Запускали, запускали и наконец запустили! Шведский стриминговый сервис «Spotify» существовал для всего мира с 2006 года. На музыкальный рынок России и стран СНГ планировал ворваться в 2014 году, но что-то пошло не так. Шесть лет спустя сервис всё-таки стал доступен, и вот почему это – хорошие новости для российской музыки. О пользе приложения для уникального пользователя сказано уже немало, поэтому мы решили оценить влияние продукта на индустрию в целом.

1. Молодым исполнителям будет легче продвигать себя

Одно из главных достоинств «Spotify» – плейлисты под настроение: здесь можно найти подборку, которая вдохновит на новые свершения, подарит чувство победы, поможет пережить особенно тяжёлый день или поупражняться в вокале, принимая душ. Плейлисты регулярно обновляются, поэтому услышать в них кого-то нового – обычное дело. Некоторые музыканты, которые стали этим пользоваться, пишут музыку в жанре «Spotify-core» по аналогии с «хард-кор»: жанр отличается унифицированным звучанием, характерным для определённых плейлистов. Создание композиций помогает исполнителю пробиться в плейлист, повысить количество прослушиваний и, возможно, привлечь новых слушателей.

black android smartphone on brown wooden table

Правда в том, что если молодой исполнитель попадает в такой плейлист, его шансы запомниться слушателю увеличатся. Когда вы в последний раз переходили по ссылке, предлагающей вам послушать альбом неизвестного, пускай и, возможно, талантливого исполнителя? Даже если недавно, таких – меньшинство. Прорваться сквозь информационный шум, обратить на себя внимание и заставить потенциального слушателя нажать «воспроизведение» тяжело. Если песня молодого исполнителя играет в одном ряду с другими, шанс запомниться будет выше, и исполнитель получит выплату за прослушивание.

Чтобы не быть голословными, приведём пример – новозеландская певица Lorde, к примеру, сначала добилась известности именно на «Spotify». Остальное – уже история.

2. Следует ожидать снижения уровня пиратства 

«Spotify» был первым сервисом, позволившим музыкантам зарабатывать деньги даже на прослушиваниях пользователей, установивших бесплатную версию приложения. Согласно статистике, датируемой январём 2019, за одно прослушивание «Spotify» начисляет правообладателям от $0.00331 до $0.00437. Посчитать примерную выручку исполнителя за месяц можно, умножив количество прослушиваний (информация доступна в профиле исполнителя на «Spotify») на это число.  

Не потратив ни рубля, пользователь всё равно может поддержать исполнителя!

Задайтесь вопросом: сколько денег потеряли исполнители в самоизоляцию? И сколько человек, оплатив премиум подписку на «Spotify» или просто скачав приложение, помогло эти расходы компенсировать? Новые пользователи появляются быстрее новых исполнителей; рост их количества влечёт за собой и рост доходов. Бесплатное приложение «Spotify», в отличие от пиратских сервисов, выгодно обеим сторонам. 

Согласно статистике 2013 года, сервис помог сократить пиратство на 80% в Швеции и на 20% – в Австралии. Количество пользователей, посещающих хостинг-сервисы в Северной Америке, сократилось на 10%.

3. Россия станет частью музыкальной карты мира

Было время, когда Кэти Перри сторонилась России. Восемь лет назад на шоу Джимми Киммела певица раскручивала глобус, пытаясь придумать, куда поехать в путешествие. Фраза, которую она при этом произнесла: «Please, God, not Russia!», мгновенно стала мемом и закрепила за Кэти Перри стигму русофоба. Тем не менее в видео для «Spotify», записанном иностранными музыкантами для российских слушателей, она наряду с другими исполнителями без капли иронии поздравляет россиян с появлением «Spotify». Бизнес и ничего личного? Возможно, но факт остаётся фактом, мы интегрируемся в мировое музыкальное комьюнити.

Пускай это не более чем шутка, но, благодаря «Spotify» Россия и правда может привлекать исполнителей, которые прежде и не подумали бы взглянуть в её сторону. Необходимость в площадках вроде «MyMusicTaste» (платформа предлагает поклонникам собирать подписи за то, чтобы их любимых исполнителей привезли в их город или страну) не исчезнет, но судить о наличии интереса к исполнителю среди определённого сегмента аудитории (российского) станет значительно проще.

Более того, «Spotify» поможет российским исполнителям расширить сферу влияния. Никто не обещает, что уже в следующем году американцы будут выстраиваться в очередь за несколько дней до концерта Гречки или Монеточки, но с чего-то начинать всё же стоит. 

4. «Spotify» остаётся с нами

«Spotify» не идеален, и это необходимо признать. Он помогает решить проблему цифрового пиратства и поддержки молодых артистов, но финансовый оборот до сих пор нестабилен – лишь в 2018 году компания начала зарабатывать самостоятельно, без инвестиционной поддержки. В этом сервис проигрывает площадкам «iTunes» и «Amazon», которые являются частью крупных компаний и могут рассчитывать на финансовую независимость, позволяющую увеличить выплаты артистам.

