23 октября на экраны выходит «Марианна и Леонард: Слова любви» – документальная лента об отношениях Леонарда Коэна и той, кого все называли «его музой». Рассказанная Ником Брумфилдом история почти походит на диснеевскую с поправкой на реальность – герои не живут «долго и счастливо» в сказочном дворце и умирают не в один день, но с разницей в 3 месяца.

Сказка, не ставшая реальностью

Леонард Коэн. Один из самых почитаемых поэтов Америки XX века, «поэт женщин» – и любитель женщин. Документальная лента Ника Брумфилда прежде всего о нём: о первом опыте выступлений, о засмеянном критиками романе «Прекрасные неудачники» и о его восхождении к величию. Придя к славе, Коэн воспользовался одним из наиболее ощутимых её преимуществ – любовью поклонниц, мечтавших отдаться ему хотя бы на одну ночь. Таких было немало, но лишь одной хотелось посвящать песни – Марианне Илен, с которой Коэн познакомился на греческом острове Идра раньше, чем с той самой славой.

Источник фото: thedailybeast.com

Спустя полвека, умирая, Марианна попросит своего друга сообщить о близкой смерти Леонарду – и тот отзовётся трогательным письмом, в котором пообещает вскоре отправиться за «старой подругой» и в очередной раз признается ей в любви. Это всё, что нужно знать об их отношениях до просмотра «Слов любви» Ника Брумфилда – документалиста, уже снявшего истории о Курте Кобейне и Уитни Хьюстон. 

С Леонардом и Марианной для режиссёра случай особый: с последней он был знаком лично и какое-то время даже был её любовником. Об одной из половин целого, заложенного в суть фильма, Брумфилд говорит от первого лица, показывая архивные фотографии и видео того времени. Отвлекаясь от Марианны, он возвращается к Леонарду, с которым знаком не был – о музыканте рассказывают его друзья и коллеги. Двое человек, связанные невидимой нитью, живут раздельно друг от друга: пока Леонард добивается успеха и собирает многотысячные залы, Марианна пытается смириться с невозможностью обыденного счастья. В этом заключается основная мораль ленты: невозможно жить «долго и счастливо» с такими, как Леонард Коэн – такова реальность.

Источник фото: telegraph.co.uk

Молодая норвержка никогда не понимала, что он в ней нашёл, но стала неотъемлемой частью его жизни – настолько, что даже будучи одной из многих, именно она заслужила быть половиной этого фильма. Пускай и не самой значительной.  И её фотографии, и архивные видео, декорации греческого острова, и воспоминания друзей вносят свой вклад в создание сказочного мира вне музыки Леонарда Коэна, поверить в который предлагается зрителю.

Коэн и его время

Конечно, когда разговор касается такого музыканта, как Леонард Коэн, тяжело не посвятить львиную долю истории ему, какой бы ни была его любимая женщина. Именно этим Ник Брумфилд и занимается: на экране мелькают фотографии, концертные и закулисные съёмки. С его главного героя сбрасывается романтическая вуаль музыканта времён 70-ых, не погибшего от передоза – и неожиданно Леонард Коэн предстаёт типичнейшим представителем своей эпохи. 

Сторонник сексуальной революции, человек, считавший, что «трезветь нельзя», мог оказаться кем угодно. С одной стороны, для того, кто с Коэном не знаком, это откровение, с другой – мы это всё уже видели раньше. Мы знаем, что перед нами Леонард Коэн, потому что видим его на экране и слышим его голос, но если заменить эти материалы на другого музыканта, будет ли история отличаться от биографии любого другого героя времён «сексуальной революции»? 

Если бы не присутствие Марианны, перед зрителем оказался бы всего лишь ворох штампов, пускай и документальных, с которыми нельзя поспорить: можно только принять вполне естественный вывод, что Коэн был «человеком своего времени», и всплакнуть, когда в очередной раз зазвучит «So Long, Marianne».

Из-за этого местами кажется, что ленте не хватает чего-то личного, что отличало бы Коэна от всех остальных, но видно, что Брумфилд всеми силами старался этого избежать – то снова обращаясь к истории Марианны, то используя архивные съёмки. Например, в фильме есть кадры Коэна во время его пребывания в монастыре – хотя, казалось бы, кто стал бы это снимать просто так?

За каждым великим мужчиной…

Фильм не сосредотачивается на Марианне после Леонарда. Вехи её жизни перечисляются едва ли не сухим биографическим списком, словно Брумфилд был ограничен собственными знаниями о её судьбе. Она смирилась с тем, что у неё не будет детей от Леонарда, переехала в Норвегию и вышла замуж, как того хотела её мать, она боролась за психическое здоровье своего сына – но не более того.

Подобное решение заставило некоторых критиков скептически отнестись к ленте, в которой женщине не отводится никакой другой роли, кроме как «стоять за великим мужчиной» и всё терпеть. Многие скажут, что никакой романтики здесь нет, другие увидят неразрешимую трагедию выбора между обыденным счастьем и вечным стремлением к славе.

Но если слова любви, посланные Марианне уже на смертном одре, звучали столь же явственно в старости, сколь в молодости, не значит ли это, что любовь прошла огонь и воду и достигла своеобразного хэппи-энда? 

Автор: Анастасия Гастин