Сегодня в российском прокате стартует «Лоро» — попытка снять байопик о Сильвио Берлускони от современного итальянского классика Паоло Соррентино («Великая красота», «Молодой папа»). Сюжет картины связывает молодого амбициозного сутенера со стареющим одиозным политиком – разумеется, через секс. Из этого могла бы выйти хорошая трэш-комедия, но «Лоро» отчаянно старается быть драмой и остаётся где-то посередине.
Фильм Соррентино о главном человеке современной Италии должен был рано или поздно случиться. Уж очень органично вписывается фигура Берлускони в круг идей и персонажей, который режиссёр выстраивал в прежних картинах.
В «Изумительном» 2008 года Соррентино уже рассказывал историю политика – легендарного Джулио Андреотти, предшественника Берлускони в роли самого влиятельного и неоднозначного человека страны. «Великая красота», отмеченная Оскаром за лучший иностранный фильм в 2013, изображала блеск и пустоту светской жизни. Конечно, с поправкой на Италию с ее особым обаянием.
«Лоро» сочетает обе линии – политическую и светскую, что вполне естественно. Миллиардер Берлускони, четырежды возглавлявший кабинет министров Италии, задолго до Дональда Трампа доказал, что власть и деньги вполне могут быть в одних руках, а преклонные годы не мешают возникновению сексуальных скандалов. В фильме речь идет о периоде между 2006 и 2009 годами, когда Берлускони на некоторое время теряет власть и возвращается на пост премьера только после очередных выборов. Все это время он проводит в своей вилле, выясняя отношения с женой и обдумывая своё политическое будущее.
Параллельно развивается история Серджио Морры (Рикардо Скамарчо) – этот мелкий делец обеспечивает чиновников молодыми девушками и в конце концов решается завоевать таким образом расположение самого могущественного человека в стране. Для этого он устраивает вечеринки с десятками девушек прямо по соседству с имением Берлускони, который довольно скоро обращает на них внимание и дает Серджио долгожданный шанс для взлета.
Светские тусовки появлялись у Соррентино и раньше, но в «Лоро» смакование эстетики голых тел и кокаиновых дорожек составляет почти половину всего действия, за что в критике картину даже сравнивали с порно. Мы видели, как этот загульный хаос можно показать весело и свежо, скажем, в «Волке с Уолл-стрит» Мартина Скорсезе. Здесь же эротизм назойлив и чрезмерен, как и сцены вечеринок, которые мало чем друг от друга отличаются.
Из линии Серджио Морры вполне мог бы вырасти самостоятельный фильм, не будь он странным образом вплетен в сюжет байопика. От этого смешения страдают обе стороны картины — ни одна не раскрывается в полной мере. Образ самого Берлускони, стареющего правителя, профессионального торгаша и популиста, сделан живо и вдумчиво, но и ему не удается толком проявиться за неполные три часа экранного времени.
Тем не менее, это очередная удача актера Тони Сервилло, с которым Соррентино давно сработался. Если в «Изумительном» кровавый политик Андреотти у Сервилло был холодным и замкнутым, а в «Великой красоте» писатель Джеп Гамбарделло – гораздо более чувственным и пластичным, то Сильвио Берлускони в исполнении Сервилло предстает импозантным, энергичным и невероятно артистичным.
Этот образ приводит в действие те немногочисленные эпизоды фильма, за которыми действительно интересно наблюдать. Например, длинный диалог, когда Берлускони для уверенности в собственных силах продает по телефону квартиру в несуществующем доме (очевидный привет «Волку с Уолл-стрит»), позвонив незнакомой женщине. Так мы видим Берлускони в фильме — харизматичный оратор и манипулятор, способный внушить человеку любую идею и абсолютно не считающийся с истиной. К сожалению, эта грань его личности раскрывается довольно поверхностно, хотя и прекрасно резонирует с современным политическим дискурсом.
В фильме слишком много сказано урывками – о высшем свете, о популизме, о пути к успеху. Чуть больше внимания Соррентино обращает на привычную для его картин тему старения, потери жизненных сил. В итоге «Лоро» как высказывание о личности большого политика существенно уступает прошлогодним «Темным временам» и тому же «Изумительному», оставляя после просмотра невнятное впечатление симпатичного черновика, над которым еще нужно серьезно работать.
Автор: Тигран Варданян