В «Иллюзионе» проходит 11-ый кинофестиваль Danish Wave, и фильмом открытия стала картина Билле Аугуста «Счастливчик Пер»: экранизация одноимённого романа Генрика Понтоппидана, датского классика. Главный герой – талантливый, но бедный инженер, подобно Оливеру Твисту получивший шанс вырваться в люди с помощью богатой семьи. Но, в отличие от оптимистичного Диккенса, для которого добро всегда побеждает зло, здесь всё иначе: человека побеждает его прошлое.
По словам Билле Аугуста, одна из главных причин, по которой он выбрал для экранизации именно этот роман – его вопиющая актуальность. Несмотря на то, что последний том (всего вышло 8 томов) был опубликован в 1904 году, спустя век изменилось немногое. Редкость ли для наших дней, что талантливый самородок из глубинки приезжает в большой город и пытается своими силами изменить мир? Разница лишь в том, что Пер всё-таки находит тех, кто его содержит, хотя большинству наших современников приходится прозябать за кассовыми аппаратами.
Герой из богатой семьи, сын местного мистера Бранлоу, нарекает героя «Счастливчик Пер». Ему везёт со смекалкой– он сумел создать уникальную систему водоканала, работающего исключительно на природной энергии. Ему везёт с женщинами – кто бы ему ни приглянулся, времени до согласия проходит немного; ослиное же упрямство героя помогает ему добиться своего. Наконец, везёт ему и с финансированием – ему не приходится рабски трудиться, чтобы сводить концы с концами, а достаточно поработать над прорывным проектом.
Единственное, с чем ему не повезло – это с семьёй, но именно это, в конце концов, и губит его. Раз за разом возвращаясь к одному и тому же символу — часам, подаренным Перу отцом, и Аугуст, и Понтоппидан напоминают, насколько важно воспитание и насколько сильно влияют отношения отцов и детей на адаптацию человека в обществе.
Аугусту удалось уложить 8 томов в почти 3 часа экранного времени, не упустив ничего важного и сделав крупный скачок лишь в конце, где герои за несколько минут стареют на пару десятков лет и подводят черту своей жизни. Несмотря на несколько смазанный эпилог и очень уж общий заключительный пейзаж, незавершённости в истории не чувствуется, а оставшиеся вопросы кажутся не такими уж важными жертвами хронометража. Отмершие за десятки лет отростки жизни просто исчезают, оставляя героя голым перед самим собой и помогая наконец-то понять себя.
На заднем плане звучит тема социальной несправедливости: бедные слишком горды, чтобы принимать помощь богатых. Тем не менее, Аугуст не рисует богатых отвратительными властолюбцами – наоборот, знакомство с Пером помогает Якобе, его любимой женщине из богатой семьи, переосмыслить свою жизнь. И вновь мы слышим явное: «Да, деньги помогают жить дальше, но это не значит, что богатые люди живут исключительно ради себя». Это позволяет истории работать не по предсказуемым канонам всё того же Диккенса, но вести зрителя в более реалистичную картину более объёмных героев.
Да, деньги помогают жить дальше, но это не значит, что богатые люди живут исключительно ради себя
Наконец, третья тема фильма – противодействие иудеев и христиан. Хотя конфликт не занимает большую часть экранного времени и служит скорее художественной деталью, присущей времени, некоторая узколобость религии присуща и современному миру. Даже удивительно, как мало изменилось за пару веков.
Аугуст уже дважды был признан мировым киносообществом – в его запасе две Золотых Пальмовых Ветви Каннского фестиваля за фильмы «Пелле-Завоеватель» и «Благие намерения». Экранизация литературных произведений для режиссёра не в новинку: из огромного массива текста ему удаётся вычленить главное, написав достоверную историю.
Впрочем, некоторые критики (например, Брендан Галлахер из Daily Dot) посчитали план Аугуста чересчур амбициозным поползновением на классику, а главного героя – пустым, не имеющим никаких привлекательных качеств. «Честно говоря, – добавляет рецензент, – для кино о грубом, манипулятивном, но гениальном белом мужчине, 2019 – не лучший год».
И действительно, проникнуться к Перу пониманием без погружения в сюжет тяжело. Подобно Клайду Гриффитсу из «Американской Трагедии» Драйзера, Пер мечется между мещанским счастьем с девушкой-официанткой и жизнью среди сливок общества; подобно Ричарду Дайверу из «Ночь нежна» Фицджеральда не может вытерпеть мысли о финансовой зависимости от жениной семьи. Наконец, как и Алан Тьюринг из оскароносной «Игры в Имитацию», Пер теряется без своих изобретений и не признаётся обществом.
Правда, если проблема Тьюринга – гомосексуализм, то в случае с Пером проблема – его тяжёлое детство, которое в конце концов и переворачивает его везение с ног на голову. «Везёт дуракам», – заявляет один из героев фильма, ведь, с точки зрения обычного зрителя, только дурак может так глупо может обращаться с собственным везением.
Сам Понтоппидан спустя 3 года после публикации романа получил Нобелевскую Премию за «достоверность изображения датской жизни», и Аугуста можно считать достойным преемником этой традиции. Даже если некоторым может показаться, что трёх часов недостаточно для полноценного изображения сложного характера главного героя, критики единодушны в признании художественной красоты картины. Будь это улочки Копенгагена или внутренние интерьеры, за ними приятно наблюдать. Если наблюдать внимательно, можно сделать либо удручающие, либо вдохновляющие выводы о себе. А если фильм наводит на определённые мысли, то можно уверенно заявить: несмотря на недостатки, свою задачу он всё же выполняет.
Автор: Анастасия Гастин