальному кандидату предстоит пройти личное интервью с учредителями фонда «Друзья» (Гор Нахапетян, Ян Яновский и Дмитрий Ямпольский – прим.автора). Alumni-профайл включает в себя целый список компетенций. Мы придумали хорошее слово – благопрофи. Именно эти люди становятся выпускниками Школы. Выпускник – это профессионал с прокаченными навыками: он умеет мыслить стратегически, понимает бизнес-инструменты, владеет навыками публичных выступлений, умеет работать в команде, потому что в некоммерческой организации один в поле совсем не воин. Ещё он должен уметь учиться. Нельзя быть просто вдохновлённым энтузиастом – одной эмоции мало. Парадокс, но одновременно мы ищем людей с горящими глазами – на выходе с программы их желание работать в индустрии благотворительности должно усилиться и подкрепиться новыми знаниями. Наши студенты становятся агентами изменений, амбассадорами миссии Школы.
Поделитесь, пожалуйста, итогами 1 курса. Расскажите о первых 26 студентах, сферах их деятельности.
Если говорить об итогах первого набора, то для каждого из наших выпускников Школа стала триггером для самых разных изменений в их профессиональной жизни. Например, одна из студенток Школы Лиля Брайнис за время обучения зарегистрировала юридически благотворительный фонд. Раньше это был некоммерческий образовательный проект по развитию учебных навыков для детей в трудной жизненной ситуации. А другая студентка, Анор Тукаева, совершила со своим проектом пивот: провела фандрайзинговую кампанию и из фонда культурных инициатив решила делать медиа.
Пока что в Школу берут только тех студентов, которые уже несколько лет работают в некоммерческой сфере или имеют опыт управления в бизнесе. Выпускниками первого курса стали либо основатели своих собственных социальных проектов и организаций, таких как «Шалаш», «Добровольцы», «Национальный фонд поддержки и здоровья женщин», так и руководители направлений фондов с платформы «Друзей» – «Выход», «Линия жизни», Фонд Константина Хабенского, «Обнаженные сердца», «Вера» и др.
Совпали ли ваши ожидания с конечным результатом? Какие навыки обучающимся удалось развить в течение обучения?
То, кем стали наши вчерашние студенты, а сегодняшние выпускники Школы, превзошло наши ожидания. Во-первых, в том, как они умеют работать в команде: весь год они настраивались, было немало сложностей, а в конце взяли и защитили блестящие групповые проекты. Во-вторых, мы не ожидали, что они действительно будут нести идеи Школы в мир, станут нашими амбассадорами по зову сердца. И, в-третьих, они здорово прокачали свои бизнесовые навыки и смогли приложить новые знания непосредственно к своим проектам. Качественный нетворкинг, глубокие личные изменения, переосмысление стратегии развития своей организации, запуск новых проектов и новые партнерства – вот основной результат обучения для каждого выпускника программы.
А остались ли довольны программой выпускники? Какую обратную связь вы получили?
Хочется отдельно отметить один важный аспект – в Школе делается большой упор на идею Lifelong Learning, когда получение знаний и умений не прекращается, так что обучение длится всю жизнь человека, а также на создание эффективных связей внутри организации. В этом смысле, конечно, мы не прощались с нашими студентами даже после выпускного. Нас связывают общие взгляды на тему образования сотрудников некоммерческих организаций и общая миссия – профессионализация отрасли благотворительности. Отзывы студентов очень разные, но почти все они об одном – о внутренней трансформации, которая происходила с ними в процессе обучения. Одни студенты совершили крутой переворот в воздухе и полностью поменяли свои проекты, другие увидели новые точки роста, третьи – вышли на другой уровень понимания. Вот лишь несколько отзывов: «МШПФ – это космос, новая вселенная. Моя точка развития и я смело иду вперед», «МШПФ может стать сообществом», «МШПФ делает лучше. Формат жёсткий и мне это нравится», «МШПФ улучшает мир. Это наша поддержка. То, что объединяет ради будущего» и так далее.
