Как уйти из офиса и найти себя — советы художницы Nat Apanay

Сегодня Nat Apanay (Нат Апанаева) создает бесконечные творческие миры, вдохновленная потенциалом живых существ и многомерностью реальности. Пару лет назад Нат работала старшим архитектором в офисе крупнейшего московского бюро, но бросила карьеру ради своей мечты и истинного призвания. 

Мы поговорили с Нат о том, как же осмелиться уйти с престижной работы и начать творить. Возможно, советы художницы вдохновят и вас на поиски собственного пути. 

Остановитесь — это часть процесса

Сейчас я понимаю, что период затишья и страха, который возник в моей жизни после ухода с успешной и хорошо оплачиваемой работы, пошёл на мне пользу. Я позволила себе ошибаться, принять неудачные попытки и проигрыши, полюбить их и простить себя (что оказалось самым сложным). Важно не ругать себя, а гордиться собой.

Я позволила себе ошибаться, принять неудачные попытки и проигрыши, полюбить их и простить себя
Тебя могут уважать и ценить на работе, а вечером ты придешь домой и будешь ругать себя за то, что занимаешься совсем не своим делом. Но не затягивайте с инерцией, которая может завести в порочный круг сомнений и неуверенности, даже апатии. Как только набрались сил, сразу переходите к практике, больше экспериментируйте, узнавайте свой потенциал.

Найдёте себя там, где потеряли

Когда меня уже душил офис, а общение с руководством не приносило ничего, кроме стресса, я начала искать пути отхода. И нашла. Если боитесь остаться в прямом смысле голодным, то посмотрите на  близкие вашему опыту профессии. Я составила список своих сильных качеств и тех принципов, с которыми не желаю договариваться ради достижения цели. Какое-то время, пока вы ищете «работу мечты» или репетируете новую жизнь, вы сможете себя обеспечивать в качестве фрилансера или сдельной работы по профессии. 

Не отказывайте себе

Отказываясь уходить с работы и менять жизнь, ты часто объясняешь это словами “важно”, “нужно”, “ответственно”. А на деле ты настолько себя разлюбил и разочаровался, что перестал обращать внимание на свои желания. А ведь именно они и формируют путь. Начинай с мелочей — какой кофе пить, во сколько вставать или ложиться спать, с кем идти на встречу, а кому отказать. Слушай только себя и разрешай себе эти мелочи. Ведь именно желания порождают выработку энергии, в которой мы так нуждаемся. 

Порой видишь обеспеченных взрослых людей, а в глазах пустота, человек потух, выгорел. Этот триггер для меня всегда очень сильно срабатывал — к примеру, Чуандо Тан поразил меня своей юной внешностью. Его секрет: “Просто занимайтесь всю жизнь только тем, чем хотите”. 

Перед уходом накопите «подушку безопасности»

У меня была минимальная сумма на расходы: проезд, питание, оплата коммунальных услуг, материалов и инструментов для работы — краски, холсты, кисти, гараж у друга в качестве мастерской для начала. Я не делала крупных покупок. Если честно, они перестали существовать в матрице моих ценностей. Все эти вещи стали для меня пустотой и бессмыслицей. Я тратила только на то, что поддерживало во мне жизнь, отделяя шелуху и лишнее.

Восстановите здоровье

В детстве и юности я была здоровым ребенком, очень редко болела. А в зрелом возрасте я начала замечать, что самочувствие мое уже не то, что раньше, по вечерам — слабость, хандра в выходные дни. Родители стали переживать, потому что больничные я брала всё чаще. Теперь, спустя два года после ухода из офиса, я уверена — всё восстановилось: здоровье, настроение, сон, эмоциональный фон — всё на том же уровне молодой жизнерадостной девушки. Мне даже часто снятся детские беззаботные сны, как я лазаю по деревьям, прыгаю по камням на даче и делаю суп из мать-и-мачехи.

Время — невосполнимая потеря

Деньги и статус вполне осязаемы, а вот время, которое тебе никто не вернет, — это невосполнимая потеря. Я просто поняла, что не придумаю машину времени и не смогу переиграть и попробовать снова. Просто потрачу его за бесценок, забуду, где работала и над какими проектами, забуду людей, забуду и хорошее, и плохое. Ведь всё это касалось не меня, а чего-то общего, результат всегда останется за собственником компании. 

