5 апреля в Институте русского реалистического искусства (ИРРИ) открылась выставка – «Пора разобраться!», посвящённая сложным отношениям между художниками и критиками.
Выставка получила своё название в честь статьи историка искусства и публициста Александра Каменского, которая была опубликована за несколько месяцев до начала выставки «30 лет МОСХа» в Манеже, запомнившейся потомкам тем, как неподготовленный к восприятию абстрактного искусства Хрущёв возмущался, употребляя, среди прочих нелестных отзывов, такие слова как «дерьмо», «говно», «мазня».
![](https://c.radikal.ru/c25/1902/ea/3008f017a493.jpg)
Разговор Никиты Хрущева с художником Жутовским, 1962 год
Сама статья «Пора разобраться», которая явилась основой для выставки, посвящена двум важнейшим темам. Во-первых, большим переменам в советском искусстве, связанным с освобождением от пороков и извращений культа личности. Во-вторых, формированию нового стиля в советском искусстве, «который, надо думать, уже в ближайшем будущем обретёт окончательно ясные контуры и характерные черты. Речь идёт не о повторении старых образцов, скорее о принципиальной внутренней близости, о перекличке разных эпох революционного искусства», указывает Александр Каменский.
![](https://pp.userapi.com/c847221/v847221039/1e7a55/avFAjLh5N98.jpg)
Мартирос Сарьян. Портрет Александра Каменского. 1957
Александр Абрамович Каменский известен как автор трудов, посвященных творчеству мастеров советского и русского искусства, в частности, Марка Шагала, Анны Голубкиной, Сергея Коненкова, Мартироса Сарьяна.
![](https://pp.userapi.com/c847221/v847221039/1e7a31/Bt0enR9B-4U.jpg)
Марк Шагал. Окно в сад. 1917
Выставка отличается тем, что она построена на основе архива Каменского, который охватывает почти половину века художественной жизни страны. Экспозиция состоит из служебных записок и стенограмм заседаний, неопубликованных статей и личных писем. Наряду с документами в выставке участвуют работы Мартироса Сарьяна, Марка Шагала, Бориса Пророкова и других художников. Также выставлен никогда ранее не демонстрировавшийся первый вариант работы Алексея Сундукова «Очередь».
![](https://pp.userapi.com/c847221/v847221039/1e7a45/Roa7ZHb_hhY.jpg)
Алексей Сундуков. Очередь. 1986
Впечатляет формат выставки, которая состоит из различных разделов. Одним из самых запоминающихся становится «Решенное и недосказанное», посвящённый всесоюзному съезду союза художников СССР.
«Это наш съезд, наш Кремль, наша Советская Демократия», — воодушевленно пишет Каменский в своих заметках к разделу. «Демократия» длится недолго – на смену «деловому, товарищескому разговору» приходят реакционные статьи и переход к следующему разделу выставки «Человек играющий».
Экспозиция позволит посетителям иначе взглянуть как на советское искусство, так и на историю отечественного искусства XX столетия.
![](https://pp.userapi.com/c847221/v847221039/1e7a1f/D7Vzyu3Px58.jpg)
Александр Ситников. Студентки. 1972
Впервые, по крайней мере в российской выставочной практике, в центре музейного проекта оказывается не художник, а критик, историк искусства и публицист, глазами которого зрителю предложено увидеть почти полувековую историю страны и её искусства. Впервые, по крайней мере в российской архивной практике, в открытом электронном доступе будет выложен огромный массив структурированной информации об искусстве и культурной жизни нашей страны во второй половине ХХ века. Важнейший период истории отечественного искусства, с 1945 по 1990 годы, предстанет перед глазами читателя в документах, рассказывающих об удивительных поворотах судеб художников и искусствоведов.
Михаил Каменский, искусствовед
Выставка проходит до 11 августа 2019 года.
Автор: Анастасия Акопджанян
Изображение обложки — картина «Лето. Июль» Виктора Попкова, 1969