Не так давно наряду с блошиным рынком в Измайлово команда проекта Flacon-X открыла новый креативный кластер Vernissage. Сооснователь проекта svalka.me и продюсер Vernissage Ирина Баринская и директор по развитию творческого квартала Vernissage Хим Абдурахманов рассказали, как за год изменилась самая непривлекательная часть на территории Измайловского Кремля.

Flacon-Х — это франшиза дизайн-завода «Флакон». Как родился этот проект и чем он отличается от того же «Флакона»?

Хим: Flacon-X — компания, которая входит в портфель основателя «Флакона» Николая Матушевского. Ее задача — масштабирование опыта создания н креативных кластеров по всей России. К нам приходят владельцы заводов, складов или заброшенных производств и говорят: «Можно ли что-то с этим сделать?». Мы анализируем объект, оцениваем, реально ли трансформировать его в креативный кластер. Смысл того, что мы делаем, — с минимальными интервенциями наполнять здания новым смыслом.

Хим Абдурахманов. Фото: Антон Андриенко

Как вы обнаружили Измайловский Кремль и почему выбрали именно его для проекта Vernissage?

Хим: К нам обратились владельцы собственности с предложением переделать территорию всего Измайловского Кремля. Мы занимались изучением комплекса около года. Дело в том, что здесь, в отличие от заброшенного завода на месте нынешнего «Флакона», уже создалась некая среда: Измайловский Кремль активно посещается туристами, «Вернисаж» приносит деньги, у него есть своя аудитория. Так зачем было в это лезть?

В итоге мы взялись трансформировать  самую непривлекательную часть Измайловского Кремля, где раньше были склады «Вернисажа» и Черкизовского рынка. Мы предложили провести условную черту между блошиным рынком и шестью зданиями, которые ревитализировали. В декабре 2017 года мы вышли в плюс, и сейчас идет активное планомерное увеличение выручки, в соответствии с чем возврат инвестиций ожидается к концу 2019 года.

То есть сработал принцип «сносить нельзя, ревитализировать»? Были ли какие-то трудности при въезде в Измайлово?

Хим: Все верно. Мы, прежде всего, вывезли все ненужное и провели демонтаж. Что касается трудностей, было слишком много текстур, внедренных в среду: металлочерепицы разного цвета, кованые петушки, разнообразные фасады. Пространство не было целостным, что сильно резало глаз. Первой целью было «успокоить» общую картину и окрасить все стены в белый цвет, чтобы посетители могли ощущать себя в едином, целостном объекте. Второе — нужно было добавить воздуха и света, так как это нетипичный лофт с высокими стенами. Мы приняли решение демонтировать декоративные проемы, которые были заложены в обычные двери и ворота, и добавить стеклянные арки.

Расскажите немного о «жителях» — резидентах площадки Vernisagge: владельцах кофеен, мастерских и прилавков.

Хим: Мы всегда стараемся сформировать вокруг проекта коммьюнити. Среди наших резидентов — мультибрендовый дом моды и шоурум Workplace Fashion, где дизайнеры и швеи могут арендовать пространство под работу. Здесь же находятся ребята, которые создавали хостел Fabrika на Красном Октябре. У нас они сделали отель «Шкатулка» на русский манер. Кстати, это единственное здание, которое не стало белым и осталось розовым.

Среди других резидентов — мастерская стеклодувов Glass Baker, Гончарная студия №1, проект Panama Grill, чья фишка — уличный гриль округлой формы в виде шапки-панамки, Disciplina Tattoo — комьюнити тату-мастеров, у которых, помимо всего, еще и самая скрупулезная отделка помещения. Все так или иначе участвуют в жизни площадки, и каждый может прийти со своей идеей, а мы подумаем, чем ему можно помочь и как подключить остальных. Таким образом мы отбираем людей, которые вписываются в нашу историю.

То есть существует определенный отбор резидентов?

Хим: Конечно. Мы просим людей присылать нам дизайн-проекты своих помещений и уточнять, в каком формате был предыдущий бизнес, если таковой был. Например, с ребятами из Disciplina Tattoo мы сошлись сразу: было понятно, что ребята понимают, как жить в такой среде. Проект Svalka.me же претерпел три фазы ремонта, но сейчас всем нам тут нравится.