Я просто поняла, что не придумаю машину времени и не смогу переиграть и попробовать снова. Просто потрачу его за бесценок, забуду, где работала и над какими проектами, забуду людей, забуду и хорошее, и плохое

Зато помню абсолютно всё, что касается моего творчества, моей работы сегодня. И с каждым днём мне становится только интереснее, азарт только растёт. Изменилось само восприятие времени — в офисе буквально считаешь долгие минуты до конца рабочего дня, а выходные просачиваются сквозь тебя бесследно. Теперь же в мастерской я провожу часы, которые ощущаю как отдельную маленькую жизнь, наполненную приключениями. К тому же, сейчас я замечаю смену времен года, любуюсь опавшей или распускающейся листвой, запахами цветов и болтовней птиц. Раньше большая часть жизни, а именно природа, солнце, живые существа, ускользала в рутине “дом-работа-дом”.

Не выживать, а жить

Строить новые, интересные, большие и амбициозные планы. Жить исходя из любопытства и желания создавать, а не выживать, перераспределять скопленное. Мы почти всё время жаждем стабильности, а значит, стагнации, паримся, как сохранить созданное раньше, вместо того, чтобы оставить его в прошлом и инвестировать свою жизнь в создание нового. Не стоит бояться хаоса, ведь именно в нем отмирают гнилые системы, а на их месте рождаются новые, крутые. Бесспорно, главный закон развития — это движение.

Винзавод продолжает онлайн-эфиры ArtStream с участием успешных и состоявшихся профессионалов из арт-сообщества, которые ответят на актуальные вопросы и дадут конкретные рекомендации.  

Приглашенные гости третьего эфира: художник и теоретик искусства Дмитрий Гутов, куратор и искусствовед Виктор Мизиано, директор и основательница Marina Gisich Gallery Марина Гисич. Модератором эфира будет основательница Центра современного искусства Винзавод Софья Троценко. 

Темы третьего эфира: современные художественные практики, искусство и катаклизмы, фигура куратора вчера и сегодня, путь молодых художников на большие ярмарки в команде взрослых галерей, место галериста в спорных вопросах между художником и коллекционером, поддержка художников и работа галерей в условиях кризиса. 

После каждой трансляции ArtStream зарегистрировавшимся участникам приходит рассылка с ответами на вопросы, оставшиеся неотвеченными в прямом эфире. Ответы на самые популярные вопросы также доступны на сайте winzin.ru и в  соцсетях Винзавода по тегам: #вопросответВинзавод и #АртСтрим.  

Трансляция дискуссии пройдет на страницах Винзавода в YouTube, соцсетях Facebook и ВКонтакте.  

Регистрация по ссылке.

Мы регулярно встречаем в Интернете вещи, которые нам не нравятся. Они могут вызывать отвращение, пугать или травмировать.

Мы думаем: «Я не хочу это видеть». Мы жмём: «Пожаловаться на публикацию». Что происходит с неприемлемым контентом дальше? Кто решает его судьбу? Какими принципами руководствуются «санитары ленты»?

Смогли бы вы стать одним из них?

В 2017 году газета The Guardian опубликовала «слитую» конфиденциальную презентацию, с помощью которой модераторы Facebook обучаются своему непростому ремеслу.
На основе этих данных израильские исследователи и перформеры сделали спектакль. Театральная компания «Импресарио» представляет свою онлайн-версию.

Интерактивный спектакль I don’t want to see this имитирует собеседования для контент-модераторов Facebook. В ходе часовой сессии вы познакомитесь с градациями «оскорбительного контента», получите представление о нюансах неприемлемого, узнаете, как демонстрация насилия может спасти жизнь. 

Проверим, справитесь ли вы с этой работой.

