На заводе Плутон теперь не производят стали и металла. Как и большинство других бывших промышленных пространств Москвы, оно населено художниками и хипстерами. Недавно открывшаяся галерея Proun Moscow – молодое арт-пространство, в котором авторы размещают концептуальные неоновые инсталляции, видео-арт, мультимедийные инсталляции.

Это необычное для России пространство – тут нет ни белых стен, ни недружелюбных взглядов пожилых смотрителей, но зато есть ощущение чего-то нового и сакрального. Среди участников — Абрам Ребров, Stain, 404.zero, Pierce Warnecke, Мисак Самокатьян, Georgios Cherouvim и другие. Команда PROUN организует фестиваль Synthposium, а некоторые художники ранее принимали участие в выставках на Винзаводе.

Мы поговорили с одним из идеологов движения PROUN Мисаком Самокатьяном и узнали, как развиваются культурные институции в России, реально ли получить поддержку от государства, и почему необходимо развивать «новое искусство».

Почему вы решили создать собственное арт-пространство?

В большинстве своём кураторы считают, что на выставке нужен один художник, работающий с диджитал графикой, и тогда выставка «соберётся». Модная тема. Однажды мы с друзьями сидели и думали о том, что неплохо было бы сделать выставку, где мы были бы все вместе – это будет более эмоционально закончено и интересно для зрителя. Никто не приглашал нас на такие мероприятия, и в какой-то момент мы решили сами сделать эту выставку. Собрали одну экспозицию, потом вторую, третью. Делали в пространстве ARTBasement в универмаге «Цветной», на Винзаводе.

Какова основная цель вашего творческого объединения?

Легче всего начать с названия, чтобы это объяснить. Наша аббревиатура PROUN берёт своё начало от Эль Лисицкого, мы позаимствовали её у русских авангардистов. Проун – это ПРОект Утверждения Нового. Кто-то должен находить новое и утверждать для того, чтобы оно стало стандартом и следующим уровнем в искусстве. Когда-то такими людьми были Лисицкий и Малевич, сейчас я думаю, что это мы. Мы делаем самое новое и технологичное искусство, то, которое по-настоящему отражает дух эпохи.

Сейчас появилась возможность работать со светом и со звуком, то, что раньше стоило очень дорого – электронные схемы, усилители, неоновые электроды – теперь может позволить себе практически любой школьник и экспериментировать с этими новыми формами. И сейчас мы занимаемся time basement art’ом. Через визуальные опыты с ритмом мы показываем различные возможности визуального взаимодействия с пространством. Мы объединяем пространство, время, свет и звук в единый для восприятия медиум, и это новое, это то, что возможно только в «сейчас». Это разрушает привычные паттерны восприятия.

Чему обычно посвящены ваши выставки?

Все наши выставки – тематические, и они во многом соотносятся с нашими общими размышлениями на тему того, что такое искусство. Поэтому когда мы разрабатываем что-то одно, мы сразу задумываемся над идеей для следующей выставки. На выставке «Поверхность» мы рефлексировали на тему того, что поверхность – это граница, своеобразное зеркало мира. Но что идёт дальше поверхности? Мы подумали, что это эхо. Звук отражается от поверхности, звуковая волна не пропадает, а воспроизводится в бесконечном потоке. Эхо – это не только физическое явление, это и то, как в современном мире движется информация, как функционирует новостной дискурс. 16 ноября мы как раз открыли новую экспозицию под названием ЭХО, и там будет, например, работа участника Венецианской биеннале Кандаса Сисмана. Она станет следующим этапом нашего творческого развития.  Хотя работы ребят из PROUN не уступают, и мы сейчас находимся в авангарде мирового time-basement art’a.

С какими идеями  вы работаете?

В мировой культуре кроется огромное количество идей. Лично мне нравится Оливье Мессиан и его трактат «О ритме, цвете и орнитологии» – для меня это большой источник знаний и информации, который хочется переложить на другой язык. Он делал только музыку, и мне кажется, что если переносить его эстетические наработки в другую плоскость, например, в видеоарт, то получится интересно. Во всех своих работах я использую его ритмы – ведические, восточные. Большинство художников PROUN придерживаются таких взглядов. Мы не придумываем ритмы от себя, мы хотим опираться на фундаментальные знания цивилизации, музыкальные гармонии, визуальные (золотое сечение). Мы, утверждая новое, не отбрасываем эти эстетические формулы. Ведь когда ты используешь их, ты получаешь гораздо больше – ты знаешь, что точно получится хорошо, и в их рамках можно уже придумывать новое.

