С 25 по 26 апреля в Москве в рамках программы Года музыки Великобритании и России 2019, которая проводится Отделом культуры и образования Посольства Великобритании в Москве при поддержке Британского Совета, пройдёт воркшоп «Envision Sound» («Визуализируй музыку»), его автор и основной лектор – британский композитор Майкл Прайс, известный миру преимущественно за счёт саундтрека к сериалу «Шерлок». Среди наград Майкла «Эмми» (2014), награда Королевского телевизионного общества, Music&Sound, Televisual Bulldog, номинация на BAFTA, две номинации на «Эмми».  В преддверии визита в Россию, обсудили разницу между культурами и соотношение хорошей музыки и картинки.

Почему вы решили принять участие в программе?

Мне тяжело отказаться от возможности познакомиться с молодыми композиторами со всего мира. Когда ты понимаешь, что общего между нами гораздо больше, чем различий, это очень вдохновляет.

Что послужило вдохновением для «Envision Sound»?

Меня с детства восхищала возможность совмещать музыку и картинку. Создавая этот проект, я хотел поделиться собственным опытом и узнать что-то новое от своих коллег – композиторов и кинематографистов со всего света.

«Envision Sound» уже прошла в нескольких странах (в Армении, Азербайджане, Казахстане, Украине – прим. автора). Как вы считаете, композиторы из разных стран думают похоже, или всё-таки есть заметные различия?

На самом деле, я очарован тем, как композиторы из разных стран находят равновесие между сохранением композиции, необходимой для международного фильма, и собственным голосом. Если бы вся наша музыка звучала одинаково… было бы ужасно скучно.

В нынешней политической обстановке, что делает программу Год музыки Великобритании и России 2019 настолько важной? Ведь ваш воркшоп – часть совместной программы России и Великобритании.

Я искренне верю, что для создания глобальной цивилизации музыка – один из самых сильных объединяющих факторов. Ценность искусства, объединяющего нас, тем выше, чем сложнее окружающая обстановка.

Одна из главных задач программы – «показать разницу культур». Но так ли британская и российская культуры различны?

Я думаю, что стоит радоваться тому, в чём мы похожи, и изучать то, в чём различны, чтобы учиться друг у друга. И я заметил, что музыканты из разных стран очень даже симпатизируют друг другу.

Как хороший саундтрек влияет на фильм?

Он похож на эмоциональный пейзаж, на невысказанные слова, на действия, происходящие в вашем воображении. В какой-то степени, представить себе фильм без музыки невозможно.

А если саундтрек к отличному фильму написан плохо?

Если фильм сам по себе хороший, людям это нравится, даже если музыка в нём не лучшая. Но даже великолепный саундтрек не способен спасти кошмарное кино. Когда всё работает как часы, разделить их невозможно.

Какой из ваших работ вы гордитесь больше всего?

Мне нравятся проекты, которые вовлекают очень много людей. Поэтому, чем бы я ни занимался в будущем, моей любимой работой останется сериал «Шерлок».

Если бы вам предложили написать саундтрек к какому-либо роману из русской классики, что бы вы выбрали?

В русской литературе много необычных историй, и каждая из них словно так и дышит музыкой. Но если бы пришлось выбирать… я бы с радостью написал саундтрек к новому фильму по «Анне Карениной». Кажется, в России пытались снять что-то по этому роману ещё в 1911, но плёнка не сохранилась. Интересно посмотреть, как это выглядело…

Михаил Швыдкой заметил, что «Музыка Чайковского так не популярна в Великобритании как драматургия Шекспира в России». Так ли это?

Чайковский определённо популярен в Великобритании. Но вряд ли это честное сравнение, ведь он не был драматургом.

Вам удалось познакомиться с российскими композиторами, работая в Великобритании?

Я надеюсь встретить молодых российских композиторов во время своей поездки! Уверен, меня ждёт много сюрпризов.

Куда бы я ни отправлялся, еда и музыка всегда стоят первыми в моих планах

Что ещё вы ждёте от поездки?

Создания музыки – это лучший способ завести друзей. И, конечно же, в Москве я хочу впервые попробовать русскую еду. Куда бы я ни отправлялся, еда и музыка всегда стоят первыми в моих планах.

Что вы посоветуете тем, кто примет участие в вашем воркшопе? И тем, кто мечтает создавать музыку для фильмов?

Писать музыку для фильмов и сериалов – это командная работа, сотрудничество в чистом виде. Начинающим композиторам стоит всегда быть открытым к новому и взаимодействовать с жизнью и культурой настолько, насколько они могут. И я желаю им в этом удачи.

 

Автор: Анастасия Гастин