В очередной серый день на завод где-то посреди неблагополучной Руси приезжает владелец по фамилии Калугин (Андрей Смоляков) и, к неудовольствию толпы пролетариев, объявляет, что вскоре предприятие будет закрыто. Позже, в раздевалке, один из рабочих, опаленный войной ветеран по кличке Седой (Денис Шведов), буднично предлагает нескольким своим товарищам по несчастью «прессануть» буржуя: взять в заложники и потребовать выкуп. После недолгих раздумий герои полагаются на русский авось и соглашаются.

Бизнесмен оказывается в плену у доведенных до предела работяг, олицетворяющих пугачевщину нового времени. Вызволять шефа поручено главе службы безопасности по прозвищу Туман (Владислав Абашин). Тот вместе со своими спецами приезжает на место, чтобы по-тихому решить вопрос, но, оказывается, кто-то уже вызвал полицию, а ситуация развивается по такому сценарию, что вероятность позитивного исхода стремится к нулю. Разыгрывается «античная трагедия в славных русских лицах».

Сразу оговоримся, ругать Юрия Быкова жутко не хочется, он – хороший режиссер. Если Андрей Звягинцев стал для многих зрителей страны своеобразной «священной коровой», то Быков – аналог для масс попроще. Он творит на поле жанрового кинематографа, с хорошей (но не филигранной) операторской работой, с остросоциальными (но не всеобъемлющими) сюжетами. Откровенные «Майор» и «Дурак» с узнаваемыми героями и ситуациями, хлесткими диалогами некоторое время назад попали в нерв российского общества и вызывали среди отечественной публики настоящий фурор. Люди изголодались по такого рода картинам.

В недавнем зрительском голосовании на «Кинопоиске» Юрий Анатольевич победил в номинации «Король говорит!» (режиссер, сделавший самый большой вклад в российское кино за последние 15 лет), а «Дурак» удостоили звания «фильма, изменившего отношение к российскому кино за последние 15 лет». Кредит доверия, оказанный режиссеру, оказался очень велик?

После успеха первых полных метров Юрий должен был ставить космическо-ностальгический эпик «Время первых» с Евгением Мироновым в роли впервые вышедшего в открытый космос космонавта Леонова, но покинул проект из-за творческих разногласий с продюсером Тимуром Бекмамбетовым и переключился на сериалы.

Константин Хабенский в сериале «Метод»

Сначала вышел странный по интонации «Метод», в котором сумрачный и бородатый Хабенский в кепке изображал местного Декстера и преподавал уроки дедукции для второгодников. За ним последовали «Спящие» с Игорем Петренко – шпионский детектив о трудных буднях чекистов по сценарию Сергея Минаева (часть редакции THE WALL старается об этом не вспоминать, дабы не будоражить травматические воспоминания).

Продукт, транслировавшийся в прайм-тайм Первого канала, вызвал бурю негодования: либерально настроенная общественность обвиняла режиссера чуть ли не в предательстве, патриотическая в том, что сотрудники спецслужб выставлены, мягко говоря, не слишком умными людьми. Началась настоящая травля режиссера, после чего в социальных сетях появилось его заявление о временном уходе из кино.

Поэтому, когда возникли новости о том, что Быков берется за «Завод», то многие вздохнули с облегчением ­– Быков вернулся. Это казалось проектом мечты: любимый автор в режиссерском кресле, брутальный и угрюмый Шведов, социальная подоплека и русская индустриально-хтоническая безнадега, что еще нужно для счастья отечественному зрителю на излете десятых годов?

Это казалось проектом мечты: любимый автор в режиссерском кресле, брутальный и угрюмый Шведов, социальная подоплека и русская индустриально-хтоническая безнадега, что еще нужно для счастья отечественному зрителю на излете десятых годов?

Только вот на выходе получилось все не так радужно. Повлияла то ли ориентированность на более массового зрителя, то ли смена продюсеров, но фильм выглядит сырым, несмотря на хорошую операторскую работу и разномастных персонажей. Конфликт кажется вымученным, а герои проговаривают свою мотивацию, а это плохой знак, потому что, как известно, кино должно показывать, а не рассказывать. Но там где оно «показывает», тоже не всё гладко.

Сначала рабочие отвергают авантюру Седого. Потом идут сцены под грустную музыку: знакомьтесь, вот забитый молодой парень (неожиданно прилично играющий Иван Янковский), ухаживающий за больной матерью; вот мужик, чья жена ушла к соседу; вот большая неблагополучная семья, в которой жена с древнерусской тоской смотрит на мужа за обеденным столом. Жена Тумана умирает от рака, химиотерапия не помогла. Безысходность как она есть. Также на втором плане можно разглядеть актеров, которые периодически появляются в любимых сериалах вашей родни на НТВ и России-1.

