Любовь – явление неоднозначное. Она способна окрылять, делая человека всемогущим, но и она же способна сделать человека беспомощным, разуверив и обезнадежив.
В Центре драматургии и режиссуры на Беговой состоялся спектакль группы «А.Р.Т.О» — «Душная ночь». В последовательности происходящее на сцене изложить почти невозможно, эксцентричную подачу режиссера Натальи Волошиной и сценографа спектакля Николая Рощина удастся лишь прочувствовать. На сцене перед зрителем несмотря на кажущуюся простоту сюжета – женщину бросил женатый мужчина — ничего обычного не случается. В черной комнате — исключительная амальгама событий и переплетение эмоций.
Любовь сделала главную героиню Нину бессильной. Страшное осознание того, что обо всем, связанном с любимым Сашкой, теперь придётся говорить в прошедшем времени, превращает жизнь в настоящую истерику. Все последующее ассоциируется с НИМ, всё прошлое – ОН. На дворе ночь. Час, два, три – невроз и состояние стресса не дают спать, есть, думать, жить. Нина теперь — заложник собственных эмоций. Стоявшие за спиной омоновцы — то ли галлюцинации, то ли те самые силы, которые создают ощущение отсутствия и намека на свободу. Главная декорация сцены – клетка, в которой и находится героиня, одетая в кислотно–рыжую робу. В воздухе парит атмосфера навязчивой болезни и напряжения. Далее — только гротеск и хаос.
Неожиданно для всех зрителей появляется Ленин – экзальтированный, уверенный в собственных словах, заразительно артистичный. Ища параллель между вождем советского времени и происходящим в клетке, вы находите мысль о том, что все влюбленные – одержимы. Владимир Ильич стал героем эпохи, повел за собой миллионы, был охвачен верой в свою идеологию и не мог не жить ею, не пропускать в кровь. Именно такой фанатичной была и любовь героини.
Католический священник на сцене – ещё одна фигура, казалось бы не вписывающая в логику постановки. «Своеобразный показ безумия» — именно такую оценку даёт спектаклю автор Николай Рощин. Однако при всей сюрреалистичности постановки нельзя не отметить главной идеи ироничной исповеди священника. Любая религия позиционирует самоубийство, а в случае с происходящим на сцене: самоубиение как грех. Не нами жизнь дана, не нам её забирать – читается между строк Священных книг.
При всех переплетениях режиссеру удалось дать возможность и зрителю получить роль в спектакле – стать судьей происходящего. Каждому в силу того или иного склада дана возможность по–своему переживать ощущение любви. Зрители наверняка разделяются на две противоположенные группы. Кто–то станет сострадать Нине, потому что увидит в ней себя, кому–то столь апофеозные похороны чувств покажутся чересчур одиозным. Но одно будет одинаково для всех – невозможно остаться безучастным в комнате.
В спектаклях привычно видеть реальность в её обыденной последовательности. Замысел «Душной ночи» направлен на то, чтобы дотронуться до скрытых идей сознания. Герои как будто бы проникают в нетронутые или спавшие переживания, о которых не каждый из нас склонен задумываться в будничной жизни до тех или иных пор.
В конце спектакля появляется ещё один герой, окончательно застающий врасплох – Уборщица. Возникает легкое замешательство, ощущение, что спектакль ещё не окончен, наверное, сейчас просто антракт. Но в действительности это завершающий спектакль герой. После достижения пункта страстной влюбленности, полного и безжалостного уничтожения себя стоит привести все в порядок. Ведь история Нины – это только одна из сотен. Жизнь продолжается, и для каждого в силу должен вступить вынесенный им приговор.
Автор: Виктория Смирнова
Фотографии предоставлены организаторами