От приложения к мужчине и нескольких реплик до главных ролей и образов, вошедших в историю кинематографа, — разбираемся, какие метаморфозы претерпели женские героини через призму картин, получивших «Оскар» за лучший фильм.

Эмансипация 1930-х

1930-е годы считаются началом Золотого века Голливуда, так как именно в это десятилетие происходит революция цвета и звука, появляются первые звезды кинематографа. На заре 30-ых на экраны выходит экранизация романа Ремарка «На западном фронте без перемен» — именно она получает «Оскар» за лучший фильм. Больная мать Пауля, которая ждет сына с фронта, — единственный женский образ картины, однако и он показан на экране вскользь.

Второстепенное положение женщины в кинематографе подчеркивалось даже постерами — если проанализировать афиши фильмов в 1930-е, многие из них содержали только мужские изображения, а если на них были женские образы, то они оставались без внимания.

Постеры фильмов 1930-х годов, получивших «Оскар» за лучший фильм

Потребовалось несколько лет, чтобы женские роли стали занимать больше нескольких минут сценарного времени. И вот, в 1934 году свет увидел комедию «Это случилось однажды ночью» с Кларком Гейблом и Клодетт Кольбер. Главная героиня Элли, которую играет Кольбер, — привет эмансипированному наследию 1920-х. Это отражается и в стиле, и в поступках: девушка готова бросить все, но выйти замуж за любимого человека. Однако несмотря на довольно харизматичный образ, он все равно кажется необходимым лишь для того, чтобы оттенять мужской персонаж.

«Это случилось однажды ночью»

И, наконец, в 1939 году женщина окончательно перестает быть приложением к мужчине на экране. «Унесённые ветром» становится настоящим триумфатором премии Академии, собрав рекордные 13 номинаций и 8 статуэток. Вивьен Ли влюбила в себя всю Америку, а позднее и мир, сыграв сильную и независимую Скарлетт О’Хара. Несмотря на яркие мужские образы, все внимание зрителей подчиняет себе главная героиня. И, на мой взгляд, именно с «Унесенных ветром» начинается феминизация кинематографа.

«Унесенные ветром»

Героизм 1940-х

Экранизация мистического романа Дафны дю Морье «Ребекка» открывает 1940-е годы. Голос женщины в кинематографе становится все увереннее, ведь повествование идёт от лица главной героини. Миссис де Винтер в исполнении Джоан Фонтейн предназначалась участь блеклой тени Ребекки, погибшей жены Макса, однако именно она в трудные минуты показывает невероятную отвагу и готовность бороться до конца за любимого человека. И образ Фонтейн идеально перекликается с историческими реалиями, ведь такой и должна была быть женщина в военных годы — стойкой, хладнокровной и бережно оберегающей свою семью (страну). Схожий персонаж есть и в оскароносной «Касабланке» (1942). Ильза Лунд (Ингрид Бергман) в непростой схватке любви и долга все-таки выбирает последнее и остается с мужем.

«Ребекка» и «Касабланка»

Драма 1950-х

В 1950-ом году статуэтку за главный фильм получает «Все о Еве» — драма о вечном женском соперничестве. Послевоенного десятилетия, полного лишений и смертей, наступает новая эра, и «Ева» ее олицетворяет. Общество тщеславной богемы всколыхнуло появление Евы Харрингтон — провинциальной девушки, которая оказывается великолепным манипулятором и идет по головам для достижения своей цели. Женские образы, которых в картине довольно много, все до одного харизматичны и запоминаются зрителю.

«Все о Еве»

После «Евы» актрисам снова доверяют только второстепенные роли, и ярких оскароносных женских образов в 1950-е удается найти с трудом. «Американец в Париже», «В порту», «Марти», «Бен-Гур» — даже без просмотра этих картин, создается впечатление, что женщины были в немилости у Американской киноакадемии. 

