Фильмов о Москве – десятки. А вот театральных постановок, посвященных столице, удивительно мало. 10 февраля Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета представил во МХАТе им. М. Горького премьеру музыкального спектакля «Свидание в Москве». Уникальность его в том, что хор и танцевальные номера на сцене органично соединяются с симфоническим оркестром. От спектакля веет добротой, легкостью и любовью. Любовью к Москве, юности и музыке. 

Идея истории о столице появилась у Александра Чайковского – одного из крупнейших современных композиторов. И ради такого случая МХАТ торжественно открыл оркестровую яму, которая уже на протяжении тридцати лет скрывалась под первыми тремя рядами партера. Причём изначально здание театра проектировалось с расчетом на музыкальные постановки, ведь акустика в здании на Тверском бульваре входит в число лучших в стране.

«Какое это счастье – иметь оркестровую яму!», – радостно отметил художественный руководитель театра Эдуард Бояков

Создатели уверены, что музыкальные композиции, которыми насыщен спектакль, в будущем станут хитами. И вполне возможно, что так и произойдёт. Тональность мелодий и рождаемая ими атмосфера в зале очень напоминает легендарную музыку Пахмутовой или Никитина из советских кинокартин, которую помнит каждый. Да и от декораций, выстроенных в мягком свете 1970-80-х годов, веет временами «оттепели».

Героиня Екатерины Рябовой приезжает в Москву поступать в институт и попадает в круговорот событий: оставшись без денег и телефона, не имея в столице ни одного родного человека, семнадцатилетняя Вера успешно проходит вступительное испытание, а потом знакомится с прекрасными людьми и встречает свою любовь. Но главное – она проникается милым очарованием и загадочным мистицизмом грандиозного мегаполиса.

«Я абсолютно убеждён, что спектакль будет жить много лет, потому что в нём заложена тональность доброты и любовь», – музыкальный руководитель спектакля Юрий Башмет

Не обошлось и без намёков на Булгакова – за Верой увязываются двое странных персонажей, которые постоянно провоцируют девушку и её кавалеров на отчаянные действия. Вскоре героиня узнает, что Алика и Раф (так зовут таинственных спутников) – это ангелы, которые давно выбрали её для исполнения своего космического замысла. Теперь лишь от Веры зависит, исполнится этот замысел или нет.

Работа над спектаклем длилась полгода, а это очень мало для такой масштабной постановки.

«Честно говоря, я не верил, что мы успеем это сделать – в такие сроки просто нереально», – признался Чайковский

Но благодаря таланту молодого режиссера Павла Сафонова всё получилось очень слаженно, красиво и профессионально. Отдельно хочется отметить блистательную игру народной артистки СССР Светланы Рябовой, исполнившей роль Элеоноры – женщины, которая помогла Вере и стала её доброй феей. Некоторые диалоги героев кажутся на первый взгляд простыми и несуразными, но в то же время их реплики содержат поразительный философский смысл, если копнуть глубже. И такая парадоксальность придаёт постановке особенную энергетику. 

Москва показана авторами спектакля как бы сверху, где много неба и есть солнце. Откуда все человеческие проблемы и суета кажутся мелкими, не такими глобальными, а вот путешествие по крышам города – абсолютно реальным. Трогательная история любви в большом городе напоминает зрителю о том, что нужно верить. И тогда волшебство само найдет тебя, где бы ты ни оказался. 

Автор: Татьяна Конюхова
Фото предоставлены пресс-службой МХАТа им. М. Горького