В Главном штабе Эрмитажа до 29 июля проходит ретроспектива «В будущее возьмут не всех» – коммунальная жизнь советских людей глазами гуру тотальной инсталляции Ильи Кабакова в тандеме с супругой Эмилией.

Проект «В будущее возьмут не всех» возник на основе одноимённого эссе Ильи Кабакова, вышедшего в 1983 году в парижском журнале неофициального русского искусства «А-Я». В нем автор рассуждает о Малевиче, который увлёк за собой в будущее целое поколение русских художников, и вспоминает о своём опыте. В художественной школе, где он учился, самых талантливых детей награждали поездкой в пионерский лагерь, а отстающих лишали шанса на творческую реализацию. Кабаков приходит к выводу, что с годами ничего не меняется, и в историю искусства одни таланты записывают навечно, а другие отправляют на покой.

Выставка посвящена проблеме непредсказуемой судьбы творческих людей. Поезд, отбывающий от платформы, увозит тех, кому посчастливилось стать частью будущего, а брошенные на перроне работы показывают тех, кто не был принят властью и остался забыт. Эта инсталляция наталкивает на вопрос: «А есть ли будущее у искусства в стране с такими порядками»?

Илья Кабаков будущего в Советском Союзе, увы, не нашёл и в 1989 году эмигрировал в США. Художник является основоположником московского концептуализма и нового жанра — тотальной инсталляции, где произведением является не отдельный объект, а единое пространство. Главная тема его творчества — сложные отношения между человеком и государством.

Заграничные успехи Кабакова — во многом заслуга его третьей жены Эмилии. Она стала для него не только соавтором, но и пиарщиком, менеджером, бухгалтером, доверенным лицом. В трудные кризисные времена Эмилия убеждала галеристов поднимать цены на работы мужа, и это помогало. Покупатели были убеждены, что работы Кабакова – это выгодная инвестиция. Можно сказать, что именно жена сделала имя Илье Кабакову в США.

Творческий союз Кабаковых в своих работах показывает будничную, рутинную жизнь советских людей в эпоху коммунизма. Герои их произведений — неисправимые романтики и мечтатели в обстановке коммунального быта.

Работа «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» непосредственно относится к Илье Кабакову и его последующей эмиграции. Инсталляция считается первой в новом жанре. В основе работы — невыдуманная история из жизни в коммунальной квартире, где личного пространства нет ни у кого из жильцов. И герой произведения находит способ сбежать из угнетающей его обстановки.

Комната заперта, но для зрителя есть щёлочки, в которые он может подглядеть за тем, что же произошло. По словам соседей, жилец соорудил самодельную катапульту и, пробив потолок, запустил себя в космос. Для советских людей полёт в космос всегда был главной фантазией. Кабаков даёт этой теме новую интерпретацию: побег от рутинной и мрачной реальности коммунальной квартиры.

«Человек, улетевший в космос из своей комнаты»

«Случай в коридоре возле кухни» – ещё одна инсталляция о быте советских коммуналок. Все жители находятся в молчаливом противостоянии друг с другом. Кухонная утварь парит в воздухе, а коридор — место сосредоточения беспорядка и хаоса. Весь кавардак контрастирует с живописными полотнами, напоминающими окна.

Сотни предметов личного обихода, принадлежащие вымышленному персонажу, сводятся к сумме его пожиточного существования. Каждый предмет имеет эстетический смысл для героя. Кабаковы ставят перед собой вопрос: «Могут ли оставшиеся предметы рассказать о своём хозяине?»

«Случай в коридоре возле кухни»

Масштабный «Красный вагон» — центральная работа в творчестве художника. Именно в тот период он начал создавать свои «тотальные инсталляции». Три ключевых компонента произведения характеризуют исторические этапы развития СССР: конструктивистская лестница, устремлённая ввысь, живопись со сценами счастливой жизни внутри и по бокам вагона и груда строительного мусора. Огромный красный вагон без колёс указывает на застой в развитии государства, и только внутри него звучит музыка, и картинки той, счастливой жизни напоминают о былом. А разбросанный мусор, банки с красками вокруг советского поезда лишь подтверждают развал страны.

«Красный вагон»

Тусклый длинный коридор, на фоне старых обоев развешаны фотографии с воспоминаниями матери Кабакова. Инсталляция «Лабиринт. Альбом моей матери» – одно из самых сильных произведений автора, которое обнажает психоэмоциональные рецепторы человека. Зритель, двигаясь по длинному лабиринту памяти, погружается в чужое прошлое и даже не пытается найти ответы на вопросы, потому что их нет.

«Лабиринт. Альбом моей матери»

В работе «Три ночи» Илья Кабаков демонстрирует разницу двух миров. Три огромных полотна заслонены экраном и позволяют рассмотреть только их часть с помощью биноклей. Ограничивая или увеличивая поле обзора, зрителю предоставляют возможность увидеть то, чего невооружённым глазом не узреть.

«Три ночи»

Творчество Ильи Кабакова не останавливается на пыльных советских коммуналках. Его новые работы нестандартны и конъюктурны. А выставка с лозунгом из прошлого «В будущее возьмут не всех» просто лишний раз служит напоминанием о размышлениях художник, который вырвался из утопического советского быта. Местами комического, местами трагического. Для каждого это время было своим. И, переходя от работы к работе, мы вместе с Кабаковым пытаемся найти ответы на интересующие нас вопросы. А их здесь сотни.

 

Автор: Виктория Дмитриева