Шоу пройдет в Zoom. Билеты на сайте: wowwowwow.ru/training/

Пробовали медитировать? Поначалу сложно, не так ли? А что если мы скажем вам, что для медитации вовсе не нужно садиться в позу лотоса и включать посторонний голос? Своими секретами мобильной медитации поделилась с нами Инна Будникова — актриса, преподаватель ораторского и актёрского мастерства, человек, который практикует медитацию уже в течение 5 лет. Одним из результатов постоянной работы над своей осознанностью стало создание медитативного спектакля CAMERA. В нём Инна выступает в качестве режиссёра, автора текста и голосом представления, продюсером спектакля является Нели Стартова, а само действо происходит в Москва-Сити на 56 этаже. Инна рассказала нам, что такое мобильная медитация, как она её делает и чем в действительности помогают ей практики.

Что такое медитация

Честно признаюсь, что на этот вопрос не существует единого и правильного ответа, поэтому я могу лишь исследовать процесс и пытаться делиться своими наблюдениями. Наблюдениями о процессе без процесса.

Сейчас поясню.

В формальной практике медитации человек садится в определенную позу, которая позволяет телу оставаться недвижимым и при этом запускать работу изнутри. Это если говорить простым языком. На самом деле, трудиться приходится не телу, а нашему сознанию, активизируется работа мозга. К нам начинает приходить поток мыслей, идей, переживай, фантазий и иллюзий, что даёт фору любой виртуальной реальности.

Нам на помощь приходит концентрация внимания.

В буддизме такой момент называют практикой полноты осознания, когда мы уделяем внимание чему-то конкретно и всему одновременно

Самый базовый пример — дыхание. Мы очень просто переводим свое внимание в область живота и начинаем наблюдать за ощущениями в этой области. Когда мы концентрируемся на дыхании, то именно сознание и наше умение погрузиться в настоящий момент и место действия становятся гораздо важнее, нежели сам дыхательный процесс.

Тренировка, только не тела, а ума. Фитнес для сознания.

Благодаря этим тренировкам мы получаем сосредоточенность, ясность ума и принятие. Существует много разных техник, которые позволяют этому обучиться. Медитировать можно в позе лотоса с закрытыми глазами, можно лежать на полу, можно медитировать на стуле, опершись на спинку, но ещё, и тут вы сильно удивитесь, — можно медитировать везде и всегда. Когда занимаешься любимым делом, готовишь еду, сидишь за компьютером, читаешь книгу или играешь с ребёнком —.всегда и везде. И как раз о такой медитации сегодня поговорим.

Медитация в любом месте и при любых обстоятельствах

Если говорить глобально, то медитация — это тренировка осознанности. И тренироваться можно как формально, канонично, так и нетрадиционным способом, то есть внедряя практику осознания момента в свои рутинные дела.

Формальная практика важна — она позволяет углубиться в настоящий момент, настроиться на определенную волну восприятия, но чтобы она проходила плодотворно, нужно уделять ей хотя бы 30 минут в день. Многим из нас непросто выкроить время для традиционной практики, ведь ритм современной жизни вносит свои коррективы.

И потому именно сейчас приходит на помощь мобильная медитация:

Это то, что случается, когда мы принимаем решение, что всякая деятельность, которой мы занимаемся — это основа развития осознанности, умиротворенности, успокоения и доброты. Рохан Ганатилейк

Это практика в режиме реального времени, и она тоже приносит пользу. 

Расскажу пример своей мобильной медитации. Это произошло на Шри-Ланке, когда я путешествовала на знаменитом поезде по маршруту «Канди-Элла». В вагоны набилось много людей, там было по-настоящему очень тесно и потно, и вот мне посчастливилось оказаться на выступе из дверей вагона, и добрый ланкиец предложил мне поменяться с ним местами, чтобы я ехала, держась одной рукой за перила, а одной ногой стоя на ступеньке, всем телом выдвинувшись вперед. Таким образом создавалось ощущение полета. Держась одной рукой, я летела над просторами острова.

И вот в этот самый момент я почувствовала, что вхожу в состояние медитации, погружаюсь в полноту осознания проживания момента. Я стала внимательно разглядывать все предметы, которые мы проезжали, я стала ощущать на теле тот воздух и ветер, который создавался от движения поезда, я стала отмечать внутри себя эмоции от страха до полного счастья благодаря своему случайно сложившемуся импровизированному полёту.

