Музыка поколения? Можно поспорить, вы ответите рэп. А какое-то время назад это был рок. В 1980-ые все брали в руки гитары и писали песни. Это было модно. На удивление у двух направлений своеобразной «народной» музыки есть много общего. Провести параллели не составит труда. Более того, одно из направлений начинает активно заимствовать элементы другого. Важная оговорка: конечно, все мы прекрасно понимаем, что рэп вбирает в себя не только рок. Почему же надо акцентироваться именно на нём? А потому что сопоставив рэп и рок, можно уследить ту самую цикличность и понять, куда же движется музыка сейчас.

Приступим: первый взгляд

Для начала достаточно вспомнить, как в роке появилась так называемая «новая школа». Цвета внезапно стали ярче: взрослые музыканты не стыдились красить волосы и губы, надевать вызывающую одежду. Посмотрите, например, на американскую глэм-метал-группу Twisted Sister: пайетки, разноцветная бахрома, леопардовый принт и шнуровка как на корсете.

Картинки по запросу Twisted Sister группа

То же можно сказать и о KISS, рокерах с разрисованными лицами, и о Лите Форд, американской гитаристке в кожаном красном боди, и о Poison в леопардовых пиджаках. А теперь посмотрим на сегодняшних рэперов со всевозможными вариациями слова «lil» в имени: Lil Uzi Vert, Lil Pump, Lil Xan. Разноцветные волосы, массивные цепи, тату везде – вот то, что объединяет этих парней.

Похожее изображение

Lil Uzi Vert

По аналогии можно подумать, что рок девяностых с Куртом Кобейном в растянутом свитере и со стилем «нормкор» как-нибудь да и затронет музыку сегодняшнюю, приведет её к минимализму. Вероятность достаточно велика. Фараон, который, кстати, выпустил альбом «Phuneral», наполовину сыгранный на электрогитаре, в интервью Дудю говорит, что современного рока как такового нет, «все перекочевало в рэп». Сейчас рэперы заимствуют множество визуальных атрибутов у рок звёзд. Шипы, кожаные куртки или очки Кобейна – что наденут сегодня, чтобы приобщиться к панк-рок эстетике? Однако не стилем единым.

Как насчёт идейной составляющей? Смотрим глубже

В своё время рок считался настоящей музыкой протеста, глотком свежего воздуха. Сейчас лишь на забытом ЖЖ можно найти заметки в духе «вот раньше было лучше, душевней, вот я послушал Кино в летнем лагере, и вся моя жизнь перевернулась, а потом были ДДТ, Чайф, Алиса, Аквариум, а потом и до Летова дошло, вот у них все искренне и по-настоящему». Точно по этому поводу высказалось интернет-издание Buro 24/7: «Как бы сами рэперы ни хотели видеть себя наследниками Егора Летова, на деле они приняли эстафетный шкалик от Венечки Ерофеева, который если и бунтовал против системы, то исключительно на карачках». Статья датируется 2017 годом, но давайте будем ближе к нашему дню. Сегодня даже автор хитов про бургер и «я роняю запад», 21-летний рэпер из Уфы Face, хочет высказать свою гражданскую позицию, побунтовать. И вот он выдает альбом «Пути неисповедимы» про суровую российскую действительность:

Наш менталитет –

От зарплаты до зарплаты

Наш менталитет –

Не платить за свою хату.

В стране все плохо, чиновники продажны, свободы, как и надежды, нет. Фразы кажутся до боли заученным. Этакие прописные истины с Медиазоны. За этим не видно истинных политических высказываний. Интернет-рецензии же пестрят отзывами о посредственных стихах и далеко не новых битах.

А что же рокеры? Когда дело доходит до прямых вопросов о политике они мило молчат и переводят тему. Так «БИ-2» поют песню «Родина» со строчками: «Ну за что, скажи мне, я пытаюсь понять, на меня империя зла?», а после заявляют, что их группа аполитична. Стоит ли после этого винить рэп в отсутствии искреннего и настоящего? Везде есть лирический герой. Никто не говорит о безукоризненной тождественности поэзии и жизни.

Вскрываем третий слой

Есть и ещё одна параллель. Рок был любимой музыкой подрастающего поколения чуть ли не до 2010 года. После направление пришло в упадок, и наушники наполнил рэп. Что мы видим сейчас? Музыкантам становится мало приевшегося жанра. Это уже далеко не возмутительная маргинальная музыка, только-только появившаяся в России, только-только начавшая развиваться. Сейчас даже нашумевшие рэп-баттлы погрязли в рекламе букмекерских контор, смешались с множеством пресловутых телевизионных адаптаций.

Картинки по запросу ресторатор букмекеры

Мероприятие, некогда приравниваемое к поэтическому сражению, называемое чуть ли не свободным искусством, скатилось до мертвого жанра. Артисты словно сбегают из рэпа в абсолютно разные направления: Баста в прошлом году выпускает балладу “Сансара”, Скриптонит делает психоделический альбом “Уроборос”, и даже фрешмен Лизер называет себя “панк-рок мальчиком” в одноименной песне. Наблюдая за такими релизами, невольно задумываешься о цикличности. Музыка вновь становится сложнее. Обилие заимстований из различных жанров приводит к тому, что в неё пытаются поместить все больше и больше. И в подтверждении мысли еще один фрешмен – Gone.Fludd, который становится уже настоящей звездой. Парень уверен, что сейчас в треках можно использовать всё — от гитары до хора. Его новый альбом “Суперчуитс” это доказывает: в нём есть и лирика, и сентиментальные баллады, и абсолютно сумасбродные яркие тексты:

Молодой Бетховен, я не слышу хэйт

Зови меня Рэй, я не вижу змей.

Разумеется, глобальная усталость от рэпа – заявление преждевременное, но теперь перемены в популярной музыке стали очевидными. Уже интересно, что будут активно скачивать на Apple Music, слушать на “вписках” и выкручивать на всю громкость за рулем в таком недалеком будущем. А пока хочется лишь намекнуть: сейчас Esquire рассказывает о группе Казускома, которой присуща «забытая рокерская отбитость», рэпер Хаски, чьи треки славятся сложной рифмовкой, готовится выпустить ню-метал альбом, Фараон, имя которого некогда ассоциировалось лишь с песней о «мертвых найках», в новом альбоме фитует с шнуровской панк-группой Рубль, а телеграм-канал Русский шаффл пишет, что «настоящей народной музыкой должен стать рок».

 

Автор: Злата Лиман