В поисках решения проблем многие активно изучают нонфикшн: выписывают советы, пробуют практики, а художественную литературу в качестве инструмента для саморазвития рассматривают достаточно редко. 

Но и в художественных произведениях, особенно в лирических отступлениях и философствованиях авторов, можно найти много ценного. Читатели иногда в погоне за событийным рядом упускают это ценное. Советуем присмотреться и задуматься, подчеркнуть карандашом или выделить курсором, добавить в заметки и закладки инсайты, то, за что цепляется разум, вызывая непреодолимое желание спорить, ссориться, выражать мнение, не оставаться равнодушным.

Один из самых заметных пандемийных релизов — роман Арсена Ревазова “Одиночество-12» — равнодушным не оставит точно. Первое издание романа вышло в 2005 году в Ad Marginem (издательство, которое открыло, в том числе Владимира Сорокина). Спустя 15 лет случился камбэк: роман Ревазова вернулся в переиздании Corpus. 

Фактически книга переписана заново — от оригинального текста осталось лишь 20%. Сначала автор планировал только актуализировать роман: добавить упоминания YouTube, Google Maps, удалить архаизмы вроде CD-плеера для вывода книги на американский рынок. Но в итоге это вылилось в новую итерацию русскоязычного текста. Особые изменения претерпел финал, теперь он не открытый, а весьма конкретный.

Почему «Одиночество-12»?

Несмотря на переиздание, книга популярна вновь и обращает на себя внимание СМИ и инфлюенсеров: о ней беседуют литературный критик Галина Юзефович и телеведущий Иван Ургант, ее пытаются осмыслить журналисты Александр Кушнир и Егор Михайлов, и это только малая часть обсуждений.

Центральные персонажи «Одиночества-12» — московские интеллектуалы, расследующие таинственную гибель друга. Казалось бы, классический детектив, но за детективным пластом скрывается настоящий роман-фьюжн. Главный герой — московский пиарщик Иосиф — отправляется в поисках истины по неочевидному маршруту, в котором есть Древний Египет и средневековая Европа, российская тюрьма и буддистский монастырь, Ватикан и Иерусалим.

«Одиночество-12» — обычный детектив только на первый взгляд. При более внимательном чтении, за которое мы все активно голосуем, читателю открывается огромное поле для выводов, которые можно попробовать применить и в повседневной реальной жизни. 

Вывод 1. Испытание — это ценность

Нам кажется, что жизненные невзгоды — это, непременно, наказания, причем незаслуженные. Сталкиваясь с ними, мы прежде всего себя жалеем, осознавая это или нет. 

Пиарщику Иосифу некий мистический господин дает задание размещать в прессе, на ТВ и на радио слова «калипсол», «Дейр-эль-Бахри», «Одиночество» и число 222461215. Делать это нужно в высшей степени конфиденциально, так, чтобы журналисты не догадались. Иосиф уверен (да и мы тоже): «Сумасшедший заказчик, псих какой-то», но тем не менее, ввязывается в авантюру. Ведь ему кажется, что задание дано неспроста, оно связано с загадочной смертью друга по прозвищу Химик. 

Прочитав «Одиночество-12», по-другому смотришь и на 2020-й. Худший год в истории? Нет. Просто год слома старого для возведения новых построек. Год реновации жизни

Иосиф взялся за выполнение задания, не зная многих вводных: в каком контексте надо размещать публикации, какова их конечная цель, что будет, если не размещать. Он рискнул, проявил решительность и готовность к любой опасности, всё ради правды. Другу уже не поможешь, но основным мотивом Иосифа стала попытка восстановить справедливость. 

Риск Иосифа стал важным шагом на пути к духовной трансформации и росту, хоть и непростому и нелинейному, полному сопротивления, непонимания, скитаний. Получается, испытания дают ресурс, помогают совершенствоваться и преодолевать себя. Важно откликнуться на таинственный зов трудностей, чтобы пройти свой путь, не струсить. 

Прочитав «Одиночество-12», по-другому смотришь и на 2020-й. Худший год в истории? Нет. Просто год слома старого для возведения новых построек. Год реновации жизни.

Вывод 2. Твое испытание — твой личный путь

Главного героя предупреждают: «Держи все в секрете». Конечно, ситуация странная, хочется совета, а лучше и ответа на вопрос, что это было. Иосиф делится с друзьями своей тайной, а потом копается в себе: виноват, разболтал, вот и расхлебываю. Он нарушает конфиденциальность обещания, данного мистическому заказчику, и дело становится ещё более запутанным.