Тут у меня впервые закралась мысль, что практика осознанности — это само ощущения себя в настоящем моменте. Как только внутри мы отмечаем тот факт, что сейчас, во время своей деятельности, мы погружены полностью в происходящее, только тогда мы сигнализируем своему сознанию — я осознаю, я медитирую.

Наша встреча с медитацией состоится там, где мы уже есть.

Перезагрузка

Нам нужна ясность мысли, чтобы в постоянном беге, круговороте дел и работ, мы могли разглядеть взаимосвязь событий.

Так приятно за работой, когда состояние доходит до автопилота, разглядеть саму суть того, что ты делаешь в данный момент. Сделайте свои дела своим союзником.

Многие говорят про технологии, что они сделали нашу жизнь токсичной. Но благодаря этим же технологиям у нас появилась возможность для новых начинаний и свершений. В наших силах изменить своё взаимодействие с цифровым миром и сделать его нашим спутником в практике полноты осознания.

Когда мы сможем полноценно объединить жизнь внутреннюю и жизнь внешнюю, только тогда мы сделаем себя осознание, практичнее и продуктивнее.

Поиграем?

Предлагаю сыграть в игру. В традиционной практике есть непрерывность концентрации нашего внимания на дыхании во время медитации, и что бы ни происходило в нашем разуме и теле, наша задача — наблюдать за тем, как надувается живот при вдохе и как он сдувается на выдохе. Какие бы эмоции мы ни испытывали, что бы мы ни чувствовали — мы должны быть сконцентрированы на дыхании. Тогда наша восприимчивость настоящего момента усиливается и появляется та самая ясность, которой зачастую так не хватает.

Что я предлагаю. Когда вы работаете за компьютером или смотрите телевизор и появляется окно с рекламой, то попробуйте рассмотреть это как напоминание о том, что вам пора взять контроль над своими вдохами и выдохами. Идёт реклама, а вы вместо того, чтобы разглядывать и прислушиваться к ней, считаете про себя “вдох/выдох, вдох/выдох”. А так как рекламы в нашем мире много, у вас появляется больше возможностей для своих тренировок:)

Второй важный момент после дыхания — положение тела. В формальной практике важно сохранять ровную осанку, держать в тонусе спину, потому что это позволяет создать активную позу для медитации и даёт энергии беспрепятственно перемещаться по телу. Когда что-то происходит в нашем теле, мы концентрируемся на ощущении и задаемся вопросом: что сейчас происходит? Если мы захотим остановиться на расслаблении, то заметим, где есть напряжение, и совершим усилие, сознательно расслабляя эту часть тела. Если мы хотим погрузиться в состояние покоя, то уделяем внимание ощущениям или участками тела, которые уже ощутили относительный покой и неподвижность.

Второй этап нашей игры. Начнем с того, как вы сейчас сидите.

Когда вы читаете эти строки, просто обратите внимание на положение своего тела. Понаблюдайте за своей спиной, за руками, за тем, как расположена ваша голова. Не оценивайте своё положение тела в данный момент, просто обратите на это внимание.

Теперь сфокусируйтесь на том, где вы сидите, какая эта поверхность, в какой части вашего тела стул, диван или кровать соприкасаются с вами.

Мы переходим на следующий уровень. Осмотритесь вокруг. Что вас сейчас окружает, какие звуки вы слышите в своей комнате, а за стенкой, а на улице?

Физическая восприимчивость — практика, которая требует прилежности. Проделав несколько раз такую практику, вы откроете глубину ощущений своего тела, пространства и их взаимодействия, и всё это можно запараллелить со своими ежедневными делами. Во время медитации вы можете ощущать приятные покалывания в теле или вибрации, это всё будет говорить о вашем присутствии в моменте. Всему этому может сопутствовать покой, расслабление, тепло — не оценивайте это состояние, а наблюдайте за ним.

Наблюдайте так, как смотрите на реку или озеро, на то, как пролетают птицы над вашей головой или как играют дети на детской площадке.

Будьте в настоящем, соединенным со всем, что происходит вокруг вас и в вас, наслаждайтесь своей жизнью и своей деятельностью. Осознанность — это понимание реальной картины происходящего, а когда вы чувствуете себя живым, то жизнь начинает играть новыми красками. Это ли не чудо?

