Уже в пятницу, 8 июня, состоится последняя весенняя музыкальная пятница. Играют независимые российские инди-коллективы. Организатор – паблик отечественной музыки Motherland и его редактор, идейный вдохновитель таких пятниц Паша Жданов. С ним мы и поговорили о музыке, конечно, о вдохновении и о возможности успеха в андеграунде.

Как вы выбираете песни, которые размещаете в паблике?

Для начала дисклеймер: есть паблик Motherland, который существует с 2012-го года (его создали Максим Степаков и Соня Беженуца), а есть я, причастный к паблику с 2016-го. Всё, что я сейчас буду тебе рассказывать, будет скорее моим личным мнением, чем позицией «Мазерленда» по тем или иным вопросам. Паблик достаточно консервативный, формат за шесть лет практически не изменился: картинка, два хэштега, короткое описание и треки. Ни критики, ни анализа — просто подаём материал.

Но ведь в таком формате критика и не предполагается.

Мы высказываем своё мнение, только если оно положительное. Если нам что-то совсем не нравится, мы это не публикуем. Модерация проходит, в первую очередь, по личным вкусовым предпочтениям, во вторую — по наработанным связям. Например, если группа выступала на каком-то нашем мероприятии или выпускала хорошие релизы раньше, то даже если сейчас у них вышло что-то чуть более слабое, мы скорее всего это всё равно опубликуем.

А в целом к вам в предложку много музыки летит?

Когда мне только дали админку, в предложенных новостях тысячи три постов висело.

Это за какое время?

За пару-тройку лет. Сейчас около семи тысяч. Но, как правило большая часть желающих опубликоваться писала в личку администраторам, и больше всего доставалось «матери», Максиму Степакову. Сам я пишу песни, и одним из первых больших пабликов, который поддержал мой проект, был Motherland, так мы с Максом и познакомились. Когда на мои сообщения месяцами не отвечали, я думал: «Вот негодяи!», но когда оказался ещё и по другую сторону баррикад, понял что и почему так. Сейчас закидывать материал в «предложку» смысла нет, мы её больше не просматриваем. У паблика есть личные сообщения, туда и нужно стучаться.

Мы высказываем своё мнение, только если оно положительное. Если нам что-то совсем не нравится, мы это не публикуем

Вы прослушиваете всё, что к вам попадает?

Слушай, ну это невозможно. Motherland — это не какая-то там суперкорпорация, присылать свои диски с демо-записями в офис Motherland не нужно, офиса и корпорации нет. За всем этим стоит несколько человек, и, соответственно, физически невозможно отслушивать все, условно, сто заявок в день.

Мы руководствуемся, наверное, теми же правилами, что и все, кто занимается модерацией подобных сообществ. Ты смотришь на материал, и тебя это должно чем-то привлечь. Вижуал – самое главное. Есть интересная обложка — я буду читать сопроводительный текст; есть интересный пресс-релиз — я буду слушать музыку. Сошлись все эти параметры — публикуем, что-то не так — даём себе время подумать, либо не публикуем совсем.

И, конечно, мониторим что вообще происходит в мире музыки. Я практически ни на что не подписан, но, тем не менее, нахожу время на неделе, пару-тройку часов на пошерстить всё, что нужно – вдруг что-то интересное отыщется. Самому интереснее и приятнее опубликовать что-то неизвестное и годное, чем постить в десятитысячный раз и так известную группу.

И всё-таки, вы смотрите на то, что сейчас популярно, какие есть тенденции, или всё решают только личные предпочтения?

Если что-то стало суперпопулярным, а мы это раньше публиковали уже, то почему бы и нет.

Даже если вам самим не очень нравится?

Мне, честно говоря, вообще мало что по-настоящему нравится. Прикольной музыки много. Музыки, которая «цепляет», — мало.

Вы считаете себя тейстмейкерами, то есть теми, кто формирует общественный вкус?

Как музыкант становится известным? Публикуясь в крупных сообществах. Мы отсекаем какой-то шлак, и в этом смысле формируем вкус. То есть, если мы что-то совсем дерьмовое не публикуем, то, возможно, положительно воздействуем на аудиторию. Но опять же нельзя сказать, что борьба с музыкальным мракобесием — это прямо какая-то явная функция сообщества.

В глобальном же смысле, если бы не было «Мазерленда», «Пошлая Молли» была бы не менее популярна, мы их «Семь способов» как раз не публиковали, сообществ о музыке сейчас много

Как ты в таком случае оцениваешь роль паблика в отечественной музыкальной индустрии?

