От приложения к мужчине и нескольких реплик до главных ролей и образов, вошедших в историю кинематографа, — разбираемся, какие метаморфозы претерпели женские героини через призму картин, получивших «Оскар» за лучший фильм.
Эмансипация 1930-х
1930-е годы считаются началом Золотого века Голливуда, так как именно в это десятилетие происходит революция цвета и звука, появляются первые звезды кинематографа. На заре 30-ых на экраны выходит экранизация романа Ремарка «На западном фронте без перемен» — именно она получает «Оскар» за лучший фильм. Больная мать Пауля, которая ждет сына с фронта, — единственный женский образ картины, однако и он показан на экране вскользь.
Второстепенное положение женщины в кинематографе подчеркивалось даже постерами — если проанализировать афиши фильмов в 1930-е, многие из них содержали только мужские изображения, а если на них были женские образы, то они оставались без внимания.

Потребовалось несколько лет, чтобы женские роли стали занимать больше нескольких минут сценарного времени. И вот, в 1934 году свет увидел комедию «Это случилось однажды ночью» с Кларком Гейблом и Клодетт Кольбер. Главная героиня Элли, которую играет Кольбер, — привет эмансипированному наследию 1920-х. Это отражается и в стиле, и в поступках: девушка готова бросить все, но выйти замуж за любимого человека. Однако несмотря на довольно харизматичный образ, он все равно кажется необходимым лишь для того, чтобы оттенять мужской персонаж.

И, наконец, в 1939 году женщина окончательно перестает быть приложением к мужчине на экране. «Унесённые ветром» становится настоящим триумфатором премии Академии, собрав рекордные 13 номинаций и 8 статуэток. Вивьен Ли влюбила в себя всю Америку, а позднее и мир, сыграв сильную и независимую Скарлетт О’Хара. Несмотря на яркие мужские образы, все внимание зрителей подчиняет себе главная героиня. И, на мой взгляд, именно с «Унесенных ветром» начинается феминизация кинематографа.

Героизм 1940-х
Экранизация мистического романа Дафны дю Морье «Ребекка» открывает 1940-е годы. Голос женщины в кинематографе становится все увереннее, ведь повествование идёт от лица главной героини. Миссис де Винтер в исполнении Джоан Фонтейн предназначалась участь блеклой тени Ребекки, погибшей жены Макса, однако именно она в трудные минуты показывает невероятную отвагу и готовность бороться до конца за любимого человека. И образ Фонтейн идеально перекликается с историческими реалиями, ведь такой и должна была быть женщина в военных годы — стойкой, хладнокровной и бережно оберегающей свою семью (страну). Схожий персонаж есть и в оскароносной «Касабланке» (1942). Ильза Лунд (Ингрид Бергман) в непростой схватке любви и долга все-таки выбирает последнее и остается с мужем.

Драма 1950-х
В 1950-ом году статуэтку за главный фильм получает «Все о Еве» — драма о вечном женском соперничестве. Послевоенного десятилетия, полного лишений и смертей, наступает новая эра, и «Ева» ее олицетворяет. Общество тщеславной богемы всколыхнуло появление Евы Харрингтон — провинциальной девушки, которая оказывается великолепным манипулятором и идет по головам для достижения своей цели. Женские образы, которых в картине довольно много, все до одного харизматичны и запоминаются зрителю.

После «Евы» актрисам снова доверяют только второстепенные роли, и ярких оскароносных женских образов в 1950-е удается найти с трудом. «Американец в Париже», «В порту», «Марти», «Бен-Гур» — даже без просмотра этих картин, создается впечатление, что женщины были в немилости у Американской киноакадемии.
Музыкальные 1960-е
И вот, наступает эра музыки. Мюзиклы захватили мировые экраны, и в 1960-е годы сразу три музыкальных фильма получили главную кинонаграду. «Звуки музыки», «Вестсайдская история», «Моя прекрасная леди». В этих картинах главные героини романтичны и очаровательны, но совершенно не похожи на стальных и волевых персонажей предшествующих десятилетий. Возможно, это объясняется тем, что общество устало от войн, и в лучших традициях романтизма решило отвлечься от суровых реалий.

Маскулинные 1970-е и 1980-е
Последующие два десятилетия, несомненно, занимают достойное место в истории кинематографа, однако запомнились они мужскими ролями. Аль Пачино стал иконой 1970-ых, сыграв Майкла Корлеоне в дилогии «Крестный отец», Вуди Аллен снял свой самый противоречивый фильм «Энни Холл», который оценили критики и не поняли зрители. Из женских героинь можно выделить Аврору Гринуэй в исполнении Ширли Маклейн в мелодраме «Язык нежности». Актрисе удалось создать реалистичный образ чересчур заботливой, ревнивой матери и тещи.

Негранжевые 1990-е
1990-е подарили нам целую галерею ярких женских образов. Ханна в исполнении Жюльетт Бинош, Кристин Скотт Томас в роли Кетрин Клифтон в «Английском пациенте», Робин Райт, запомнившаяся зрителям, как Дженни Каррен из «Фореста Гампа», Гвинет Пэлтроу, получившая Оскар за образ Виолы де Лессепс («Влюбленный Шекспир») и, конечно же, невероятная Кейт Уинслет в роли Розы из «Титаника». Все эти героини самостоятельны и делят экраны с мужчинами на равных, как в плане хронометража и реплик, так и в плане зрительской любви.

Эпичные 2000-е
На рубеже тысячелетий мировой кинематограф словно бы оказывается перед выбором — по какому пути развиваться дальше? С одной стороны, за сто лет искусство экрана обзавелось довольно богатым наследием, которое можно эксплуатировать. С другой — возможности кинематографа еще явно не исчерпаны (в том числе благодаря постоянному развитию технологий). Именно в 2000-е появляются культовые франшизы «Властелин колец» (который получил «Оскара» за лучший фильм в 2003 году), «Пираты Карибского моря», «Гарри Поттер» и «Сумерки».

Удивляет и разнообразие жанров оскароносных фильмов: от мюзикла «Чикаго» и мелодрамы «Миллионер из трущоб» до триллеров «Отступники», «Старикам тут не место» и «Повелитель бури».
Из ярких женских образов этого времени хочется выделить «Малышку на миллион» в исполнении Хилари Суонк, героиня которой из официантки превращается в претендентку на чемпионский титул по боксу. Однако в остальных фильмах нулевых мужчины опять затмили женщин.

Антифеминистические 2010-е
2010-е годы вошли в историю как время активного развития феминизма. Стремление женщин к равноправию отразилось на всех сферах общественной жизни, и кинематограф не стал исключением. Однако создается впечатление, что Киноакадемия принципиально не берет во внимание феминизм. Это видно и по лучшим фильмам за последние годы. Жюри высоко оценивала проблему расовой дискриминации («12 лет рабства», «Зеленая книга»), карикатуру на супергеройское кино («Бердмэн»), ностальгическую черно-белую мелодраму («Артист»). Эти картины полны харизматичными мужскими образами, в то время как женские персонажи не запоминаются.

И вот, «Оскар-2021» за лучший фильм получает «Земля кочевников», рассказывающий о женщинах, в одиночку сталкивающихся с жизненными проблемами. Суонки, которая больна раком и путешествует по Америке, хотя знает, что ей осталось жить всего год; Ферн, потерявшая работу и мужа — феминизм еще никогда не проникал в кинематограф так глубоко. Является ли «Земля кочевников» победой феминизма над Американской Киноакадемией, которая длилась почти век? Узнаем через пару лет.

Автор: Анастасия Кравченко