А ты можешь этому помочь!

Инициаторами проекта стали предприниматель Игорь Рыбаков и художник Алексей Сергиенко. Они планируют создать памятник, посвященный всем работникам медицинских учреждений как напоминание нынешнему и будущему поколениям о невероятной важности и самоотдаче этих людей.

Кроме того, каждый может предложить свой вариант монумента. Пять авторов лучших проектов получат по 100 000 рублей. После этого определят город, где и будет памятник.

Монумент будет открыт 5 октября 2020 года – в международный день врача.

Подписать соответствующую петицию, прислать свой вариант монумента врачам-героям, а также узнать дополнительную информацию можно по ссылке: врачи-герои.рф

Источник фото обложки: kp.ru

Институт экологии НИУ ВШЭ и «Зеленая Вышка» при поддержке ТП «Технологии экологического развития » приглашают на ежегодный бизнес-форум “Eco+номика: жизнь после вируса”, который пройдет 20-23 апреля в режиме онлайн-трансляции на платформе VK.

Темы форума — рациональное потребление и производство в новых экономических условиях, возникших в связи с коронавирусом и финансовым кризисом. В качестве экспертов выступят руководители компаний, разделяющие принципы этичного производства, таких как IKEA и Unilever, представители общественных экоорганизаций, а также ученые, специализирующиеся на вопросах устойчивого развития.

Зарегистрированным участникам будут выданы сертификаты участников, а за лучший вопрос спикерам — призы от партнеров.

Мероприятие бесплатное.

Фонд поддержки современного искусства Винзавод, находясь, как и весь мир, на карантине, продолжает следовать своей миссии и развивать современного российского искусства, а теперь еще и свой новый проект ArtStream.

Тема второго эфира: арт-рынок и ценообразование. Два важных индикатора для определения состояния всей арт-системы в целом стремительно меняются на глазах. Неустойчивость российского арт-рынка скажется на всех участниках искусства и, в первую очередь, на художниках и стоимости их работ.  

Эксперты второго эфира: искусствовед, куратор, основательница галереи XL Елена Селина, коллекционер, сооснователь галереи «Триумф» Емельян Захаров,  директор LH Art Consultancy Александр Бланарь, основательница Центра современного искусства Винзавод Софья Троценко

Эфир пройдет в Зуме, регистрация по ссылке: https://winzavodart.timepad.ru/event/1298673/

Если не доверяете Зуму, то есть YouTube, Facebook, ВКонтакте

В прямом эфире ММКЦ расскажут, как бороться со стрессом

17 апреля пройдет онлайн-встреча Спикер-клуба ММКЦ, посвященная теме стресс-менеджмента. Прямая трансляция начнется в 18:00

Как стресс влияет на организм и психику? Что такое внутренняя и внешняя мотивация? Может ли стресс быть полезен? Зачем учиться управлять эмоциями и как это правильно делать?

Спикерами встречи станут резиденты и участники некоммерческого проекта
We meditate:
— Елена Бурцева, тренер по стресс-менеджменту международной ассоциации CEL;
— Яна Логунова, волонтер международного проекта Inner Peace day, тренерпо стресс-менеджменту международной ассоциации CEL;
— Евгений Филиппов, волонтер международного проекта Inner Peace day;
— Александр Федоров, ведущий преподаватель кафедры менеджмент и маркетинга Института бизнеса и дизайна B&D.

Видеотрансляция пройдет на платформе Zoom.
Идентификатор: 948 0225 0532 
Пароль: 042994
Начало в 18:00.

— Ты всего лишь машина. Только имитация жизни. Робот сочинит симфонию? Робот превратит кусок холста в шедевр искусства?
— А Вы?

“Я, робот”, реж. Алекс Пройас, 2004

В медиа появляется всё больше новостей, связанных с продажами картин, которые написал искусственный интеллект (ИИ). Мир изменился: искусственный интеллект научился творить.

