В онлайн-мире фраза «Send Nudes» (Отправь Ню) относится к ситуации, когда при отправке текстовых сообщений одна сторона просит другую прислать обнаженные фотографии. Незамысловатое словосочетание стало устойчивым с начала 2000-х года, при этом на зарубежных сайтах стало появляться бесчисленное количество мемов, издевающихся над этим явлением и сложностью онлайн-отношений.
Казалось бы, мы живём в XXI веке и принимаем обнажённые формы как данность. Не считаем их демонстрацию чем-то экстраординарным, разделяем свободные взгляды, решаем проблемы позитивности тела. Художники выбирают обнажённое тело в качестве предмета своей работы, а посетители в галереях без зазрения совести разглядывают такие полотна. Но даже тот, кто упоительно спал во время уроков истории в школе, знает, что наше общество не всегда было таким толерантным.
Общество развивается более или менее прогрессивно, но перед полной его свободой встаёт одна проблема: цензура. И скорее это цензура исходит не от правительства и религиозных групп, а от сообщества в целом. Модераторы социальных сетей блокируют фотографии и изображения предметов искусства, которые не нарушают закон, а просто-напросто бросают вызов.
Парадоксально, что всё это происходит на фоне того, как мы с вами наблюдаем ослабление социальных норм, всё большую популярность феминизма, склонность всё большего количества людей к онлайн-знакомствам. Разве нет столкновения систем координат? Современные стандарты противоречат моральным потребностям эпохи цифровых СМИ? И есть ли в этом какая-то проблема?
Надо отметить, что подобный парадокс возникает не впервые. Например, в Испании XVII века создание обнаженных картин и их публичный показ считались незаконными. Таким образом, королевская семья установила практику показывать все обнажённые картины в закрытых комнатах вдали от общественных глаз.
Чопорные владельцы книг закрашивали наготу библейских персонажей собственноручно, даже несмотря на то, что церковь была не против, и даже почитала её.
Искусство Ренессанса признаётся настолько провокационным и чувственным, что до сих пор подвергается цензуре и уничтожается. Известны случаи, когда произведения искусства терялись, разрушались по разным причинам, и чаще всего это казалось изображений обнажённых людей. Яркий тому пример – картина «Леда и Лебедь» Леонардо да Винчи, одна из первых его работ, открыто представивших в искусстве плотские отношения. Картина не сохранилась в оригинале и известна только по эскизам. Существует версия, что её намеренно уничтожил французский владелец.
Почему так часто цензуре подвергалось именно искусство эпохи Ренессанса? Консервативная Европа открыла для себя красоту человеческого тела, которую воспевали ещё древние греки и римляне. А это шло вразрез с религиозными представлениями и священными войнами.
Когда была открыта Сикстинская капелла, кардинал Карафа и монсиньор Сернини подвергли цензуре «Страшный суд» Микеланджело. А Бьяджо да Чезена, мастер церемоний папы, назвал фрески «пригодными для общественных бань и таверн». После смерти автора тут же наняли художника, который прикрыл наготу на фресках драпировками. Ватикан до сих пор не позволяет реставраторам удалить многие из этих смешных покровов.
О чём это нам говорит? Цензура неизбежно ведёт к двойным стандартам и подавлению самовыражения. Это показывает, что основополагающие человеческие отношения не меняются – они просто проявляются по-разному. В нас убивают спокойное отношение к обнажённым телам. Более того, цензура Золотого века могла бы вернуть нас к тому, чтобы принять себя такими, какие мы есть – сейчас мы медленно возвращаемся к изучению ню в той эпохе и начинаем понимать, почему художники того времени так восхваляли обнажённые тела, не считая их творения пошлостью. Только теперь с нашим отношением к себе, мы движемся к познанию древних греков, людей эпохи Возрождения и их искренним восхищением голым видом.
В музеях есть произведения искусства и отдельные залы, которые показывают обнажённые тела. Именно музеи решают, что должно быть на виду, а точнее, какие люди, события и точки зрения. Мы не скрываем, что приемлемо устанавливать жёсткие стандарты в культуре. Не стоит отрицать, что обнажённые подростки, оскорбительные экспонаты, проститутки и стриптизёрши, которые ничего не скрывают от глаз публики: это культурное наследие, которое мы должны признать. И даже если мы не приемлем их публичный показ — это не значит, что этого не существует и это надо клеймить. Или значит?
В случае, если вас приводит в шок огромное количество наготы в музеях изобразительного искусства, не пугайтесь: возможно, это вшито в наш генетический код, ведь стыд – это именно то, о чём думали наши ближайшие предки. Но ведь мы уже другое общество. И при этом всё равно не хотим видеть определённые вещи, кажущиеся нам оскорбительными. Бесполезно отрицать, что это всё так же невозможно, как рабство и казни. Главное — это признать, понять и убедиться, что исторический урок изучен и пора двигаться вперёд с более разнообразными знаниями.
Порой искусство может быть объективно очень сложным. С другой стороны, каждый имеет своё мнение и волен выбирать, что для него оскорбительно, а что нет. Предварительное заочное ознакомление с экспозициями музея, замечания по выбору, мнение знакомых, будет достаточным, чтобы гарантировать, что этого не увидят те, кто этого не хочет.
Хэштег #sendnudes по запросу в Instagram отключён и имеет какие-то уподобленные оригиналу вариации. Из всего существующего контента можно встретить никак не относящиеся к делу фото спагетти, скриншотов сообщений с этой фразой и одно на тысячу фото обнажённого тела, которое в скором времени забанят. Социальные медиа слишком молоды и всё ещё выясняют размытые границы того, что приемлемо, а что нет. В конце концов, фитоняшки в спортивных купальниках и идеальные girls в бикини меняют то, как мы смотрим на себя и заставляют меняться нас (в лучшем случае) или комплексовать и стесняться себя (что намного хуже). Не это ли страшнее для общества?
Автор: Виктория Дмитриева
Источник фото обложки: Wesley Quinn