Нелюдимый Джо ухаживает за престарелой матерью и пытается заглушить всполохи травмированной психики. Однажды ему поручают разыскать пропавшую дочь сенатора Нину (Екатерина Самсонова), которая, вероятно, попала в бордель для малолетних. Начинается привычное для частного детектива погружение в грязь и насилие, но в итоге все оказывается гораздо сложнее, чем казалось на первый взгляд…
Прочитавшему синопсис «Тебя здесь никогда не было» может показаться, что перед ним очередной боевик категории B, на главную роль в котором обманом заманили Хоакина Феникса. И действительно, лента, снятая по книге Джонатана Эймса, содержит все поднадоевшие клише подобных картин: угрюмый силовик в отставке, политический заговор, невинное создание, которое надо спасти. Но шотландской постановщице Линн Рэмси («Что-то не так с Кевином», «Крысолов») удалось выстроить повествование таким образом, что зрителя едва ли ждет банальное зрелище.
Из-за особенностей монтажа и подачи материала некоторым фильм может показаться путанным или даже сырым. Но режиссёр не особо заботится об объяснении сюжета: под конец из разрозненных фрагментов пазл сложится самостоятельно. Сидящему в кинозале буквально выстреливают в лицо визуальными образами, что вкупе с тревожной музыкой, написанной гитаристом Radiohead Джонни Гринвудом, и ностальгическими хитами, включающимися на самых кровавых моментах, создает гипнотический эффект. Возникает ощущение, что целью Рэмси было заставить зрителя чувствовать себя неуютно, добиться эффекта трансгрессии.
Сцены насилия в ленте часто остаются где-то за кадром (что отнюдь не значит, что они окажутся менее шокирующими), но если и демонстрируются, то во всей красе. Вот Джо брутально забивает очередного статиста-педофила молотком в стиле «Олдбоя»; вот нам крупным планом показывают, как он с помощью подручных средств выдергивает сломанный зуб, а затем демонически смеется. Попеременно героя мучают флешбэки с какой-то из ближневосточных войн, службы в ФБР и пережитого домашнего насилия.
Фильм стал триумфатором Канн, главным призом, пожалуй, стали даже не награды за лучший сценарий и мужскую роль, а семиминутная стоячая овация после показа и восхищенные рецензии кинокритиков со всего мира. Только ленивый не отметил ассоциативное сходство с «Леоном» и «Таксистом». Создатели и не скрывают этой связи, а Хоакин Феникс выдает перформанс не хуже прославленного Де Ниро. Перекличка идет не только на уровне сюжетов (ветеран с проблемами в социализации пытается спасти малолетнюю проститутку, которая, возможно, не слишком жаждет этого жеста), но и на эмоциональном уровне. Схожие сцены, идущая красной нитью идея мщения, а также ультранасилие, завораживающее в своем омерзении. Однако данный неонуар может похвастаться не только масштабными заимствованиями и реминисценциями – в нем есть моменты, которые вполне могут возвести фильм в статус культового: погружение главного героя в реку, неожиданный песенный дуэт убийцы и убитого.
Джо в исполнении Феникса оказывается в центре кровавого психоза, поражающего своей будничностью. Актеру удивительно органично удается «переключаться», показывая своего героя как смесь безжалостного мстителя и аутичного, испуганного ребенка, который ищет тепла и понимания. Потолстевший и обзаведшийся густой бородой Феникс одинаково аутентичен как в изображении приступов паники, так и в экшн-сценах, когда его персонаж с безжалостной жестокостью идёт по следам преступников.
Спасая других, Джо спасает себя, иначе он не может. Ведь никакая идеально выверенная визуально галлюцинация не в состоянии по своему ужасу сравниться с жестокой реальностью. И всё же порой, даже после самой кровавой вендетты, можно посмотреть по сторонам и понять, что сегодня прекрасный день.
Автор: Анатолий Волохов
Официальная премьера в России — 22 марта