Пьер Фотрел (Pierre Fautrel), соучредитель художественного коллектива Obvious, рядом с картиной «Портрет Эдмона де Белани» («Portrait of Edmond de Belamy»), произведением искусства, созданным ИИ и проданным на аукционе за $432,500. (Timothy A. Clary / AFP / Getty)

Разбираемся, может ли искусственный интеллект сравниться с живым художником, является ли объект, созданный ИИ, «искусством» и можно ли воспринимать произведение в отрыве от автора.

Спойлер: и да, и нет. Но давайте по порядку.

Как работает ИИ?

Порождающие состязательные сети (generative adversarial networks) — это нейросеть, которая состоит из обучающей выборки (материала, который используется для обучения ИИ) и двух систем: генератора и дискриминатора. Задача генератора — создавать новые объекты, похожие на объекты из обучающей выборки, а дискриминатор решает, принадлежит ли сгенерированный объект к классу объектов из доступной ему обучающей выборки, и даёт соответствующий сигнал генератору.

Возникает важный вопрос по поводу творческого труда такого ИИ. Одной из особенностей ИИ является его способность к автономному самообучению на основе имеющейся обучающей выборки, поэтому возможности компьютерных программ на основе искусственного интеллекта выходят далеко за пределы простого воспроизведения и систематизации информации1.

Получается, что искусственный интеллект обучается на определенной базе данных. Его мышление ограничивается только информацией, которую он обрабатывал. Глобально это значит, что при написании произведения ИИ будет опираться лишь на стилистику, форму и сюжеты, которые содержатся в базе данных, т.е. когда-то были созданы людьми. Значит, возможность принятия ИИ индивидуальных творческих решений заведомо ограничена.

ИИ — это скорее инструмент, с помощью которого его создатели реализуют свои планы и идеи

В 2017 году ученые из Лаборатории искусственного интеллекта и искусства Ратгерского университета в Нью-Джерси разработали креативно-состязательную сеть (creative adversarial network). Принцип работы схож с предыдущей системой, только дискриминатор пытается соотнести созданные работы с имеющимися в его базе данных стилями и направлениями. Благодаря этому взаимодействию генератор учится создавать работы, которые не совпадают ни с одним из стилей, известных дискриминатору.

Но почему даже в таком случае мы не хотим называть процесс творчеством? Ведь создается нечто новое. 

assorted-color photo frame lot

Дело в процессе создания 

Нужна целая команда, чтобы создать ИИ, и ещё одна команда, чтобы обучить его. И даже ещё одна команда, чтобы задать ИИ цель творчества, сформулировать идею, которую он реализует. 

Получается, что ИИ — это скорее инструмент, с помощью которого его создатели реализуют свои планы и идеи, прямо как фотокамера. А акт творчества — это разработка и обучение ИИ, который, в свою очередь, сгенерирует произведение. Некий перформанс, не правда ли?   

С субъектом творчества разобрались. Теперь отойдем от процесса создания произведения и оценим лишь его суть.

Объект творчества или нет? 

Как писатели рассматривают творчество?

Герман Гессе, размышляя о писательстве, говорит, что «это пребывание в тишине, с широко открытыми глазами, в ожидании доброго часа, когда же он настанет, работа, пусть даже она доводит до изнеможения бессонными ночами, драгоценна и перестает быть «работой»2. А всех остальных «писателей», которые рассматривают свою деятельность как профессию, он причисляет к ремесленникам, так как они во многом оправдывают ожидания публики и издателей — продолжают писать в том же ключе и плодят сущности. 

Рэй Брэдбери, описывая становление в качестве писателя, говорит, что пришёл к своему стилю через тернистый путь подражаний. 

green leafed plant

Фернандо Пессоа в своем произведении «Книга Непокоя» отдаленно размышлял о творчестве. «Так мы и живем, и лишь сущие пустяки позволяют нам считать себя выше животных. Наше отличие от них в деталях, чисто внешних: мы можем говорить и писать, мы обладаем абстрактным мышлением, чтобы отвлекаться от конкретного и воображать невозможные вещи. Речь и письмо не добавляют ничего нового к нашему основному инстинкту — жить, не зная, каким образом. Наше абстрактное мышление не служит ничему, кроме создания систем или идей, тогда как идея животного — пребывание на солнышке». 