Когда появилась вся эта прото-«новая русская волна» (Влад Паршин, Арсений Морозов, Феликс Бондарев и ещё десяток имён), в конце нулевых, этой «проблемой» занималась «Афиша». Позже появился Motherland, параллельно и следом – какие-то другие ресурсы. Паблик с такой историей, я думаю, какое-то влияние на тех, кто слушает независимую отечественную музыку, хочешь не хочешь, но оказывает. В глобальном же смысле, если бы не было «Мазерленда», «Пошлая Молли» была бы не менее популярна, мы их «Семь способов» как раз не публиковали, сообществ о музыке сейчас много. Кстати, 21-го июля «Пошлая Молли» выступит на Motherland Summer, берите родителей и приходите угорать.

Как ты думаешь, в то время, когда паблик был практически единственным в своём сегменте, влияния было больше?

В то время я был в стороне от движухи, но мне-зрителю интересно было за всем этим делом наблюдать.

Не хотите расширяться?

Главный ограничивающий фактор — это педантичность и подозрительность ко всему новому нашей «Матери», она же – залог стабильности. Если ты посмотришь на наши посты, то ты не увидишь вместо среднего тире длинное, кавычки должны быть только ёлочками, и путать нельзя. Поэтому, чтобы человек попал в команду Motherland, он должен быть таким же повёрнутым на правильном оформлении. Я, на самом деле, считаю это нормальным и правильным. Это не трудно, и делает материал красивым. Многие обвиняют Motherland в том, что мы делаем все по шаблону, публикуем релизы с большими задержками, но опять же – вас много, нас мало. А писать развёрнутые рецензии и оригинальные разнокалиберные посты – это не в формате трек-блога. Плюс музыканты не очень стараются, нормальные пресс-релизы у единиц.

Как вы отбираете группы на фестивали?

То же самое. Руководствуемся личными предпочтениями. Во-первых, должен соблюдаться баланс между рентабельностью мероприятия и развлекательно-идеологической составляющей. Группа должна и хорошей быть, и людей приводить. Когда делаешь большие фестивали, формируешь большие лайн-апы, можешь себе позволить позвать каких-нибудь ребят, которые тебе действительно нравятся, и которые, может, до этого нигде не выступали. В этом смысле есть какая-то просветительская функция.

То же самое можно проворачивать, устраивая более камерные мероприятия. Вот например, Motherland Spring — это движуха поскромнее «Саммера», которой непосредственно я сам занимаюсь. На нём выступали и вот 8-го числа выступят преимущественно уже «заслуженные» артисты, широко известные в узких кругах, стабильно выпускающие сочный материал.

Когда делаешь большие фестивали, формируешь большие лайн-апы, можешь себе позволить позвать каких-нибудь ребят, которые тебе действительно нравятся, и которые, может, до этого нигде не выступали. В этом смысле есть какая-то просветительская функция

А неизвестных групп совсем не было?

Ну как, была группа «Джуна», она молодая, хотя музыканты, которые в ней играют, раньше состояли в других группах, и в этой тусовке уже тоже лет 10. «Киндза» из подмосковной Коломны: для уездного города – уникальное явление, почему бы их не поддержать. Из широко известных в узких кругах, например, «Почему коммутатор молчит» – борисоглебский феномен родом из 1998-го, которому нет аналога в отечественной музыке по стилистике, по лирической и музыкальной составляющим. «Комба БАКХ» — тоже уже лет двадцать существуют в нише, заполненной на данный момент исключительно ими же. Многих из этих ребят я знаю лично, поэтому в некотором смысле это междусобойчик, но междусобойчик бесконечно увлечённых музыкой талантливых людей, которые вкладывают в неё все свои силы уже не первый год. Внимания к Motherland Spring я особого не ожидал и не жду, это, в первую очередь, приятное времяпрепровождение. При этом на апрельском мероприятии, где играли молодые «Комсомольск» и «Созвездие Отрезок» и старая «Девушка школьника» собралось больше 150-ти человек, а это вообще неплохо.

Вы даёте советы группам, если музыка хорошая, но у них с обложками, например, не очень или ещё с чем?

С обложками, как правило, всё хорошо, а вот политика сообщества группы должна продумываться: что постить, сколько раз в день и всё такое. Если действительно стоит цель достичь какого-то успеха. Motherland, конечно, никаких советов не даёт, а если я лично с кем-то дружу, то могу на эту тему поговорить: кто-то что-то мне подскажет, кому-то я.

Что такое успех в андерграундной музыке?

