В онлайн-мире фраза «Send Nudes» (Отправь Ню) относится к ситуации, когда при отправке текстовых сообщений одна сторона просит другую прислать обнаженные фотографии. Незамысловатое словосочетание стало устойчивым с начала 2000-х года, при этом на зарубежных сайтах стало появляться бесчисленное количество мемов, издевающихся над этим явлением и сложностью онлайн-отношений.
Казалось бы, мы живём в XXI веке и принимаем обнажённые формы как данность. Не считаем их демонстрацию чем-то экстраординарным, разделяем свободные взгляды, решаем проблемы позитивности тела. Художники выбирают обнажённое тело в качестве предмета своей работы, а посетители в галереях без зазрения совести разглядывают такие полотна. Но даже тот, кто упоительно спал во время уроков истории в школе, знает, что наше общество не всегда было таким толерантным.
Общество развивается более или менее прогрессивно, но перед полной его свободой встаёт одна проблема: цензура. И скорее это цензура исходит не от правительства и религиозных групп, а от сообщества в целом. Модераторы социальных сетей блокируют фотографии и изображения предметов искусства, которые не нарушают закон, а просто-напросто бросают вызов.
Парадоксально, что всё это происходит на фоне того, как мы с вами наблюдаем ослабление социальных норм, всё большую популярность феминизма, склонность всё большего количества людей к онлайн-знакомствам. Разве нет столкновения систем координат? Современные стандарты противоречат моральным потребностям эпохи цифровых СМИ? И есть ли в этом какая-то проблема?
Надо отметить, что подобный парадокс возникает не впервые. Например, в Испании XVII века создание обнаженных картин и их публичный показ считались незаконными. Таким образом, королевская семья установила практику показывать все обнажённые картины в закрытых комнатах вдали от общественных глаз.
Чопорные владельцы книг закрашивали наготу библейских персонажей собственноручно, даже несмотря на то, что церковь была не против, и даже почитала её.
Искусство Ренессанса признаётся настолько провокационным и чувственным, что до сих пор подвергается цензуре и уничтожается. Известны случаи, когда произведения искусства терялись, разрушались по разным причинам, и чаще всего это казалось изображений обнажённых людей. Яркий тому пример – картина «Леда и Лебедь» Леонардо да Винчи, одна из первых его работ, открыто представивших в искусстве плотские отношения. Картина не сохранилась в оригинале и известна только по эскизам. Существует версия, что её намеренно уничтожил французский владелец.
![ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Â«Ðеда и ÐебедÑ» ÐеонаÑдо да ÐинÑи, около 1508 г.](http://artsabbia.by/wp-content/uploads/2013/12/97.jpg)
«Леда и Лебедь» Леонардо да Винчи, около 1508 г.
Почему так часто цензуре подвергалось именно искусство эпохи Ренессанса? Консервативная Европа открыла для себя красоту человеческого тела, которую воспевали ещё древние греки и римляне. А это шло вразрез с религиозными представлениями и священными войнами.
Когда была открыта Сикстинская капелла, кардинал Карафа и монсиньор Сернини подвергли цензуре «Страшный суд» Микеланджело. А Бьяджо да Чезена, мастер церемоний папы, назвал фрески «пригодными для общественных бань и таверн». После смерти автора тут же наняли художника, который прикрыл наготу на фресках драпировками. Ватикан до сих пор не позволяет реставраторам удалить многие из этих смешных покровов.
![ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ Â«Ð¡ÑÑаÑнÑй ÑÑд» Ðикеланджело, 1537-1541 г](https://cs8.pikabu.ru/post_img/big/2016/08/26/7/147220700515789402.jpg)
«Страшный суд» Микеланджело, фрагмент фрески, 1537-1541 г.
О чём это нам говорит? Цензура неизбежно ведёт к двойным стандартам и подавлению самовыражения. Это показывает, что основополагающие человеческие отношения не меняются – они просто проявляются по-разному. В нас убивают спокойное отношение к обнажённым телам. Более того, цензура Золотого века могла бы вернуть нас к тому, чтобы принять себя такими, какие мы есть – сейчас мы медленно возвращаемся к изучению ню в той эпохе и начинаем понимать, почему художники того времени так восхваляли обнажённые тела, не считая их творения пошлостью. Только теперь с нашим отношением к себе, мы движемся к познанию древних греков, людей эпохи Возрождения и их искренним восхищением голым видом.
В музеях есть произведения искусства и отдельные залы, которые показывают обнажённые тела. Именно музеи решают, что должно быть на виду, а точнее, какие люди, события и точки зрения. Мы не скрываем, что приемлемо устанавливать жёсткие стандарты в культуре. Не стоит отрицать, что обнажённые подростки, оскорбительные экспонаты, проститутки и стриптизёрши, которые ничего не скрывают от глаз публики: это культурное наследие, которое мы должны признать. И даже если мы не приемлем их публичный показ — это не значит, что этого не существует и это надо клеймить. Или значит?
В случае, если вас приводит в шок огромное количество наготы в музеях изобразительного искусства, не пугайтесь: возможно, это вшито в наш генетический код, ведь стыд – это именно то, о чём думали наши ближайшие предки. Но ведь мы уже другое общество. И при этом всё равно не хотим видеть определённые вещи, кажущиеся нам оскорбительными. Бесполезно отрицать, что это всё так же невозможно, как рабство и казни. Главное — это признать, понять и убедиться, что исторический урок изучен и пора двигаться вперёд с более разнообразными знаниями.
Порой искусство может быть объективно очень сложным. С другой стороны, каждый имеет своё мнение и волен выбирать, что для него оскорбительно, а что нет. Предварительное заочное ознакомление с экспозициями музея, замечания по выбору, мнение знакомых, будет достаточным, чтобы гарантировать, что этого не увидят те, кто этого не хочет.
Хэштег #sendnudes по запросу в Instagram отключён и имеет какие-то уподобленные оригиналу вариации. Из всего существующего контента можно встретить никак не относящиеся к делу фото спагетти, скриншотов сообщений с этой фразой и одно на тысячу фото обнажённого тела, которое в скором времени забанят. Социальные медиа слишком молоды и всё ещё выясняют размытые границы того, что приемлемо, а что нет. В конце концов, фитоняшки в спортивных купальниках и идеальные girls в бикини меняют то, как мы смотрим на себя и заставляют меняться нас (в лучшем случае) или комплексовать и стесняться себя (что намного хуже). Не это ли страшнее для общества?
Автор: Виктория Дмитриева
Источник фото обложки: Wesley Quinn