И не сказать, что актеры играют плохо, правда, утверждать обратное тоже нельзя. В одном из эпизодов после пафосной речи Туман сводит руки на груди в ожидании ответа, в другом один из работяг произносит что-то вроде «ух, сейчас ударю!» и театрально замахивается. Порой такие моменты можно увидеть и в жизни, но от фильмов Быкова, которые славились глубоким психологизмом, ждешь немного иного уровня.

Преступно мало сцен с противостоянием Седого и Калугина, хотя на одной психологической дуэли героев Шведова и Смолякова можно было бы построить половину фильма, зато есть неплохо поставленная перестрелка в темноте. Неплохо по меркам все того же НТВ. Возникает стойкое ощущение, будто смотришь сдвоенную серию конвейерного шедевра «Братки/менты-48» (начало в 20:30, сразу после выпуска новостей, не пропустите).

— Где справедливость?
— А нет её, справедливости

И все было бы совсем плохо, если бы не один сюжетный поворот.

Посыл фильма находится примерно на том же уровне. Сытые vs. голодные, продажные полицейские, беспредел, разруха, «в чем сила, брат?», бинго! Седой вопрошает плененного бизнесмена, почему одним все, а другим ничего? Где справедливость? На что ему ответом будет: «А нет ее, справедливости». Заводы стоят, богатые богатеют, бедные беднеют, оборудование не обновлялось с застойных времен, а то и раньше, условия работы скотские. Спрашивается, для кого в России это будет откровением?

Из-за серости людей и блеклости символизма главным персонажем ленты становится сам Завод. В его роли выступило одно из предприятий, производящих железобетонные изделия, недалеко от метро «Бульвар Рокоссовского» в эпизодических ролях снялись настоящие рабочие. Рабочая симфония, которой начинается фильм, становится лебединой песней, большинство таких заводов стоят по всей России как памятники-саркофаги ушедшей индустриальной эпохе.

В построении конфликта Быков во многом ориентируется на достоевщину, которую принято считать чем-то вроде национальной матрицы, но, на самом деле, больше о нашей с вами родине говорят беспросветные рассказы Леонида Андреева и платоновский «Котлован», когда будущее строится на костях несчастных людей. Попытка снять топорный социальный боевик мало резонирует с такой реальностью.

ВНИМАНИЕ, ДАЛЬШЕ БУДУТ СПОЙЛЕРЫ. ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ПОСМОТРЕТЬ ФИЛЬМ САМИ И УДИВИТЬСЯ, ПРЕКРАТИТЕ ЧИТАТЬ ПРЯМО ЗДЕСЬ.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Режиссеров русского арт-хауса часто критикуют за то, что они ставят в центр бездеятельного героя, который ничего не делает, чтобы противостоять происходящему ужасу. Так, в звягинцевском «Левиафане» персонаж Алексея Серебрякова покоряется судьбе в отличие от своего американского прототипа Марвина Химейера, бульдозером сравнявшего с землей дома тех, кто пытался отнять его участок. Творцы продолжали твердить, что «эта страна – заточка», ставили диагноз обществу, но никак не желали (или не умели) давать инструкции, как справляться с «болезнями». Быков в этом плане выигрывал, демонстрируя тех людей, которые хотя бы пытались бороться, несмотря на предсказуемый финал.

По мере развития событий горе-бандиты понимают, что выиграть им не удастся, и требуют местных телевизионщиков, чтобы на камеру записать обращение Калугина. Когда приезжают журналисты, а олигарх начинает что-то мямлить про экономическую целесообразность, Седой произносит обличительную речь, требуя рассказать правду о 90-х и темных делишках, а затем снимает маску, демонстрируя лицо на камеру. Несколько позже выяснится, что он и вызвал полицию, использовал своих коллег как фигуры на шахматной доске, чтобы провести социальную революцию в миниатюре. Только вот делает это доморощенный Стенька Разин не из-за борьбы за правду, а из-за озлобленности.

Хотелось бы и дальше копать глубоко, выискивая драгоценные смыслы, однако всякие попытки анализа с глухим стуком упираются в бетонную плиту качества постановки. Фильм сюжетно перекликается с недавним «Ненастьем» и неожиданно с лентой режиссера-беспредельщика Светланой Басковой. Месседж в откровенно китчевой и трансгрессивной работе оказывается тоньше, точнее, а главное, ближе к реальности, чем быковский «Завод», который выглядит просто-напросто скучно.

В общем, всем нам стоит выдохнуть и признать, что Юрий Быков снял не самый лучший свой фильм, и ничего страшного в этом нет. Он снимет еще. В отличие от подавляющего большинства русских режиссеров это он умеет. Акелла промахнулся, но это не последняя охота в сезоне.

Автор: Анатолий Волохов

Фотографии с сайта www.kinopoisk.ru