Музыкальные 1960-е

И вот, наступает эра музыки. Мюзиклы захватили мировые экраны, и в 1960-е годы сразу три музыкальных фильма получили главную  кинонаграду. «Звуки музыки», «Вестсайдская история», «Моя прекрасная леди». В этих картинах главные героини романтичны и очаровательны, но совершенно не похожи на стальных и волевых персонажей предшествующих десятилетий. Возможно, это объясняется тем, что общество устало от войн, и в лучших традициях романтизма решило отвлечься от суровых реалий.

«Вестсайдская история»

Маскулинные 1970-е и 1980-е

Последующие два десятилетия, несомненно, занимают достойное место в истории кинематографа, однако запомнились они мужскими ролями. Аль Пачино стал иконой 1970-ых, сыграв Майкла Корлеоне в дилогии «Крестный отец», Вуди Аллен снял свой самый противоречивый фильм «Энни Холл», который оценили критики и не поняли зрители. Из женских героинь можно выделить Аврору Гринуэй в исполнении Ширли Маклейн в мелодраме «Язык нежности». Актрисе удалось создать реалистичный образ чересчур заботливой, ревнивой матери и тещи.

«Крестный отец»

Негранжевые 1990-е

1990-е подарили нам целую галерею ярких женских образов. Ханна в исполнении Жюльетт Бинош, Кристин Скотт Томас в роли Кетрин Клифтон в «Английском пациенте», Робин Райт, запомнившаяся зрителям, как Дженни Каррен из «Фореста Гампа», Гвинет Пэлтроу, получившая Оскар за образ Виолы де Лессепс («Влюбленный Шекспир») и, конечно же, невероятная Кейт Уинслет в роли Розы из «Титаника». Все эти героини самостоятельны и делят экраны с мужчинами на равных, как в плане хронометража и реплик, так и в плане зрительской любви.

«Влюбленный Шекспир» и «Форрест Гамп»

Эпичные 2000-е

На рубеже тысячелетий мировой кинематограф словно бы оказывается перед выбором — по какому пути развиваться дальше? С одной стороны, за сто лет искусство экрана обзавелось довольно богатым наследием, которое можно эксплуатировать. С другой — возможности кинематографа еще явно не исчерпаны (в том числе благодаря постоянному развитию технологий). Именно в 2000-е появляются культовые франшизы «Властелин колец» (который получил «Оскара» за лучший фильм в 2003 году), «Пираты Карибского моря», «Гарри Поттер» и «Сумерки».

«Пираты Карибского моря»

Удивляет и разнообразие жанров оскароносных фильмов: от мюзикла «Чикаго» и мелодрамы «Миллионер из трущоб» до триллеров «Отступники», «Старикам тут не место» и «Повелитель бури».

Из ярких женских образов этого времени хочется выделить «Малышку на миллион» в исполнении Хилари Суонк, героиня которой из официантки превращается в претендентку на чемпионский титул по боксу. Однако в остальных фильмах нулевых мужчины опять затмили женщин.

«Малышка на миллион»

Антифеминистические 2010-е

2010-е годы вошли в историю как время активного развития феминизма. Стремление женщин к равноправию отразилось на всех сферах общественной жизни, и кинематограф не стал исключением. Однако создается впечатление, что Киноакадемия принципиально не берет во внимание феминизм. Это видно и по лучшим фильмам за последние  годы. Жюри высоко оценивала проблему расовой дискриминации («12 лет рабства», «Зеленая книга»), карикатуру на супергеройское кино («Бердмэн»), ностальгическую черно-белую мелодраму («Артист»). Эти картины полны харизматичными мужскими образами, в то время как женские персонажи не запоминаются.

«Бердмен»

И вот, «Оскар-2021» за лучший фильм получает «Земля кочевников», рассказывающий о женщинах, в одиночку сталкивающихся с жизненными проблемами. Суонки, которая больна раком и путешествует по Америке, хотя знает, что ей осталось жить всего год; Ферн, потерявшая работу и мужа — феминизм еще никогда не проникал в кинематограф так глубоко. Является ли «Земля кочевников» победой феминизма над Американской Киноакадемией, которая длилась почти век? Узнаем через пару лет.

Победители премии «Оскар-2021»

Автор: Анастасия Кравченко