Когда баланс между частным донорством и массовым фандрайзингом будет 50/50, можно будет говорить о высшем балле
Что вы ожидаете от 2 набора? Будут ли внесены коррективы в программу?
Программа зарекомендовала себя, поэтому коррективы будут незначительными. У нас изменилась площадка – теперь студенты будут учиться в одном из помещений компании EY. Очень хотим увидеть новых студентов, которые будут так же хороши, как студенты первого набора. Ожидаем от них результатов и ярких проектов на выходе.
Расскажите, пожалуйста, о ваших партнёрах.
В новом учебном году у нас появился новый инфраструктурный партнёр – компания EY. Обучение будет проводиться на площадке её корпоративной Академии, отличное погружение в бизнес-обстановку. Финансово-юридический модуль традиционно поддерживает давний партнёр фонда «Друзья», компания Mastercard. Есть ещё один важный партнёр, который с самого начала помогает Школе финансово и контентно – компания Bosco di Ciliegi. Когда мы говорим о Bosco, мы сразу вспоминаем о силе командного духа и настоящей дружбе – этими ценностями компания делится с нашими студентами, помогает нам с брендингом, например. Несколько модулей учеников Школы очень вкусно кормил «Кофепорт». Отраслевой онлайн-ресурс «Филантроп» – главный информационный партнер: он освещает все новости школы и участвует в питчингах.
Как вы оцениваете уровень филантропии в России?
Если ввести условную пятибалльную шкалу, где «1» – это начинающий уровень, «2» – ниже среднего, «3» – средний, «4» – развивающийся, «5» – бурно-развивающийся, тогда на рынок можно посмотреть в динамике. В 90-е годы он был на «2», в советские – на «1», а сегодня вырос до «4». Почему не до «5»? На мой взгляд, этому мешает большая зависимость отрасли от государства и решений, принимаемых сверху. Когда баланс между частным донорством и массовым фандрайзингом будет 50/50, можно будет говорить о высшем балле.
Планируете ли вы трансформировать проект в федеральный/международный?
По факту он уже является федеральным – четверть студентов первого набора из регионов. Международной она станет, если мы начнём преподавать на английском языке, но пока говорить об этом рано.
Набор студентов продлится до 15 сентября, подать заявку можно на сайте программы.
Вопросы: Татьяна Алубаева
Фото предоставлены фондом «Друзья»
28 августа в Garage Screen покажут ироничный экспериментальный хоррор — экранизация макабрического романа «Дети мертвых» Эльфриды Елинек, снятая на кинопленку Super 8.
Используя только непрофессиональных актеров и камеру Super 8, режиссерский дуэт Келли Коппер и Павола Лишки — основателей нью-йоркского Nature Theater of Oklahoma — экранизирует известный роман лауреата Нобелевской премии по литературе Эльфриды Елинек о восстании мертвецов в небольшом австрийском городе. «Дети мертвых» — это ироничный хоррор, заигрывающий с эстетикой немого кино и поднимающий вопросы австрийской национальной идентичности, нацизма и современной ксенофобии. Продюсером фильма выступил Ульрих Зайдль. Мировая премьера «Детей мертвых» состоялась в секции «Форум» 69-го Берлинского кинофестиваля (2019), где картина получила приз ФИПРЕССИ.
Режиссёры Келли Коппер, Павол Лишка
Австрия, 2019. 90 мин. 18+
Билеты можно приобрести по ссылке.
«Шёл 2027 год. Бразилия стала другой. Главным праздником теперь был не карнавал, а праздник божественной любви. Искупление плоти – чистейшее из чувств. Обед вечной любви. Ожидание возвращения Мессии».
22 августа на экраны вышла «Божественная любовь» — антиклерикальная сатира-манифест с откровенными эротическими сценами, фильм-антиутопия бразильского режиссёра Габриэля Маскаро. Разбираемся, о чём на самом деле эта провокационная лента.
Многие пишут, что фильм имеет под собой политическую подоплеку и связан с приходом к власти Болсонару в Бразилии. Возможно, это действительно так, а возможно, политика не имеет к фильму никакого отношения. Для понимания и восприятия картины подоплека не столь важна.
