5 октября на Фестивале американского кино показали комедию «С любовью, Саймон» о старшекласснике, скрывающем свою гомосексуальность. В основу сюжета легла книга Бекки Альберталли «Саймон против Homo sapiens». Сценаристы сгладили острые и неловкие углы до рейтинга PG-13, что позволяет детям старше 13 лет смотреть этот важный фильм. Мы тоже посмотрели и хотим объяснить, почему он исторически важен как для общества, так и для кинематографа, как подростковая комедия может быть по-взрослому серьёзной, а заодно и черкнуть, что умеет Кэтрин Лэнгфорд кроме Ханны Бэйкер.

Это классическая подростковая, но модернизированная по правилам временного контекста и общества комедия. Хотя, глядя с разных углов, в фильме можно обнаружить много других жанров. Это подростковое кино – потому что оно о молодых людях 17-18 лет. Это романтическая комедия – потому что она о влюблённости и о том, в какие ситуации приходится главному герою влезать из-за неё. Это социальная драма – потому что фильм говорит об общественно значимых проблемах и о том, как порой нелегко они разрешаются. Это детектив – герой ищет друга по переписке.

Саймон (Ник Робинсон) – симпатичный, ничем не примечательный парень, кроме одного – он гей. Об этом никто не знает, да и юноша не спешит признаваться, боясь последствий. Саймон — хороший сын, любящий брат и замечательный друг (но очень плохая сваха), и сексуальная ориентация не мешает ему таким оставаться.

Композиция закольцовывается: в начале Саймон перечисляет, что у него есть то же, что и у всех, а в конце он прибавляет к этому списку на равных свою нетрадиционную сексуальную ориентацию. Таким образом создатели подчёркивают, что «быть не как все» не мешает обыденной жизни и не лишает её привычных быта, деталей и ритуалов.

«С любовью, Саймон» также ценен тем, что это комедия о ЛГБТ. Подавляющее большинство подобных фильмов – драмы о сложности отношений: недавние «Лунный свет» и «Зови меня своим именем», классические «Горбатая гора» и «Мой личный штат Айдахо», современные «Я убил свою маму» и «Убей своих любимых», фестивальные «С широко открытыми глазами» и «Потерянный рай».

В ленте очень существенно и то, что родители Саймона принимают его выбор и принимают спокойно, в отличие от героев другой картины фестиваля – «Неправильное воспитание Кэмерон Пост». Здесь родители заставляют дочь пройти через конверсионную терапию. Примечательно, что такие во всех смыслах герои-родители, которые уважают выбор ребёнка, появляются на экране уже не впервые – в драме «Зови меня своим именем» родители Элио догадываются о его отношениях с Оливером, но не осуждают. Но «Зови меня своим именем» по сравнению с «С любовью, Саймон» – фильм только об отношениях, тогда как последний – о сложности признания. Оно влечет последствия и соответствующее отношение, но позволяет быть собой и не скрываться – очень важно, что эту мысль до главного героя доносит его мать.

Важно, что несмотря на юмористический жанр, фильм не скатывается в гротескную сатиру, как в плохих комедиях «Чак и Ларри: Пожарная свадьба» или «Когда лучший друг – гей», потому что создатели понимают, что это всё-таки серьёзно, а не смешно. Комедийность направлена в сторону гомофобских настроений, которые показаны в фильме пародийно, и мило высмеивает их.

Некоторые действия притянуты за уши: провоцирующее событие до нелепого случайно, а развязка не фонтан, хотя её интрига держит до конца – до последнего момента не раскрывается тайный собеседник Саймона. Но мелочи сценария теряются в потрясающем качестве исполнения. Фильм лёгкий, несмотря на «тяжесть» темы, и смотрится на одном дыхании благодаря захватывающему сюжету, ритмичному саундтреку из Bleachers, Троя Сивана, Эми Шарк, Брентона Вуда, The 1975, Нормани Хэмилтон, Кхалидаи в такт ему динамичному монтажу и инсценирующим мысли Саймона перебивкам, которые позволяют зрителю с лёгкостью понять, что у него творится в голове и душе.

Кэтрин Лэнгфорд снова получает роль старшеклассницы, но более радостной и довольной жизнью, чем Ханна Бейкер («13 причин почему»). Эта роль не слишком раскрывает её потенциал: она не покинула образ подростка, а фильмография Лэнгфорд пока не слишком велика, чтобы судить о ней как о хорошей разноплановой актрисе. Хотелось бы, чтобы следующие работы номинантки на «Золотой глобус» были о другом и по-другому.

Фильм находится в контексте времени и идёт с ним в ногу; он наполнен культурными, политическими и социальными референсами на предмет гомосексуальности. В какой-то момент может показаться, что фильм призывает быть гомосексуалистами и совершать каминг-ауты, но и тут он толерантен, потому что не отрицает традиционную семью, более того, показывает, что «обычные» и «нормальные» люди тоже счастливы.

Автор: Альбина Ахатова

Фотографии с сайта imdb.com