Почему люди создают? Творчество, во многом, о боли. О нежелании принять этот мир. О стремлении к чему-то идеальному, зачастую иллюзорному. О желании создать свой мир, чтобы не жить в настоящем, или изменить мир, показав, что или кто является главным. Притупить боль, с которой иначе никак не справишься. Или помочь своим творчеством другому с такой же болью.

У ИИ нет осмысленности в деяниях. Он мыслит категориями нулей и единиц

Совсем неважно, грустно или нет читателю при восприятии произведения. Возможно, и мотив создания не так важен. Важно другое — цель создания, точнее, потребность создавать с определенной целью. Поэтому и нельзя говорить, что искусственный интеллект занимается творчеством. Ведь у него просто не может быть потребностей, в том числе и потребности создавать. Нет осмысленности в деяниях. Он мыслит категориями нулей и единиц.

Но все ли писатели воспринимают процесс написания столь возвышенно? Эдгар Аллан По в «Философии творчества» пишет: «Большинство писателей — поэты в особенности — предпочитают, чтобы все думали, что они сочиняют под влиянием наития свыше, в минуту ясновидения и экстаза — и они содрогнулись бы при мысли, что публике будет дозволено заглянуть за кулисы и — увидеть там неопределенные и с трудом выработанные зародыши мысли, <…> иметь возможность наблюдать осторожность автора в выборе и в исключениях, досадливость помарок и приписок — словом, увидеть колеса, цепи и блоки для перемены декораций».

Вдохновение как магия. Она впечатляет, пока не узнаешь, как это произошло. Читая произведение, мы задаемся вопросом, что побудило писателя это написать, какие глубинные страдания привели к созданию. Но что, если всего этого нет, а есть только изнурительная и длительная работа?

Процесс обучения ИИ в каком-то смысле может быть похож на тот процесс, который происходит в человеке до момента создания произведения. Как ИИ, так и человек не создают произведение с чистого листа. Муза мертва, а вдохновение не рождается в пустоте.

white printer paper

Роль зрителя

Творчество рождается, когда вы воспринимаете этот объект, толкуете его. Во многом, по этой причине картины, написанные ИИ, популярны. Каждый из нас пытается их толковать, воспринимать. Именно тогда созданное искусственным интеллектом становится творчеством — когда зритель наделяет его осмысленностью, наполняет его идеей. Ибо творчество — это не только про создание, это и про восприятие, и про познание созданного.

Рэй Брэдбери подтверждает:

«Хранить книги – не преступление, Монтэг. Преступление – их читать! Да, все верно. Книги у меня есть, но я их не читаю. Какая ирония, правда? Иметь тысячи книг – повернуться спиной к ним ко всем и сказать: «Нет». Эти книги умирают на полках. Почему? Потому что я так хочу. Я не даю им поддержки и не даю им надежды на то, что их будут читать. Эти книги ничем не лучше обычной пыли»3.

Если коротко — любой результат творчества является лишь вещью, если его не воспринимают.

Михаил Веллер пошел немного дальше, утверждая, что процесс создания литературного произведения делится на три этапа: 

Но что дальше? Произведение создано, а какова его жизнь? Веллер, руководствуясь любовью к трехступенчатому делению, выделял следующие этапы4:

Такой подход может оказаться спорным, но главное, на что стоит обратить внимание: жизнь объекта творчества зарождается в момент его восприятия. С этой точки зрения произведение, созданное ИИ, является творчеством.

black framed eyeglasses on book page

Роль эмоций

У искусственного интеллекта нет эмоций, поэтому какой бы совершенной ни была техника создания, например, стихотворения, оно будет, скорее, имитацией, неким ремеслом. Искусственный интеллект может познать форму, но пустая красота не вызывает отклика. 

Герман Гессе писал об этом. Нет, искусственный интеллект он не застал. Однако застал другое. Гессе ввел категорию «красивого» стихотворения, которое отвечает требованиям о форме и размере, и «плохого» стихотворения, являющегося отражением состояния поэта, его первозданных эмоций, однако имеющее недостатки в форме. У «красивых стихов» одна цель — быть красивыми, в них нет даже тени изначального, первобытного, священного и чистого назначения поэзии. 

