Документальный фильм журналиста Саши Дженкинса «Слово – закон» («Word is bond») — на экранах в июне в рамках BeatFilmFestival. Полуторачасовая картина с первых минут погружает в американскую рэп-культуру и рассказывает о том, как создаётся музыка, прокачивающая толпы.
Rakim, Pusha T, Nas, Tech N9ne, Run the Jewels, Anderson, Paak, Styles P, Jadakiss, Royce Da 5’9, Nitty Scott, Rhymefest делятся своими личными историями успеха и преодолений, своим пониманием музыки и смыслами, которые они вкладывают в творчество. Это фильм о тех, кто живёт музыкой и твердо верит, что рэп – это то, что ты есть и что происходит вокруг.
Спикеры откровенничают о том, как смогли начать писать тексты, которые перевернули в дальнейшем жизнь. Молодые, голодные, но амбициозные и готовые к созиданию — они прошли путь от андеграунда к славе. Так, рэпер из Канзас–Сити Tech N9ne возвращается спустя долгие годы в дом, где жила его семья, параллельно размышляя о том, что целью его долгого и сложного пути в творчестве является желание дать людям то, зачем они приходят. Этот исполнитель способен после одного вдоха выдать пару строк ритмичного речитатива, наполненного смыслом.
Tech N9ne — Happen
Оказывается, небезызвестный Rhymefest из Чикаго совместно со своей женой – преподавательницей английского в студии учат тинэйджеров создавать тексты. Главный вопрос, на который стоит ответить перед тем, как писать, — кто есть ты на самом деле.
Rhymefest — Run that
В школе рэпер Royce Da 5’9 рифмовал двустишья, сопровождая их рисунками на полях школьных тетрадей. Какой из рисунков вынудил преподавателя вызвать в школу родителей расскажет отец исполнителя. А сам Royce Da 5’9 делится незабываемой историей их жизни о том, как впервые по телефону ему позвонил настоящая звезда, человек с именем предложил своё сотрудничество. Им оказался известный американский исполнитель Eminem.
Royce Da 5’9 — Boom
«Рэп – это поэзия с большой эмоцией», — не раз услышите вы. Суть текста и умение его подать – вот что руководит людьми, создающими рэп–культуру. В речь иногда невольно вливается речитатив, и они начинают складывать строки рифмой, вкладывая туда свой разный, но каждый раз шокирующий и вдохновляющий жизненный опыт.
В России есть свои рэп и хип-хоп исполнители, например, представители поколения первопроходцев — Noize MC Тимати, ОXXXYMIRON, Баста, Джиган. На специализированных форумах уже долгое время не прекращаются жаркие поиски ответа на вопрос, в чем же главная разница российских и американских хип–хоп артистов. Ответ так и не найден, возможно, как раз потому, что две культуры, находящиеся на противоположных континентах, всё же по–разному работают с текстом.
Oxxxymiron — Неваляшка
В России о рэпе стало известно после распада Советского Союза. В то время как в Соединенных Штатах Америки уже с середины 70-х годов прошлого столетия в трущобах Нью-Йорка бедные выходцы из Южной Африки давно создавали музыку для души. Они вкладывали в тексты свою биографию, не думая о коммерции. Вплоть до середины 90-х хип–хоп музыка оставалась жанром для гангстеров, маргиналов, не всегда легальных мигрантов. Рождалась и развивалась целая культурная эпоха, которую сопровождали словесные баттлы и уличные разборки, появлялись новые рифмы, биты и кумиры.
Первопроходцы в России, не имея ни малейшего опыта в рэп-индустрии, тогда старались сделать нечто похожее на американский контент, музыку с оглядкой на Eminem или Dr. Dre.
Англичане поручили выполнять главную роль в предложении глаголу – они считают, что для более правильного описания действия стоит уделять внимание в большей мере правильно подобранному сказуемому.
Однако российский рэпер вряд ли сможет в точности скопировать американского исполнителя исходя из объективных лингвистических отличий. Так, в английском языке ни одно предложение не сможет обойтись без подлежащего и сказуемого, в то время как в русском языке такое предложение может существовать и будет нести смысловую нагрузку. Более того, в русском языке части речи часто отличаются окончаниями. Мы выбираем окончания в зависимости от того, что хотим описать и о ком хотим сказать: брал, брала, искал, искала. Английский язык имел иной вектор развития. Англичане поручили выполнять главную роль в предложении глаголу – они считают, что для более правильного описания действия стоит уделять внимание в большей мере правильно подобранному сказуемому.
Таким образом, получается, что английский язык становится более удобным и лаконичным для выражения мысли в рифмованном тексте. Русский язык склоняет к сложным речевым оборотам, при попытки рифмовать появляется ломанность ритма, из–за разнообразия окончаний становится сложнее соединять слова в складные (по меркам рэпа) тексты.
Люди приходят слушать то, что любят.
Но сейчас и российские исполнители набирают обороты. Многочисленные баттлы для начинающих и продолжающих под эгидой Versus, SLOVOSPB и других платформ, показывают пластичность русского языка, его приспособляемость и к такому неудобному, на первый взгляд, жанру. К тому же перспективные молодые рэперы — Pharaoh, Thomas Mraz, Скриптонит, например — с успехом собирают концерты и раскачивают топы, создавая свой уникальный жанр и формируя свою аудиторию слушателей.
«Люди приходят слушать то, что любят». Здесь нет четко очерченных правил и нет технических правил по написанию текста. Он может существовать в любом виде и на любом языке. В основе лежит собственная история, и если она понятна зрителю – это лучшая награда для настоящего хип–хоп исполнителя.
Билеты на показы фильмов в рамках Beat Film Festival можно приобрести на сайте: www.beatfilmfestival.ru
Автор: Виктория Смирнова