Скандальная выставка «Без смущения» Джока Стёрджеса снова открылась в Центре фотографии имени Братьев Люмьер в Москве 8 декабря. В первый же день работы для широкой аудитории мужчина облил одну из фотографий пахучей жидкостью. О подробностях случившегося, впечатлениях публики об искусстве 18+ и причинах повторного проведения выставки расскажет наш корреспондент.

В этом году охрана на выставке усилена. На входе просматривают сумки и отбирают ёмкости с жидкостями. Молодых людей просят показать паспорт, чтобы убедиться в их совершеннолетии, так как посещение выставки разрешено строго с 18 лет. В зале, где представлены фотоработы, установлены камеры видеонаблюдения, за посетителями следит охранник. Несмотря на усиление охраны, мужчине в женской одежде всё же удалось облить веществом с едким запахом фотографию, где был портрет ребёнка. Работа не пострадала, так как находилась в рамке под стеклом. Через два часа после случившегося работа висела на прежнем месте и никаких следов действий мужчины обнаружено не было. По данным очевидцев мужчина пришёл на выставку в женской одежде и в сопровождении двух женщин, которые раскритиковали композиции. По обновлённым данным стало известно, что нарушителем оказался активист националистического движения SERB. Пресс-секретарь центра фотографий Кристина Бесстрашнова отказалась комментировать произошедшее.

Помимо фоторабот Стёрджеса в выставочном зале также представлены документы расследования криминальной истории «Без смущения», комментарии из социальных сетей от восторгов до ругательств, выдержки из СМИ, на экране телевизора демонстрируются фрагменты телевизионных шоу и новостных программ, где обсуждались работы Стёрджеса. Чтобы разобраться в том, что из себ представляют работы фотографа – искусство или пропаганду, мы решили поговорить с посетителями.

Вообще мы не слышали ничего об этой истории, пришли сюда, так как просто хотели культурно провести вечер.

А что вы думаете по поводу обвинений в адрес фотографа?

Не знаю, идиоты какие-то. Наверное заняться было нечем. И вообще по телевизору порнографии больше, чем тут.

Молодая пара из Германии рассказала, что они не увидели в работах «any provocation» и отметили «приятную золотистую палитру тонов» фотографий.

Студент государственного академического художественного института им. Сурикова признался, что «ожидал увидеть что-то выходящее из ряда вон», однако увидел «прекрасное чистое искусство обнажённого тела».

На картинах изображены голые люди, но при этом они не находятся в провокационных позах, как утверждали обвинители Джока Стёрджеса. По замыслу фотографа герои его фотографий запечатлены в естественном состоянии, а отсутствие одежды помогает стереть «дату», «эпоху» и «время». Все работы выполнены в мягких пастельных или чёрно-белых тонах. Композиция фотографий с детьми построена так, что интимные места прикрыты либо самой моделью, либо посторонним предметом.

Напомним, что в 2016 году экспозиция «Без смущения» Джока Стёрджеса была закрыта по инициативе члена Совета Федерации Елены Мизулиной. Активисты общественной организации «Офицеры России» заблокировали вход 25 сентября. В адрес фотографа было возбуждено уголовное дело. Следственный комитет России почти год проверял снимки на предмет детской порнографии, но все обвинения были сняты.

Автор текста и фото: Любовь Карась