Сюжет не отличается оригинальностью — в Бразилии 2027 года Жуана, сотрудница госаппарата, живет с мужем-флористом в напряженном браке, мучительно пытаясь забеременеть. Но многочисленные метафоры, аллегории, перипетии и внутренние связи между различными элементами сюжета делают картину более интригующей, оставляют простор для интерпретации.
“Божественная любовь” близка к артхаусу. Без внимания и сконцентрированности зрителю сложно будет заметить, как режиссер Габриэль Маскаро подчеркивает глубокое лицемерие консерватизма, который не в состоянии увидеть человека за культом и бюрократизмом, как сплетается сложный образ вокруг женщины, которая полностью подчиняет свою душу и плоть Богу.
Чтобы в очередной раз убедиться, как общественные институты могут подстраиваться под изменения в обществе. Чтобы получить эстетическое наслаждение от работы оператора со светом и тенью. Чтобы увидеть, как рушатся идеалы и еще раз задаться вопросом: может ли вера соседствовать с сомнением в одном сердце?
Популярных актеров, выдающейся актерской игры, нервной обстановки, полной сильных эмоций.
Не ждите динамичного повествования. Фильм состоит из медленных сцен, нежных тонов и тихих рассуждений, где лишь музыка порой имеет слишком ритмичный характер и входит в противоречие со всем действом. Нарочито убаюкивающий характер картины показывает, что современные ценности, в особенности неприкосновенность частной жизни, а также ценность самой жизни могут быть разрушены безо всякой динамики. Тихо, медленно, постепенно. Под аккомпанемент всеобщего молчания рождается и процветает большой брат.
По фильму нас ведет голос ребенка, и особенно любопытно наблюдать, как он рассуждает отнюдь не на детские темы. Благодаря этому комментарии звучат глубже, чем ожидает зритель. Например, слова, произносимые детским голосом: «Божественная любовь имела устав: семя жизни могло быть посажено только в родную землю. Семя для ростка, цветок для венка, жизнь для любви» имеют по-настоящему гипнотическое воздействие, как, например, песни Леонарда Коэна. Они уносят тебя с собой.
В свою очередь, голос ребенка в качестве проводника сильно контрастирует с религией будущего, где практикуется автомолитва (люди молятся в машине под сопровождение церковных песен из колонок). И появление голоса ребенка, рассуждающего о религии, после таких сцен имеет особый смысл — религия вновь становится чистой.
Режиссер поместил персонажей фильма в декорации оживленного мегаполиса. Синие и розовые цвета, традиционно ассоциируемые с младенцами, доминируют в палитре этой истории о желанном материнстве. Оттенки чаще всего проявляются в виде отфильтрованного света в туманных интерьерах, погружая в атмосферу сна.
Съемка проходит в основном в интерьерах, поэтому не стоит ожидать живописной натуры, но кадры выставлены достаточно гармонично, и зачастую можно выхватить необычные ракурсы.
Вам может показаться, что фильм отдаленно напоминает “Рассказ служанки” — культ религии, ценность плода. Но на этих лейтмотивах сходства и заканчиваются.
В “Божественной любви” поднимаются куда более важные вопросы. Готовы ли люди к потенциальному возвращению Божьего сына? Поверит ли современная церковь в непорочное зачатие? Стоит ли ждать спокойствия от мужа? Не разрушит ли вера жизнь новой Матери?
Фильм дает достаточно однозначный ответ на все эти вопросы. «Воля двух тысяч лет ожидания. Все ждали возвращения Мессии, но никто не был готов к этому. У меня нет свидетельства о рождении, нет имени, нет документов. Рождённый без имени будет расти без страха».
Самым завораживающим моментом всего является обретение голосом сущности. На протяжении всего фильма со зрителями говорит дитя непорочного зачатия. Или нет, так как явного подтверждения этого нет.
Как и Жуане (Дира Паис), зрителю является следующий тезис: «Вера абсолютна, ей не нужны доказательства». А может быть, доказательства нужны? И если нужны, является ли это верой?
Автор: Гиорги Соселия