Посещаемость концертов, очевидно. Успех измеряется всё-таки не количеством подписчиков в соцсетях, хотя это первый звоночек — то, что позволяет организатору судить об «успешности» группы. Собираешь сто человек — неплохо, собираешь, там, 300-500 — это вообще отлично, а если тысячу — то ты уже легенда андерграунда и, скорее всего, даже уже не андеграунд. Все эти группы, которые попадают в “Вечерний Ургант”, лишаясь своей андерграундности, они на своих сольниках примерно столько и собирают.

Если вы публикуете группу и тем самым предоставляете ей доступ к своей аудитории, вы способствуете её успеху?

Способствуем приросту коммьюнити — это да, может, кто-то из новых подписчиков придёт на концерт.

Собираешь сто человек — неплохо, собираешь, там, 300-500 — это вообще отлично, а если тысячу — то ты уже легенда андерграунда и, скорее всего, даже уже не андеграунд

Считаете ли вы, что помогаете группам?

Я перед собой такой цели не ставлю. Когда публикую что-то, я не думаю: «Вот теперь-то кто-нибудь придёт к ним на концерт, какой я молодец, помощник». И если мне кто-то действительно нравится, то я за него переживаю вне контекста паблика.

То есть, цель паблика — просто давать людям хорошую музыку или всё же что-то менять в индустрии?

Motherland не про перемены. Транслируем то, что есть.

А у тебя есть еще какие-то новаторские проекты?

Уже дважды мы с ребятами из Культурного центра ЗИЛ делали серию акустических концертов после лекций о текстах песен современных отечественных групп. Лекции читает Артём Рондарев, преподаватель Вышки. Он достаточно специфично подаёт материал, сквозь призму своей, так скажем, плохой ориентации в предмете, но я считаю, что отчасти это даже плюс. Человек, который слушал всю свою жизнь много разной музыки, но другой (Рондарев – старый хиппарь), незатуманенной головой пропускает через себя что-то новое и, руководствуясь своими знаниями и опытом, хорошо подвешенным языком всё это пытается понять и объяснить.

И вот мы два сезона проводили такие хорошие акустические концерты, где музыканты приходили и бесплатно выступали, а зрители приходили и бесплатно всё это слушали. Многие выступающие впервые играли акустические программы. Это было и им интересно, и слушателю — увидеть исполнителей в таком амплуа. Этим летом состоится третий сезон, освобождайте пятничные вечера, будет много интересного.

Я не понимаю многих вещей, которые происходят сейчас с отечественной музыкой. Взять ту же Гречку, вот как становятся настолько популярными? Да, у неё хорошие мелодии, хороший голос, но как люди слушают её тексты?..

Как ты считаешь, за кем будущее отечественной музыки?

Я не понимаю многих вещей, которые происходят сейчас с отечественной музыкой. Взять ту же Гречку, вот как становятся настолько популярными? Да, у неё хорошие мелодии, хороший голос, но как люди слушают её тексты?.. Я не считаю себя каким-то ретроградом, скидываю это на то, что культура языка стала чуть ниже, люди стали меньше книжек читать, поэтому порог восприятия снижается, и кажется классным то, что человеку начитанному в жизни не показалось бы достойным внимания. Всему своё время, и, допустим, в тринадцать лет слушать такое не стыдно, но когда гречек нахваливают взрослые дяди, типа «Да это голос поколения!», вот это уже у меня не укладывается в голове. Ах, да, 21-го июля Гречка на Motherland Summer, берите родителей и приходите угорать.

Классной талантливой музыки тоже навалом. За последние два года стало интереснее следить за тем, что происходит вокруг. Дальше, думаю, будет ещё больше интересного и абсолютно нового. Влияние количества на качество известно.

Как думаешь, будут ли они прорываться на большую сцену и на то же телевидение?

Это неизбежно. Кто-то же уже прорывается. И скоро это явление станет массовым. Не в этом году, так в следующем, не в следующем, так через десять лет. Мы, конечно, не знаем, что будет со всеми этими ребятами, которые на пике сейчас. Вряд ли кто-то будет спорить сегодня с тем, что Хаски — большой артист, а когда появилась его «Пуля-дура»? Два года ещё не прошло. Можно сказать наверняка, что через десять лет все артисты «Голубого огонька» станут выглядеть совсем уж плохо, кто-нибудь развалится пополам прямо во время съёмок, поэтому «ящик» нужно будет набивать кем-то ещё. Да и в руководстве и среди сотрудников каналов наверняка будут появляться ребята, которые захотят как-то всё это менять и обновлять сетку. А кем, и кто переживет следующую зиму – покажет весна.

Билеты на заключительную весеннюю пятницу Motherland Spring можно приобрести здесь.

А если хотите на Motherland Summer 2018, то вам сюда.

Автор:  Анна Толстикова

Фото: Павел Толкачев