В «Иллюзионе» проходит 11-ый кинофестиваль Danish Wave, и фильмом открытия стала картина Билле Аугуста «Счастливчик Пер»: экранизация одноимённого романа Генрика Понтоппидана, датского классика. Главный герой – талантливый, но бедный инженер, подобно Оливеру Твисту получивший шанс вырваться в люди с помощью богатой семьи. Но, в отличие от оптимистичного Диккенса, для которого добро всегда побеждает зло, здесь всё иначе: человека побеждает его прошлое.
![](https://m.media-amazon.com/images/M/MV5BOTg1ZDIyNmYtN2Q3Yi00Mjc0LWFlMTYtNDM2MjNkM2E5MzlhXkEyXkFqcGdeQXVyMDAxMTQ5Mg@@._V1_SY1000_CR0,0,1499,1000_AL_.jpg)
По словам Билле Аугуста, одна из главных причин, по которой он выбрал для экранизации именно этот роман – его вопиющая актуальность. Несмотря на то, что последний том (всего вышло 8 томов) был опубликован в 1904 году, спустя век изменилось немногое. Редкость ли для наших дней, что талантливый самородок из глубинки приезжает в большой город и пытается своими силами изменить мир? Разница лишь в том, что Пер всё-таки находит тех, кто его содержит, хотя большинству наших современников приходится прозябать за кассовыми аппаратами.
![](https://www.dailydot.com/wp-content/uploads/2019/04/netfix-a-fortunate-man-review-2.png)
Герой из богатой семьи, сын местного мистера Бранлоу, нарекает героя «Счастливчик Пер». Ему везёт со смекалкой– он сумел создать уникальную систему водоканала, работающего исключительно на природной энергии. Ему везёт с женщинами – кто бы ему ни приглянулся, времени до согласия проходит немного; ослиное же упрямство героя помогает ему добиться своего. Наконец, везёт ему и с финансированием – ему не приходится рабски трудиться, чтобы сводить концы с концами, а достаточно поработать над прорывным проектом.
![](https://m.media-amazon.com/images/M/MV5BYmI4YjY4NTgtMTBmYi00ZDM5LWJjNzctMzMyOGRhMWVjNjdiXkEyXkFqcGdeQXVyMDAxMTQ5Mg@@._V1_SY1000_CR0,0,1499,1000_AL_.jpg)
Единственное, с чем ему не повезло – это с семьёй, но именно это, в конце концов, и губит его. Раз за разом возвращаясь к одному и тому же символу — часам, подаренным Перу отцом, и Аугуст, и Понтоппидан напоминают, насколько важно воспитание и насколько сильно влияют отношения отцов и детей на адаптацию человека в обществе.
Аугусту удалось уложить 8 томов в почти 3 часа экранного времени, не упустив ничего важного и сделав крупный скачок лишь в конце, где герои за несколько минут стареют на пару десятков лет и подводят черту своей жизни. Несмотря на несколько смазанный эпилог и очень уж общий заключительный пейзаж, незавершённости в истории не чувствуется, а оставшиеся вопросы кажутся не такими уж важными жертвами хронометража. Отмершие за десятки лет отростки жизни просто исчезают, оставляя героя голым перед самим собой и помогая наконец-то понять себя.
![](https://bt.bmcdn.dk/media/cache/resolve/image_1240/image/106/1068602/18888451-tv2-serien-lykke-per-optages-i-kbenhavn-scanpix.jpg)
На заднем плане звучит тема социальной несправедливости: бедные слишком горды, чтобы принимать помощь богатых. Тем не менее, Аугуст не рисует богатых отвратительными властолюбцами – наоборот, знакомство с Пером помогает Якобе, его любимой женщине из богатой семьи, переосмыслить свою жизнь. И вновь мы слышим явное: «Да, деньги помогают жить дальше, но это не значит, что богатые люди живут исключительно ради себя». Это позволяет истории работать не по предсказуемым канонам всё того же Диккенса, но вести зрителя в более реалистичную картину более объёмных героев.
Да, деньги помогают жить дальше, но это не значит, что богатые люди живут исключительно ради себя
Наконец, третья тема фильма – противодействие иудеев и христиан. Хотя конфликт не занимает большую часть экранного времени и служит скорее художественной деталью, присущей времени, некоторая узколобость религии присуща и современному миру. Даже удивительно, как мало изменилось за пару веков.
![](https://www.kino.dk/sites/default/files/primary-pictures/lykke-per.jpg)
Аугуст уже дважды был признан мировым киносообществом – в его запасе две Золотых Пальмовых Ветви Каннского фестиваля за фильмы «Пелле-Завоеватель» и «Благие намерения». Экранизация литературных произведений для режиссёра не в новинку: из огромного массива текста ему удаётся вычленить главное, написав достоверную историю.
Впрочем, некоторые критики (например, Брендан Галлахер из Daily Dot) посчитали план Аугуста чересчур амбициозным поползновением на классику, а главного героя – пустым, не имеющим никаких привлекательных качеств. «Честно говоря, – добавляет рецензент, – для кино о грубом, манипулятивном, но гениальном белом мужчине, 2019 – не лучший год».
И действительно, проникнуться к Перу пониманием без погружения в сюжет тяжело. Подобно Клайду Гриффитсу из «Американской Трагедии» Драйзера, Пер мечется между мещанским счастьем с девушкой-официанткой и жизнью среди сливок общества; подобно Ричарду Дайверу из «Ночь нежна» Фицджеральда не может вытерпеть мысли о финансовой зависимости от жениной семьи. Наконец, как и Алан Тьюринг из оскароносной «Игры в Имитацию», Пер теряется без своих изобретений и не признаётся обществом.
![](https://m.media-amazon.com/images/M/MV5BNDVkYTc1NGYtNGM1Yy00ZjhjLTg1ZDUtZGRjYmRmN2U1YzdmXkEyXkFqcGdeQXVyOTE2NzIyMDY@._V1_.jpg)
Правда, если проблема Тьюринга – гомосексуализм, то в случае с Пером проблема – его тяжёлое детство, которое в конце концов и переворачивает его везение с ног на голову. «Везёт дуракам», – заявляет один из героев фильма, ведь, с точки зрения обычного зрителя, только дурак может так глупо может обращаться с собственным везением.
![](https://m.media-amazon.com/images/M/MV5BNDJhYzFhMTYtOTk1NC00NmRhLTkzMTgtZDk0ZWI5NGJjMDZjXkEyXkFqcGdeQXVyMDAxMTQ5Mg@@._V1_SY1000_CR0,0,1499,1000_AL_.jpg)
Сам Понтоппидан спустя 3 года после публикации романа получил Нобелевскую Премию за «достоверность изображения датской жизни», и Аугуста можно считать достойным преемником этой традиции. Даже если некоторым может показаться, что трёх часов недостаточно для полноценного изображения сложного характера главного героя, критики единодушны в признании художественной красоты картины. Будь это улочки Копенгагена или внутренние интерьеры, за ними приятно наблюдать. Если наблюдать внимательно, можно сделать либо удручающие, либо вдохновляющие выводы о себе. А если фильм наводит на определённые мысли, то можно уверенно заявить: несмотря на недостатки, свою задачу он всё же выполняет.
Автор: Анастасия Гастин