В такой коннотации нечто, созданное искусственным интеллектом, будет являться механическим, с привкусом ремесла, а у созданного человеком больше шансов воплотить своё произведение в чувственной сфере. 

Как может использоваться ИИ 

Просто представьте, что Джордж Мартин умрёт, так и не дописав «Игру Престолов», а ему на помощь придет искусственный интеллект. Или вы хотите читать произведения определенного автора, новых работ не предвидится, а искусственный интеллект дарует вам как будто бы произведения этого автора, так похожие по стилистике. 

Вариаций множество, но есть одно ключевое сходство: всё это будет лишь игрой в имитацию. Однако не является ли само искусство игрой в имитацию? 

Изначально, ещё до того, как стало возможным создание искусственного интеллекта, люди творчества воспринимали его как инструмент. Инструмент, который выступает в качестве посредника между создателем и зрителем, связующее звено для углубленного взаимодействия.

Так Джек Бёрнем писал: «На всем протяжении существования европейского искусства художников не покидало стремление преодолеть психологические и физические барьеры между искусством и реальностью — не только изобрести форму искусства, которая выглядела бы правдоподобно-реальной, но пойти дальше и создать образы, которые способны к разумному взаимодействию со своими создателями»5.

И к чему, собственно, пришли? 

Если человек творит, в первую очередь, чтобы придать своим чувствам определенную форму, то искусственный интеллект «создаёт», так как у него нет выбора. Однако, если все отбросить, важно лишь восприятие.

Какая разница, Гессе или искусственный интеллект, если вы получаете удовольствие от произведения, вас завораживает форма и содержание написанного?

В конечном итоге, не является важным, кто создал. Не является до тех пор, пока созданное несёт ценность для вас. Какая разница, Гессе или искусственный интеллект, если вы получаете удовольствие от произведения, вас завораживает форма и содержание написанного? 

Но если вы — человек, и вы переживаете о творческом будущем человечества, выдыхайте. Пока ИИ не настолько развит, чтобы творить не от безвыходности, а по велению эмоций, он будет продолжать воссоздавать уже созданное. И только человек продолжит придумывать что-то кардинально новое. Продолжит быть истинным изобретателем и творцом. 

К слову, если хотите попробовать создать своё произведение искусства с помощью искусственного интеллекта, то тут есть список из парочки инструментов, которые вам в этом помогут.

Автор: Гиорги Соселия
Обложка: картина, созданная ИИ, https://aiartists.org/ai-generated-art-tools


  1. П. Ролинсон, Е. А. Ариевич, Д. Е. Ермолина. Объекты интеллектуальной собственности, создаваемые с помощью искусственного интеллекта: особенности правового режима в России и за рубежом // Закон, 2018. № 5. // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Гессе Г. Магия Книги. 2017.
  3. Бредбери Р. Дзен в искусстве написания книг. 2014.
  4. Веллер М.И. Песнь торжествующего плебея. 2006.
  5. Кристина Пол. Цифровое искусство. 2018.

Российская IT-компания объявляет новый набор в «Амбассадоры Mail.ru Group» – образовательную волонтёрскую программу для студентов, аспирантов и сотрудников российских вузов. Программа позволяет развить свои digital и soft skills, начать карьеру в IТ и попасть в крупнейшую технологическую компанию даже без навыков программирования.

Основная задача амбассадоров – рассказывать студентам и школьникам об IT-отрасли, о новых технологиях, об образовательных возможностях и продуктах Mail.ru Group и перспективах работы в компании. Также студенты-амбассадоры будут проводить в своём вузе образовательные активности: организуют лекции, вебинары, хакатоны и другие мероприятия. 

В рамках программы участники развивают коммуникативные и управленческие навыки, проходят несколько курсов и реализуют свои собственные идеи. Амбассадоры встретятся с топ-менеджерами Mail.ru Group, примут участие в создании цифровых продуктов с многомиллионной аудиторией, а лучшие выпускники станут сотрудниками компании.

Заявки на участие в программе и видеопрезентации можно отправлять до 1 мая 2020 года.  Все этапы отбора и образовательная часть программы пройдут онлайн.