22 ноября в прокат вышел триллер «Вдовы» Стива МакКуина – полноценная панорама жизни в Америке, спрятанная за криминальной историей о жёнах погибших грабителей. Несмотря на то, что действие происходит в 2008 году, использованные штампы вполне применимы и спустя десять лет, хотя режиссёр находит к ним принципиально новый подход.

«Доллары и пустые обещания»

2008 год, Чикаго. Повсюду развешаны постеры «VOTE» с изображением Барака Обамы, и всё темнокожее население Штатов переживает «общественный подъём». Несмотря на то, что постер и слоган фильма обещают нам очередную историю о сильных женщинах, способных проучить кого угодно, нам почти сразу представляют двух политических деятелей-мужчин – как водится, белого и чёрного (Колин Фарелл и Брайан Тайри Генри). На чью сторону вставать, вы решаете сами, даром, что сценарий не подкидывает баллов ни тому, ни другому. Оба политика замешаны в криминальных делах, у обоих есть идеи, как сделать жизнь своего округа лучше, но ключевых различий, кроме, разве что, цвета кожи, между ними нет.

Чтобы понять истоки подобного изображения политиков, следует оглянуться на фильмографию Стива МакКуина. Три полнометражных фильма с Майклом Фассбендером на переднем плане, в том числе Оскароносный «12 лет рабства», «Стыд» и «Голод», все три – тяжёлые психологические драмы, не предрасположенных к бездумному просмотру за ведёрком попкорна. Маккуин не ищет лёгких путей, поднимая острые социальные вопросы и продавливая ими зрителей – так, что не испытать лёгкого ужаса в духе «Что же мы делаем с этим миром?» не удастся никому.

Кстати говоря, именно благодаря Стиву МакКуину и его интересным композиционным решениям фильм доставит огромное удовольствие визуалам. Контрастные постеры Обамы, способного решить все проблемы темнокожих в одной из ключевых сцен, доказывающих обратное; смена кадров, способная за несколько минут нарисовать противоречивый портрет всех ключевых героев – всё это выдаёт человека с художественным образованием и добавляет фильму эстетики, способной сгладить острые углы критического и жестокого реализма.

«У нас очень много дел. Слёз в списке нет»

Каждый, кто регулярно включает телевизор или хотя бы пролистывает новостную ленту «ВКонтакте», знает, что ещё одной вечной проблемой Штатов является право граждан на хранение и ношение оружия, гарантированное Второй поправкой к Конституции. Об этом мельком упоминает Вероника (Виола Дэвис), отвечая на вопрос Элис (Элизабет Дебики) о том, где можно достать огнестрельное оружие. «Это же Америка!» — удивлённо восклицает та, и каждый, кто настроен увидеть в фильме политическую подоплёку, тут же саркастично усмехается.

Четыре женщины (лишь трое из них участвуют в ограблении) живут в этой самой Америке – и, несмотря на криминальность деятельности супругов, немногим отличаются от других семей. Казалось бы, у них должно быть много денег, но это не совсем так. Казалось бы, каждая из этих жён могла бы находиться у богатого мужа на содержании, но после смерти супругов каждая доказывает обратное. Даже если по итогам картины муж и жена отчасти остаются «одной сатаной», нельзя совсем закрывать глаза на проблемы, мельком упомянутые в фильме и знакомые многим американским семьям.

Нам не описывают весь жизненный путь главных героинь, но мы знаем, что Элис прощала мужу домашнее насилие исключительно за красивые глаза. Семейное счастье Вероники не сложилось именно из-за цвета кожи, а муж Линды тратил все их деньги на тотализаторе – из-за чего магазин, приносивший ей деньги, ушёл в уплату долга.

Актёрский состав впечатляет. Виола Дэвис лучше многих справляется с ролью сильной, но ранимой женщины. Мишель Родригес идеально вписывается в любой боевик с участием дерзких девчонок, а игра Элизабет Дебики способна воскресить в памяти героиню «Исчезнувшей». Фильм Дэвида Финчера мы вспомнили неслучайно, ведь автор сценария, Гиллиан Флинн, приложила свою руку к обеим картинам, подарив нам образы пугающих женщин, которыми нельзя не восхищаться. Феминизм не занимает ключевого места в фильме и не кажется навязчивым, но фраза «Мы провернём ограбление, потому что никто не думает, что мы на это способны» всё равно звучит, нанося последний штрих на брутальную, но честную картину современности.

Рассказав историю, в которой каждый найдёт что-то для себя, Стив Маккуин кратко изложил суть всего, что его не устраивает в современной Америке. Это и отношение к темнокожим – расизм потерял массовый характер, но не искоренён, коррупция в государственном аппарате и прямая связь с криминальными структурами, свободное ношение оружия и многое другое, что изменяет жизнь в Америке в худшую сторону.

Мы провернём ограбление, потому что никто не думает, что мы на это способны

Это не только глобальные проблемы, но и более привычные – например, отношения между людьми, которые может запросто испортить жадность… Именно жадность и страсть к деньгам выходят на передний план, именно жадность – причина всех бед. Есть ли у Америки будущее? Конечно, есть, как и у женщин, на которых неожиданно свалились все долги мужей-преступников. Но только если они способны взять себя в руки и решить проблему, сколько бы усилий ни пришлось приложить.

Автор: Анастасия Гастин