Главный герой — неудачник и ботаник Эмберсон (Алекс Лоутер), объект нападок и насмешек. Учится он в такой типичной английской закрытой школе для мальчиков, в которой внезапно появляется новый учитель французского, а с ним и его дочь Аньес (Полин Этьен). Ей выпадает счастье оказаться единственной девушкой чуть ли не на 100 миль, поэтому вскоре вся школа начинает говорить именно о ней. Аньес выбирает себе в возлюбленные красавчика Винчестера (Джона Хауэр-Кинг), первого по спорту, но явно не по уму.

Девушка подходит к знакомству весьма креативно: снимает видеоклип, делает коллажи, пишет письма и передает все это адресату через Эмберсона. Герой сразу же из посредника превращается в главного участника общения: у Винчестера проблемы с фантазией, поэтому он просит Эмберсона отвечать Аньес вместо него. Затейливая переписка приводит к тому, что девушка окончательно влюбляется, но вот только вовсе не в красавчика — звезду школы.  

Режиссер Тоби МакДональд, номинант BAFTы за короткометражку Je t’aime John Wayne”, в новом фильме экранизирует французскую пьесу Эдмона Ростана “Сирано де Бержерак”, но от оригинала берет мало. Главный герой Ростана всегда был готов постоять за себя, мог и сострить и подраться. Эмберсон МакДональда же предстает обычным мальчиком для битья, этаким Гарри Поттером до попадания в Хогвартс: его окунают в унитаз, окатывают водой из ведра и в довершение бьют полотенцами.

Красавчик в “Сирано” был пылким влюбленным, а вот Винчестеру любовь Аньес вскоре начинает докучать. Юноша не представляет, как общаться с девушками, умом и остроумием не блещет. Единственное, что его занимает — это причудливая английская национальная забава, крикет. Дальше крикета лидерские качества и мастерство Винчестера не распространяется.

Аньес, из-за которой завязывается вся история, оказывается вовсе не красоткой и далеко не роковой женщиной, а просто девочкой, которой нужно внимание. Все здесь не так. На первый взгляд клишированные образы быстро ломаются, и тут открываются пороки и проблемы не только конкретных персонажей, но и всей Англии.

Клише можно назвать и один из очевидных мотивов фильма — это всем знакомое “влюбиться не во внешность, а во внутренний мир”. Неспроста после долгой переписки Аньес говорит, что полюбила бы героя даже будь он “самым толстым, некрасивым”, даже “самым ничтожным червячком”, ведь пишущий такие прекрасные вещи человек не может быть ужасным. Колорита добавляет главный герой, сыгранный Алексом Лоутером. У актера уже сложилось амплуа умного и странноватого мальчика, живущего в своем мире. Зрителю он знаком по ролям в сериале “Конец ***го мира” и в фильмах “Игра в имитацию” и “Прощай, Кристофер Робин”.  

Что касается, сыгравшей Аньес, Полин Этьен, то девушка стала известна широкой публики благодаря главной роли в романтической драме “Токийская невеста”. Говорить о прекрасной игре актеров было бы тем же клише. Каждый персонаж становится живым человеком, в котором видишь что-то родное и знакомое. Несмотря на всю остросоциальность, фильм рассказывает и о более личных вещах, как то первая любовь, боязнь выглядеть глупо или быть отвергнутым, преодоление страха перед жизнью и умение ценить настоящую дружбу.

Но вернемся к проблемам и порокам. Переосмысление французской классики позволяет МакДональду сатирически высмеять Англию с ее закоренелым классовым неравенством, отголоски которого слышны по сей день. На повествование о превратностях любви и противостоянии красоты внутренней и внешней накладывается размышления о не всегда благоприятной реальности, о взрослом мире, полном условностей. Директор школы, говоря об Эмберсоне, презрительно бросает: “Сын мещан”. Выживание в таком обществе, поделенном на привилегированные закрытые круги, напоминает ту самую жестокую игру в крикет, в которой лидировать может только такой Винчестер, ребенок из семьи богачей.

Но режиссер будто подмигивает зрителю (жанр все-таки обязывает) и рушит эту систему. Масса условностей не смогла помешать самоопределению Эмберсона. В итоге герой выбирает “следовать за мечтой”, жить в полном смысле этого слова и не бояться. К слову, то же решает делать и Аньес. И если вам не хватает английского юмора, толики самоиронии и злободневности, обязательно посмотрите «Однокашников».

Автор: Злата Лиман