Четвёртая стена обозначает воображаемую границу между зрителем и предметом искусства, обычно театральной постановкой, которую в классическом действе не полагается переходить. Иногда (и то в качестве эксперимента) стену ломают режиссёры.
«Cериалы не переходят грань… рефлексивности арт-кино, в котором внимание к сконструированности оптики нацелено на создание эмоциональной дистанции». Инна Кушнарёва, «Как нас приучили к сериалам»
Правда стоит отметить, что эмоциональную дистанцию и четвёртую стену всё чаще переходят сами зрители. Они врываются в «трёхстенное» пространство театра или экрана и выносят содержимое в жизнь – и далеко не самое положительное. Мы попытались разобраться, почему негативные жизненные обстоятельства через камеру оператора зрители видят в противоположном ключе.
Самоубийство
Психологи зафиксировали рост суицидальных наклонностей и самоубийств после выхода первого сезона «13 причин почему». По сюжету главная героиня Ханна Бейкер совершает самоубийство, но перед этим записывает 13 кассет, каждая из которых объясняет причину её поступка. Эксперты считают, что подростки, «вдохновившись» сериалом, увидели в суициде единственное решение проблем. Об этом же говорится в 10 серии 2 сезона: директор школы вызывает одного из учеников к себе и говорит, что другие подростки гордятся Ханной, возводят её в ранг героини и считают самоубийство единственно верным решением.
Однако дело не только в этом. Внимание к личности Ханны повысилось после того, как она покончила с жизнью – её стали обсуждать, жалеть, разбираться в её поступке, думать о ней, устраивать памятные акции. Подростки с их юношеским максимализмом и желанием выделиться находят в самоубийстве и способ привлечения внимания к себе. Кроме этого, судя по сценарию второго сезона, создатели сериала внимательно отнеслись к случившимся инцидентам и изменили концепцию. Если сначала это была подростковая история, то в продолжении сценаристы отклонялись от темы самоубийства и выдвинули вперёд остросоциальные проблемы – сексуальное насилие, страх, права женщин. Также при информационной и медиаподдержке сериала была создана горячая линия поддержки для нуждающихся в психологической помощи.
Психические заболевания
Ряд фильмов о психических заболеваниях не романтизирует их – «Остров проклятых», «Авиатор», «Пролетая над кукушкиным гнездом». Эти картины, наоборот, подробно показывают физические и психологические страдания человека, который загнан в плен болезни. Однако психические заболевания также и романтизируются. Например, в сериале «Конец гребанного мира» главный герой самостоятельно диагностирует себе психическое расстройство. Обозначение себя психопатом даёт герою право пуститься в то самое нелепое романтическое приключение с пресловутым романтическим побегом из дома – собственно, поступок, который ложится в основу сюжета.
Психическое заболевание представляется не как страдание, травма, проблема, а как черта исключительной индивидуальности, дающая право на экстраординарные поступки. Люди считают себя особенными и боятся серости, одинаковости и обычности. Они стремятся выделиться и считают психическое заболевание подходящим способом. Так, после релиза песни «Биполярочка» рэпера Оксимирона молодые люди стали искать у себя биполярное расстройство. Прежде всего, это желание быть «не как все», потому что по-настоящему страдающий психическим заболеванием человек побоится кричать о своей болезни, так как знает: настоящая болезнь с её яркими проявлениями незамедлительно стигматизируется обществом. Однако потворство и позёрство – нет. Хотя должно быть наоборот.
Криминал
Гангстерские саги априори романтизируют криминал. Согласно кинематографическим азбучным истинам, чтобы зацепить зрителя, нужно заставить его сопереживать персонажу, а значит, поместить персонажа в обстоятельства, в каких бы среднестатистический зритель не хотел бы оказаться – смерть, ограбление, унижение, несправедливость, неудачи. На судьбу преступника всего этого выпадает вдоволь, что и позволяет сценаристам раскручивать линии героя. Мы невольно начинаем сопереживать, несмотря на то, что по природе своей это отрицательные персонажи и сомнительные элементы социума. Нас волнуют их переживания и несчастья, которые не чужды нам. Следом за этим мы не замечаем, как оправдываем и находим справедливыми и правильными их поступки. Например, образ жизни Бонни и Клайда сам по себе отрицательный и неприемлемый, но в первую очередь это влюблённые молодые люди. Они стремятся пить жизнь полной чашей, а в условиях Великой депрессии это трудно, что только больше их раззадоривает. И налёты на банки выглядят уже не как преступления, а как смелый вызов бедности и смерти.
Культовый российский сериал «Бригада» также получал обвинения в романтизации бандитизма в рецензиях «Новой газеты». Примеру героев последовал сын режиссёра Леонид – с 8 лет он рос в интернате, где, впечатлившись сериалом, собрал вокруг себя банду, которая от мелких проступков дошла до убийств и угонов машин.
Романтизация отрицательных явлений в кинематографе – естественное явление. Зрителю хочется смотреть истории о запрещённом, невостребованном, табуированном. На экране зритель видит такое же отрицательное событие, как и в жизни, но оно подаётся если не в положительном, то в каком-то «оправдательном» виде. Из-за этого он ошибочно трактует и воспринимает посыл и действует в неверном направлении или даже повторяет.
Автор: Альбина Ахатова