Пон Чжун Хо запретил СМИ делиться деталями сюжета «Паразитов», оставляя перед потенциальным зрителем загадку: за что же фильм получил Золотую Пальмовую Ветвь в Каннах и, впервые за историю фестиваля, 20-минутные овации. Нашли 4 бесспойлерных причины посмотреть фильм, пока его показывают на большом экране.

Вечная тема

Говорят, чтобы история понравилась зрителю, нужно говорить либо на актуальные, либо на вечные темы. Вместо того, чтобы снимать фильмы об острых социальных трендах – феминизме, расизме, беженцах – Пон Чжун Хо обращает внимание на не менее важное, но не решаемое: на контраст нищих, привыкших к выживанию, и богатых, привыкших, что всё можно купить, не удостоверившись в качестве. 

На этом завязывается сюжет: по удачному стечению обстоятельств к семье богачей пристаёт бедняк, подросток Ки-ву (или, как его новомодно именуют богачи, «Кевин»), высасывая у них деньги за уроки английского (для пущей комичности – абсолютно без опыта работы). Мало-помалу в дом перебирается вся его семья – отец, ставший водителем главы семейства, сестра, проводящая сеансы арт-терапии для младшего сына, и мать, занявшая место изящно изгнанной экономки. Хозяева не чуют подвоха, принимая всё за чистую монету, и экспозиция невольно создаёт контраст между двумя семьями, представленными в одинаковом составе.

Выбранная тема выстреливает на отлично, ведь в ней, выражаясь банально, «каждый может найти себя». Богатые не изображены жестокими и бессердечными, как это обычно бывает, а бедняки не кормят себя ложными надеждами на то, что «завтра будет лучше». Печальная мораль фильма, одна из многих, такова, что если не строить планов, то они и не будут разрушены. Уникальное видение Пон Чжун Хо позволяет по-новому взглянуть на классическую проблему, не подсовывая зрителю ложного энтузиазма.

Неожиданные повороты

Начало фильма напоминает типичную комедию о «великих комбинаторах»: о людях, чья находчивость настолько поражает, что вы невольно забываете об их отрицательных качествах. Неважно, что они готовы пойти по головам ради достижения своей цели – они делают это изящно. Неважно, что они подставляют других людей – об интересах последних зритель очень быстро забывает. Персонажи, выдвинутые на передний план, хотя и несколько шаблонны, но невольно вызывают одобрение. До какого-то момента это действительно расслабляет, пока не наступает то, о чём режиссёр деликатно попросил умолчать.

Спокойствие продолжается недолго: как только история их побед достигает кульминации, начинается другая сюжетная линия, о которой прежде никто и помыслить не мог. В типичной развязке хозяева бы неожиданно узнали правду о своих наёмных рабочих, и мораль была бы проста: врать – плохо, бедность – плохо. Но фильмы с простой моралью «Каннскую ветвь» обычно не получают.

Название играет новыми красками, а кино неожиданно, но вполне естественно разворачивается в подобие психологического триллера с примесью фарса и заставляет забыть о недавнем чувстве расслабленности. Если до этого и были сомнения, что триллер и комедию можно совместить органично, то Пон Чжун Хо их развеял.

Стреляющие ружья

После просмотра «Паразитов» некоторые критики не смогли подобрать слов для описания увиденного. Заговорили об уникальном стиле, свойственном не корейскому кино в целом, а самому режиссёру. Пон Чжун Хо сложно сравнивать с другими представителями его профессии – современными и классическими. Даже если отдельные элементы сюжета вызывают в памяти определенные работы, итоговое преломление в плоскости Пон Чжун Хо всё-таки уникально. Не последняя тому причина – ружья, развешанные тут и там и выстреливающие в неожиданных местах. 

Будь это булыжник, который появляется в самом начале истории и играет свою роль в конце, или разговоры о запахах, или же строчка из диалога, которую один герой точь-в-точь повторяет за другим спустя несколько сюжетных недель. Сюжетными составляющими становятся самые незначительные детали, на которые зритель и не подумает обратить внимание. Всё имеет начало и конец, которым остаётся только аплодировать.

Южная Корея

Последнее, но не по значению – это дверь в Южную Корею, взгляд на страну без розовых очков, картина, нарисованная гражданином этой страны. Что мы, в сущности, знаем о Южной Корее? Они производят качественную натуральную косметику, снимают дорамы (большинство из которых нацелено на женскую аудиторию от 10 до 50 лет) и могут похвастаться своими бойз-бендами. Даже если вы их не отличаете, имена всё равно слышали.

«Паразиты» — это очередной призыв вспомнить, что Южная Корея – обычная страна, с обычными людьми. Не каждый кореец обладает идеальной внешностью и идеальным голосом. К тому же, это свидетельство того, что корейцы умеют снимать не только дорамы, а их фильмы – не наглая калька с американской классики. А то, что работа Пон Чжун Хо так успешно вписалась в мировой кинематограф, не может не радовать.

Автор: Анастасия Гастин

Фотографии с сайта imdb.com