В 2014 году со «Spotify» была удалена музыка таких гигантов, как Тейлор Свифт и Radiohead – музыканты посчитали, что наличие на платформе бесплатной подписки оскорбительно, да и выплаты происходят неравномерно. Происшествие заставило сервис учредить целое подразделение, которое имеет дело с жалобами артистов. Мир был установлен, но и по сей день остаётся надежда, что выплата за единичное прослушивание вырастет, и стриминг поможет музыкантам зарабатывать больше.

woman in white crew neck shirt covering her face with her hand

Но правда в том, что даже самые амбициозные начинания не проходят без ошибок. История быстро забывает бесконечные попытки реализации крупных проектов, оставляя нам грандиозные результаты, но спорить с ростом важности стриминговых сервисов (особенно после длительного периода самоизоляции) нельзя. Критика необходима для улучшения качества работы сервиса и вовсе не значит, что он не имеет права на существование, особенно при выполнении важной и актуальной задачи – соединением исполнителя и музыканта.

«Spotify» не разорится в ближайшие несколько лет, и поддержать его сейчас – значит быть частью неизбежных перемен. Они, конечно, произойдут и без вашего участия, но гораздо приятней рассказывать потомкам, что ты сам стоял у истоков, а не просто наблюдал, не так ли? 

А вот и мнения пользователей

Чтобы не быть голословными, мы задали нескольким пользователям Spotify (как новичкам, так и ветеранам) простой вопрос: «Что вы думаете об этом сервисе?», а на основании ответов выделили несколько плюсов и минусов.

Главным достоинством сервиса многие назвали формирование плейлистов. «Я музыку очень люблю, – говорит Мария из Москвы, – но времени на создание плейлистов у меня нет, и лень тут играет большую роль. Когда сервис заработал, появились плейлисты с русской музыкой: для меня самый любимый – музыка из классического кино. Каждый раз, когда включаю, чувствую себя как дома». Екатерине из Сургута плейлисты помогли «найти много новых исполнителей».

Слабое место плейлистов – их повторяемость и ограниченность. «Ежедневные подборки отличаются всего-то на 20%», справедливо отметил Сергей из Санкт-Петербурга. Если составить подробную медиатеку, добавляя треки в плейлист «Избранного», в скором будущем можно заметить, как в ежедневных подборках превалирует уже знакомая пользователю музыка. Если взять в пример группу Queen, любопытному слушателю «Spotify» наверняка порекомендует «Bohemian Rhapsody», «Don’t Stop Me Now» и «We Will Rock You». Для более близкого знакомства придётся поинтересоваться дискографией самому.

Сложно назвать это минусом, но одним из главных органических плюсов сервиса лично для меня был грамотный баланс между незнакомой музыкой (в том числе знакомых исполнителей) и тем, что уже прочно закрепилось в плейлисте. Теперь я обратила внимание на то, что большая часть рекомендуемых песен – хитовые синглы, известные многим меломанам.

Если вам, как и мне, тяжело слушать одного исполнителя длительное время, есть два обходных пути. Рекомендации, составленные по трекам, основываются на похожести звучания, не на ваших предпочтениях; там действительно можно найти что-то новое. Но на то они и зовутся «радио» – там будут транслироваться хиты, а не скрытые жемчужины исполнителей. Второй вариант – каждую пятницу просматривать плейлист новинок, основанный на ваших подписках.

К слову, о рекомендациях, многие сравнивают рекомендации  «ВКонтакте» с алгоритмами «Spotify» в пользу второго. «К тому же, в “Spotify” есть режим фонового прослушивания даже без подписки, чего не даёт “ВКонтакте”», отметила Екатерина из Сургута. Единственные ограничения для бесплатных пользователей – отсутствие прямого воспроизведения плейлистов (доступен лишь режим «вперемешку») и возможности скачивать треки на компьютер, но немногим эти недостатки кажутся решающими. Например, Вадим из Красноярска признался, что слушает музыку вперемешку «всю жизнь, и проблем это не создавало». И добавил, что уже «пересадил нескольких людей на сервис» и продолжает.

black and silver laptop computer on white table

Отдельная прелесть сервиса – его понятность. Мария из Москвы считает, что «всё настолько просто, что можно понять интуитивно, куда нужно нажимать». «Мне нравится, что можно подписываться на исполнителей и следить за их обновлениями», отметил Эрик из Москвы.

Я с лёгкостью добавляю любимую музыку к себе в галерею, но иногда становится обидно, если случайно убираешь “сердечко”, и трек пропадает

В отличие от музыкальных файлов, скачанных на пиратских ресурсах, в выложенных на «Spotify» композициях идеально проставлены теги, и фонотека альбомов, к примеру, в полном порядке. На другой чаше весов, впрочем, недоступность некоторых треков из-за наличия в названии специальных символов – как отметил Сергей из Санкт-Петербурга, добавлять их пришлось вручную. Можно возразить, что на YouTube-Music порой сложно найти оригинал композиции, а не её живую версию (как заметила Мария из Москвы).

Это снова подтверждает, что «Spotify», как и любой другой сервис, не идеален, но и не стремится быть таковым. Свои главные цели – сделать музыку доступной для слушателя и прибыльной для исполнителя – он достигает, а значит, дать ему шанс всё же стоит.

Автор: Настя Гастин
Фото обложки: NeONBRAND