Фото: Антон Андриенко

Как на Vernissage ужились проекты «Свалка» и «дЕбошь»?

Ирина: Svalka.me и дЕбошь — два отдельных проекта, которые мы делали с мужем (Алексеем Баринским — прим.). У нас очень длинная история переездов, и Vernissage — это наше пятое место работы. Для нас это был новый этап в жизни, так как раньше мы держались особнячком — нашими соседями были автомойки. Здесь же мы вписывались в команду и концепцию ребят, которые делали «Флакон», и почувствовали, что нас окружают профессионалы.

Сейчас у нас самое большое здание на площадке: «Свалка» и дЕбошь занимают два этажа. Мы поняли, что нам надо участвовать в жизни Vernissage и работать вместе. Сначала на уровне дружеской поддержки и совместных проектов, а потом, когда стало понятно, что у нас получается, мы с Химом договорились, что я буду помогать развивать площадку. Сейчас у меня большой спектр задач — от организации мероприятий до набора людей в команду и поиска партнерских проектов. Например, вместе мы организовали pre-sale «Дикой мяты» — воссоздали атмосферу и картину этого фестиваля и сделали его мини-городскую версию для тех, у кого нет возможности туда поехать.

Ирина Баринская

Здесь вы также проводите множество мероприятий, направленных на осознанное потребление, саморазвитие и т.д. По вашим наблюдениям, насколько успешно такие «положительные» практики закрепляются в поведении людей? Как креативное пространство Vernissage способствует этому?

Ирина: У нас есть слоганы: «Это всего лишь вещь» и «Носи, кайфуй, передавай». Мы действительно считаем, что к вещам нужно относиться проще. Хочу сказать, что у тех ребят, кто помоложе, эта ценность уже встраивается. Многие задают вопросы: «А как вы это утилизируете? Куда вы все отправляете? Утилизируете ли вы, к примеру, батарейки?» и т.п. Это говорит о том, что людям не все равно. С теми же, кто постарше, дела обстоят немного по-другому: некоторым все равно, другие не особо горят желанием отдавать дорогие для них вещи.

Фото: Антон Андриенко

В проекте «Svalka.me» поступают использованные вещи, чтобы увидеть новую жизнь. Однако цены иногда все равно остаются сравнительно высокими для рядового потребителя: ботинки для сноуборда за 1000р — это, безусловно, уникальная находка, но вот 2000р за платье, возможно, не каждый согласится отдать. Поступали когда-либо претензии по вопросу цен?

Ирина: За все три года существования «Свалки» люди всегда приходили и говорили: «У вас дорого». Причем не важно, стоила эта вещь 100 или 1000 рублей. Самая оптимальная цена для людей — это бесплатно. Поступали вопросы, почему мы не отдаем вещи бесплатно. Начинаешь объяснять, что есть расходы на логистику, аренду, персонал, а люди не всегда это понимают. Раньше никто такого никогда не делал, поэтому пока мы экспериментируем с ценами и наблюдаем, что покупателей интересует больше всего.

Расскажите немного про своп-девичники. Есть ли у вас цель развивать идею этого проекта?

Хим: Изначально идея принадлежала нашей продюсерке Анастасии. Своп — это огромный девичник, основной целью которого является дресс-кроссинг. Пока мы проводим его раз в месяц, но в дальнейшем будем думать над его периодичностью. Может, когда-нибудь появятся и своп-мальчишники.

Фото: Антон Андриенко

По какому принципу вы отбираете спикеров или организации и приглашаете их на свои мероприятия? Есть ли конкретные форматы мероприятий, проходящих на Vernissage, которыми вы себя ограничиваете?