Но обстоятельства в итоге всё равно складываются так, что все основные решения Иосифу приходится принимать самому. Таинственное путешествие в поисках ответов на вопросы — инициация Иосифа. Он должен был побывать и в Древнем Египте, и в Ватикане, и в Иерусалиме, чтобы просто обрести самого себя и научиться искать ответы на вопросы без подспорья в виде мистических артефактов и волшебных помощников.

Такой трип во времени и пространстве научил героя целиком и полностью брать на себя ответственность за свои решения. Да, всегда можно попросить о помощи и рассказать о своей проблеме, но дело до конца за тебя все равно никто не доведет, а только запутает и пустит по ложному следу. 

Вывод 3. Художественная литература заставляет думать не меньше, чем нонфикшн 

Детективная составляющая «Одиночества-12» — гид по тому, как устроена человеческая логика. У Арсена Ревазова она похожа на многоходовую шахматную партию с ловушками и обманками. Важно следить, как размышляет Иосиф, за какую нить он тянет первой, а к чему обращается напоследок. Пробы, ошибки, возврат к старому, резкий скачок к новому, проверка гипотез, теорий и предположений виртуозно прописаны и разработаны писателем. Для читателя, как силки, повсюду расставлены клиффхэнгеры, чтобы он не расслаблялся, не забывал задуматься.

Книга полна ребусов, отсылок и загадок. К примеру, в одном из фрагментов романа приводится латинский текст молитвы «Богородица, дева, радуйся»: «Ave Maria, gratia plena; Dominus tecum: benedicta tu in mulieribus, et benedictus fructus ventris tui, Iesus». Все имена действующих лиц этого фрагмента взяты из текста молитвы, не упоминается в ней только один персонаж — Фома Тенебрис. Помимо всего прочего, его фамилия переводится с латыни как «темнота». Так автор подбрасывает нам идею насчет убийцы, но делает это крайне элегантно.

Не слишком внимательный читатель пробежит взглядом незнакомый и непривычный набор слов, не вникая, ведь он не знаком с латынью. Точно так же в школе почти все мы пролистывали франкоязычные фрагменты «Войны и мира», достаточно важные для восприятия эпохи и характера героев.

Роман Арсена Ревазова, при всей своей увлекательности и жизненности еще и представляет собой сборник шарад, пищу для ума и интеллектуальный квиз. Те, кто читает роман медленно и внимательно, становятся участниками негласного интеллектуального клуба.

Это произведение — лучшее доказательство того, что разгадывая загадки и замечая подробности в художественной литературе, мы тренируем мозг почти так же, как при решении задач на логику в учебниках.

Вывод 4. Нас часто тормозят в развитии навязанные стереотипы, а не отсутствие способностей 

«Я любил классический рок и с огромным трудом въезжал в академическую классику. Она мне казалась неоправданно сложной. Нет, я пытался. И у меня даже что-то начинало получаться», — признавался Иосиф. Видите, даже идущий в ногу со временем Иосиф не лишен многих предрассудков и ограничений, как и любой из нас.

Часто мы отсекаем многое из жизни из-за предубеждений и домыслов. Именно они, а не реальная сложность предмета, не позволяют нам постичь что-то, хотя бы начать постигать. Над головой нависает пресловутый потолок, который порой так сложно пробить.

Пробуйте и пытайтесь, ведь неудачи только помогают добиваться успеха

Не стоит сразу отметать для себя возможности. За принципиальной позицией, когда человек бьет себя в грудь, и с уверенностью утверждает, что он что-то не принимает, часто скрывается попытка спрятаться от жизни. Такое резкое отрицание в итоге приносит ощущение нереализованности, отсутствие перспектив и может стать одной из причин выгорания и депрессии. Пробуйте и пытайтесь, ведь неудачи только помогают добиваться успеха.

Вывод 5. Делать что-то новое всегда страшно

Если попытаться измерить успешность Иосифа, окажется, что он достаточно крут. Живет в столице, не бедствует, работает в сфере интеллектуального труда, без труда находит себе романтические приключения, есть компания хороших друзей. Вроде бы цельная и стабильная личность, без особых травм. Но все же смена привычных жизненных обстоятельств со спокойных сытых будней пиарщика на таинственное странствие и его выбивает из уютной психологической колеи. 

Как сохранить силы перед лицом масштабного испытания, преодолеть страх неизвестности? Узнать имя убийцы и выяснить его мотивы в разы сложнее, чем что-либо пропиарить, это осознал Иосиф, встав на неизведанную для себя тропу. Иосифа одолевают сомнения и страхи, но он сопротивляется, ищет в себе силы и решительность. Преодолевая страх неизвестности, Иосиф открывает в себе новую грань — мужественного человека.

Автор: Ольга Шмелева