Казаться теперь важнее, чем быть. Да и для того, чтобы казаться, достаточно иметь в своем распоряжении пару миллионов долларов, купить инсталляцию модного художника и запостить это все в социальные сети.

Для кураторов выставок, сотрудников галерей и музеев проблемой становится вывести человека из состояния, когда он срастается со своим смартфоном, и, приходя в галерею, оценивает, насколько она instagrammable. Так, последняя крупная выставка Такаси Мураками в Гараже разлетелась в разных вариантах по сети, а фотография своего отражения в зеркале с картонным современным художником стала неотъемлемым атрибутом посещения данного мероприятия. Социальные сети лишают искусство ауры недоступности, а утрачивая эту ауру, остается ли оно искусством?

Выставка Такаси Мураками

Трансформация визуального и роль новых медиа-инструментов в нашей жизни неоспоримы: сотни научных статей написаны про влияние Инстаграма на нашу жизнь. Одни описывают пользу Инстаграма: он становится инструментом демократизации, построения более открытого общества, где каждый человек может теперь может появиться в медиа-пространстве.

Другие рассказывают, что лайки — новый инструмент отчуждения. Анализ контента, который постят в соцсетях, показывает, что обычный пользователь подчинен господствующим представлениям об эстетике и делится теми фрагментами жизни, что заведомо будут одобрены обществом.

Лайки — новый инструмент отчуждения

Увидеть, как известная социальная сеть изменила жизнь трех совершенно разных людей — калифорнийской школьной королевы красоты, нью-йорских подростков, рискующих жизнью и репутацией ради красивого фото, ученицы колледжа из Техаса — можно в картине “Социальные животные” Джонатана Грина, представленной на Beat Film Festival. Для одного из персонажей Инстаграм становится возможностью реализовать себя и увидеть другую жизнь, для другого — единственным оставшимся инструментом для общения с внешним миром, для третьих — логичным продолжением жизненного пути.

Джонатан Грин показывает нам жизнь героев вне цифрового квадрата 1×1, и заставляет вспомнить, что за каждой плоской картинкой скрывается реальная личность и ее история. Чем быстрее мы пролистываем ленту, тем больше ярлыков мы вешаем на человека, находящегося по ту сторону экрана; фильм же разрушает эту привычную модель взаимодействия с социальными сетями. Меняется и способ верифицировать информацию — в эпоху постправды слухи важнее фактов, и герои картины ощутят всю прелесть новой медийности на себе.

Перфоманс, нестандартность, новаторство — вот, что ценится и в современном искусстве и в обычной жизни, дает нам подчас единственную возможность появиться в диджитал-пространстве. Стать новостью. Если ты не существуешь в медиа-потоке и выбираешь добровольную цифровую смерть, то в эпоху интернета тебя фактически не существует ни в социальном, ни в экономическом плане.

Реакционные политические режимы дают возможность создать красивую фотографию в новом эстетичном общественном пространстве для того, чтобы приобрести новую легитимность в эпоху визуальных медиа. На примере преобразований в Баку отчетливо видно, как существующий режим дает нам возможность сделать красивую фотографию на фоне современного здания, спроектированного Захой Хадид, в обмен на реальные реформы.  Поколению Z нравится наблюдать за людьми, чья жизнь кажется им интересной,но при этом оно никогда не забывает , что его цифровая оболочка зачастую безнадежно далека от реальной.

Центр Гейдара Алиева, Баку. Архитектор Заха Хадид

Каждый день мы видим вокруг тысячи незнакомых лиц. Толпа развивает в нас стремление отделить себя от другого, перестать быть ее частью, сохранить психологическое здоровье. На этом чувстве строятся рынки. Инстаграм — то, что дает нам возможность по крупинкам, из сотен фотографий, создать своего виртуального двойника.

С одной стороны, это дает каждому из нас возможность зафиксировать свое существование, а значит, и ценность, делает общество более демократичным — просто потому, что ребята из дворов-коробок теперь могут увидеть другую жизнь, и понимают, что могут стать ее частью. С другой стороны, мы утрачиваем ощущение ценности чего-то, что нельзя зафиксировать на снимке, и перестаем чувствовать good vibes окружающего нас мира.

Билеты можно приобрести по ссылке.

Автор: Лилия Филина