Ирина: Для нас отбор очень важен. У нас, и правда, был период, когда мы были открыты практически всем, но не все укладывались в концепцию Vernissage. Начинали же с малого. Сначала на День Святого Патрика мы организовывали Лепрекон-party, посвященную Ирландии, и пригласили фолк-группу. Следующее мероприятие было приурочено ко Дню космонавтики. Люди проходили и видели, что у нас происходит что-то интересное. Мы начали действовать по такому принципу, искать людей с определенной темой и предлагать им свою площадку. Это же касается Sisters’ party, феминистского фестиваля по защите прав женщин.

Хим: К нам пришла девочка, которая сказала, что хочет сделать постер с надписью «Sisters» в поддержку жертвам домашнего насилия. Маленький запрос перерос в большое значимое событие.

Как вообще пришла идея участвовать в подобных мероприятиях?

Хим: Скорее, истоки идут от самого «Флакона». Я из поколения, которое выросло на «Флаконе», на его идеях и площадках.

Ирина: Мальчик, которого воспитали хипстеры.

Хим: Можно сказать и так. По сути, сейчас уже складывается новое поколение, которое знает не только, как можно сделать круто, но и как это сделать еще лучше. Может, звучит громко, но мне хочется создать то, что будет значимо для людей и для общества в целом. Мне приятно, когда люди находят в месте некую отдушину и уже ассоциируют себя с местом, в котором они работают и создают что-то новое. Круто, когда ты не идешь в работу с другом, а уже в работе становишься друзьями.

Какие визуальные и атмосферные ассоциации вас вдохновляют в работе?

Ирина: Для меня это Тель-Авив с его атмосферой и расслабленным настроением, фестиваль «Tomorrowland», новые кварталы и панк-культура Амстердама, европейские блошиные рынки и киевские творческие кластеры.

Хим: Я в своей работе опирался на опыт берлинской реновации, проекты городских парков и ситифарм, их принцип переосмысливать старое и делать из этого новое.

Есть ли постоянная аудитория у проекта? Можете описать типичный портрет вашего посетителя?

Ирина: Люди здесь очень разные. Самый масштабный фестиваль, который у нас пока что проходил на площадке, — «Свадьба. Генеральная репетиция». Тогда к нам пришло больше двух тысяч человек: семьи с детьми, местные жители и прочие, и они тоже являются нашей целевой аудиторией. Это был своего рода новый формат свадебной выставки: аниматоры, конкурсы, возможность пожениться на час, свадьба в советском стиле, фотографы, игры. Поэтому можно сказать, что нашу аудиторию очень сложно описать одним словом.

Совсем скоро проекту исполняется год. Можете ли подвести краткие итоги работы за это время?

Хим: Всего у нас прошло 86 мероприятий. Год мы отсчитываем с того момента, как мы подписали бумаги и сказали, что будем здесь создавать творческий квартал. Сейчас у нас 32 резидента. Можно сказать, что самый сложный этап запуска проекта мы пережили. Теперь нужно только подкидывать угля в наш локомотив.

Ирина: Самое главное, что мы сделали, — собрали комьюнити из людей, кому здесь действительно интересно. Казалось, что над этим безжизненным пространством никогда не восходит солнце. Теперь же оно наполнено энергией, и все это благодаря людям, которые здесь собрались.

Как вы собираетесь развивать и продвигать площадку?

Хим: Наша основная задача сейчас — заполнить все оставшиеся площади качественными резидентами и соединить к следующему лету территорию творческого квартала Vernissage с берегом Серебряно-Виноградного пруда. Это будет первый креативный кластер с выходом к воде.

Ирина: Осенью-зимой мы будем привлекать партнеров в программу Vernissage «Зимняя резиденция». В России холодно зимой, но мы почему-то не используем популярные мировые форматы зимних уличных тусовок. Наша команда разработала и протестировала некоторые из них прошлой зимой, и теперь мы предложим брендам и компаниям стать резидентами Vernissage на месяц-два или на весь сезон, чтобы вместе делать наш творческий кластер новым центром притяжения для жителей района и туристов из всех прилежащих гостиниц.

Есть ли у вас глобальная цель, которую вы хотите достичь с помощью концептуальной идеи «Флакона»?

Хим: Хотим дать обществу комфортную городскую среду.

Автор: Яна Димухамедова

Фотографии предоставлены Vernissage