Уинстону Черчиллю приписывают описание внутриполитической борьбы в СССР как «схватки бульдогов под ковром – ничего не видно, только время от времени вываливается загрызенный насмерть бульдог». В своей новой комедии «Смерть Сталина» Армандо Ианнучи («В петле», «Вице-президент») представляет эту схватку в виде веселой игры в догонялки.

5 марта 1953 года. И.В. Сталин, с чьим именем связывали как самые громогласные победы Страны Советов, так и позорные преступления, умирает. В гонку за власть вступают приближенные тирана, и это… безумно весело. Фильм основан на одноименном графическом романе, которые создали французские авторы Фабьен Нури и Тьерри Робин. Ианнучи удалось переработать довольно слабый первоисточник в остроумную историю о людях, упивающихся погоней за властью.

Основное наследие эпохи Сталина – страх, но империя, основанная на нём, начнет рушиться даже раньше, чем вождь испустит последний вздох. Страх вызывать на себя гнев не позволял персоналу и охране Ближней дачи проверить состояния отца народов. Разбитый параличом тиран уже не представляет опасности, и дележ власти начинается прямо у смертного одра.

Лучшего актёрского ансамбля для воплощения запланированной режиссёром трагикомедии о жизни членов Политбюро и придумать невозможно. Здесь и Джеффри Тэмбор в роли трусливого, но властного Маленкова; и Джейсон Айзек в образ увешанного орденами Жукова; ветеран Майкл Пэйлин в роли старого большевика Молотова; Андреа Райборо и Руперт Френд исполнили роли детей Сталина.

Фильму удаётся поймать характер России того времени. Авторы тщательно изучили реалии Москвы 40-50-х годов; несмотря на очевидную буффонаду, многие детали представлены удивительно точно. Понятно, что в сатирической картине актёры больше изображают представления о реальных исторических личностях, Молотов Пэйлина довольно далёк от своего прототипа, Жуков предстает бравурным солдафоном, а Василий — тряпкой и обузой. Но главное, что удалось уловить авторам, — это комичное в умении интерпретировать знаки, от чего зависели карьеры, а подчас и жизни людей. Если «Смерть Сталина» и «клюква», то это лучшая «клюква» за последние 30 лет.

В центре, конечно, оказывается противостояние двух политиканов: Никиты Сергеевича Хрущёва и Лаврентия Павловича Берии. Саймон Рассел Бил, театральный актер, который известен по своим ролям в постановках Шекспира, – лучший Берия со времен Боба Хоскинса. Здесь он показан не только монструозным душегубом, но и умным, расчетливым политиком, в чем-то даже трагической фигурой.

Окрыленному избавлением от Сталина Берии, который стремится закрепить свое лидерство, противостоит с виду простоватый шут Никита Хрущёв в исполнении Стива Бушеми. Его сила в умении разговаривать и убеждать. Неузнаваемый Бушеми показывает, как Хрущёв раскрывается, перестаёт изображать из себя простака и трансформируется в жесткого, волевого лидера.

Может показаться, что в первой части ленты преобладает сатира, а по мере нарастания темпа действия горечи становится больше. Но феномен сталинской России в том, что смех и леденящий кровь ужас в ней успешно сосуществовали друг с другом. Фильм получился, в первую очередь, потому, что авторам удалось нащупать именно этот нерв.

В стране, где даже костюмированная мелодрама о событиях столетней давности в духе диснеевской «Анастасии» вызывает чуть ли не гражданскую войну, лента о Сталине уж точно инспирирует новый виток дискуссии о десталинизации, ее пределах и о прошлом в целом. Вероятно, не обойдется без обвинений от ярых сталинистов в «очернении» светлого советского прошлого и «фальсификации истории». Не обойдется и без парочки одиночных пикетов.

Важно иное – с конца 80-х годов русская культура и русский кинематограф стали осмысливать сталинское наследие, этот долгий и мучительный процесс продолжается и по сей день. Были сняты важные фильмы «Покаяние» Т. Абдуладзе, «Ближний круг» А. Кончаловского, сюда же можно отнести первую часть «Утомленных солнцем» Н. Михалкова, а также многочисленные телероманы на заданную тему.

Очевидно, что российские кинематографисты не могут не быть пристрастны в изображении той эпохи. Мы ещё не научились многомерно изображать историю своей страны, не скатываясь при этом в чернуху или пошлость. В такой ситуации взгляд со стороны становится просто необходим. От того, насколько трепетно отнеслись западные сценаристы к нашей истории, испытываешь некоторую неловкость. Можно сколько угодно выискивать неточности в изображении интерьеров Ближней дачи, костюмов или укорять авторов за анахронизмы и допущения, рассыпанные по всему фильму. Самое главное, что взбалмошная европейская комедия стала, пожалуй, лучшим примером рефлексии о прошлом нашей великой и несчастной страны.

 

Российская премьера картины«Смерть Сталина» — 25 января 2018г.

Автор: Анатолий Волохов