Мы не придумываем ритмы от себя, мы хотим опираться на фундаментальные знания цивилизации, музыкальные гармонии, визуальные (золотое сечение). Мы, утверждая новое, не отбрасываем эти эстетические формулы

Вас когда-нибудь обвиняли в том, что вы делаете выставку «ради селфи», а не искусство?

Мне всё-таки кажется, что не мы объект такой критики. Если внимательно приглядеться, то на наших выставках как раз сложно сделать какое-то селфи, потому что силуэты людей здесь абсолютно одинаковые. Обычно такое можно услышать со стороны более традиционных художников. Да, к нам ходят люди – потому что они видят, что это что-то новое, что-то, чего не было ни сто, ни двести лет назад.

Вы пользуетесь помощью со стороны государства или, может быть, каких-то культурных фондов?

Мы не сотрудничаем с культурными институциями, Правительством Москвы и другими программами поддержки художников. Нам кажется, что гранты – это не то, на что стоит тратить силы, в то время, когда можно их потратить на аналитику, smm, создание интересных продуктов, организацию образовательных программ. Если вы тратите слишком много времени на поиск финансирования со стороны, то есть шанс, что когда этот спонсор пропадёт, сам по себе проект окажется неспособным выжить. И наша сильная сторона в том, что мы пытались найти поддержку, но это никак не конвертировалось в продукт, и мы решили уйти от этого.

То же самое можно сказать о сотрудничестве с брендами. Многие художники активно сотрудничают, но мы не хотим. Один бренд спортивной одежды предложил нам сотрудничество – создать выставку на тему сетчатой поверхности кроссовок, чтобы резонировало с тематикой их новой коллекции. Ну, мы решили, что, пожалуй, не хотим делать что-то с ними. Нет, мы не против сотрудничества, но не в таком формате. Хорошо, когда бренды готовы взаимодействовать с искусством, потому что понимают, что это принесёт им репутационную и маркетинговую выгоду, и при этом не забывают, что искусство нельзя истреблять. Когда они готовы будут спонсировать искусство, ставя рядом логотип, а не делая всю выставку коммерческой, мы будем рады и готовы к диалогу, ведь это принесёт больше пользы обеим сторонам. А пока бренды не меняют свою стратегию взаимодействия, мне кажется, не имеет смысла тратить энергию на такое сотрудничество.

В вашей деятельности доминирует какая-либо идеология?

В наших работах мы не затрагиваем политические или социальные темы, для нас гораздо важнее другое – вопросы эстетики, вопросы нахождения в мире и того, как всё это можно передать принципиально новыми способами. Хотя, возможно, то, как мы строим своё творчество, – это уже своего рода идеология.

Для нас гораздо важнее другое – вопросы эстетики, вопросы нахождения в мире и того, как всё это можно передать принципиально новыми способами

Работа современных digital-художников построена по достаточно интересному алгоритму. Мы пишем какой-либо код, разрабатываем и выкладываем в интернет. И это достаточно живой механизм – все пользуются достижениями всего комьюнити. Это открытый ресурс, бесплатное программное обеспечение, и каждый дописывает свой модуль. Мы активно разрабатываем идею решения задач каким-то самоорганизованным путём, а не просьбами, петициями и требованиями от существующей инфраструктуры – это наша осознанная стратегия. Мы собираемся делать новые форматы, открытые, где все могут общаться и учить. Например, у нас было очень открытое мероприятие – принеси свой проектор. Любой человек мог свободно прийти и поделиться своим видео-артом.

Для нас важна не монетизация. Скоро у нас будет одна выставка, где будут выставлены работы, и каждый зритель сможет подойти к любой из них с клейким листочком и написать, что он хочет за эту работу дать. Условие одно – это «что-то» не должно быть деньгами. Какая-то услуга, или проект, например, отвезти художника на море. И потом автор произведения выбирает, кто получит его работу по такому своеобразному бартеру. Возможно, наша идеология – горизонтальный диалог, самоорганизация и стремление найти новые формы взаимодействия.


За выставками команды PROUN следите в паблике галереи.

Автор: Лилия Филина