“Каждый проект – эзотерический опыт”, – такими словами директор Музея “Гараж” Антон Белов открывает новый выставочный сезон, который продлится с 31-го января по 10-е мая. Вашему вниманию представляется 4 выставки, полностью узнать которые можно лишь за 10 часов. Они выросли из исследований: некоторые длились по два года. Платформа “Гаража” позволила художникам изучить природу знания, особенно его потусторонние формы. Знание в эмоциональном, в неявном и даже в оккультном. Приходите в музей чувствовать и не забывайте взять к выставке буклет. 

Без буклета, действительно, будет непросто. Даже кураторы и художники не могут прийти к единому мнению, что есть что на выставке. Некоторые заявляют, что в “Гараже” сейчас нет почти ни одного произведения искусства, а тем более искусства современного. 95% материала искусством не являлся, когда создавался авторами. Но тут вступает Антон Белов и говорит, что искусство здесь – всё. Но чтобы экспонаты – от манекенов из этнографического музея до гигантской согнутой пополам башни-гиперболоида в холле “Гаража” – обрели смысл, необходима информация, которой наполнены буклеты. Так, к выставке “Мы храним наши белые сны” даны справки про спиритическую фотографию, масонов, советский восток, а также короткие статьи по каждому художнику. Участница выставки, художница Александра Сухарева, говорит, что вдохновением для нее послужило исследование “Гребень в траве”. “Оно о том, как люди во время войны, в том числе в блокадном Ленинграде, обращались к знаниям, гадательным по своей природе, непосредственно затрагивающим воображение”. 

Андрей Белый, источник: garagemca.org

“Мы храним наши белые сны” – это очень сложносочиненная выставка. Пространство формирует туго натянутая белая ткань, и в каждом зале она меняет угол наклона. По задумке кураторов, так зритель идет от чистоты райского состояния до окончательного падения. На своем пути вы повстречаете акварельные волны-спирали Андрея Белого (да, того самого поэта-символиста) и нарисованную им же диаграмму собственной жизни, начинающуюся с двухлетнего возраста. Считается, что если вы помните себя с двух-трех лет, то в вас есть задатки к оккультным практикам. А еще исследования в области антропософии и дореволюционные журналы с названиями по типу “Мистический Петербург”. Невольно задаешься вопросом: возможно, тема оккультного знания представляет такой интерес, потому что для нашего сознания она несколько табуирована? На это Александра отвечает так: “Мне кажется, здесь принципиально то, что мы не можем знать, какой тип знания нам понадобится завтра. Возможно, именно это и является акцентом, который делает этот проект важным. Мы не можем с точностью предсказать, что будет нас ждать завтра. Но то, что эти типы знания снова становятся актуальными и то, что к ним снова проявляется интерес, говорит скорее о современном мире, чем о табу”. Сама она советует обратить внимание на выставке на самаркандскую живопись. 

Завершает экспозицию круглая деревянная комната с сиденьями по периметру. Это похоже на странную молельную или даже на аттракцион из старого детского парка. Там Александра Сухарева планирует провести коллективный «гипнотический» сеанс. “Как думаете, из этого сможет вылиться еще один проект? Еще одно понимание оккультного знания, например?” – спрашиваю я. “О, это идеальные условия любой хорошей выставки” – отвечает она, и сразу становится неловко, что это я, действительно, спрашиваю о таком очевидном. “Идеально, если выставка дает какой-то отросток, другую ветку, влияет на людей и меняет их привычки мыслить”, – продолжает она.

– А в вашей карьере был такой опыт?
– Когда выставка меняла меня? Да. Это была «Документа 13». Это выставка, которая проходит каждые 5 лет в Германии, в Касселе. Кассель – маленький провинциальный город. Но на время выставки он превращается в интеллектуальную столицу Европы. Это очень значимое событие для современного искусства, которое появилось сразу после Второй мировой войны. Выставка начиналась как возвращение человечеству его человеческого лица через искусство. И в принципе она до сих пор является одним из важнейших смотров современного искусства в Европе. Выставка была сложной, но думаю, что в ней было созвучие с теми мыслями, о которых мы с вами сейчас говорим.

источник: garagemca.org

Кроме того, на верхнем этаже “Гаража” можно увидеть выставку “Прохожий” от модного бренда Atelier E. B. Его создательницы, дизайнер Бека Липскомб и художница Люси Маккензи, исследовали роль манекена как арт-объекта. “Взаимоотношение между художником и манекеном отсылает еще и к сюрреализму, – рассказывают они на пресс-конференции, – для художников этого направления вдохновением служила женщина-муза, женщина-манекен”. На Беке Липскомб шерстяной свитер, украшенный древнегреческими орнаментами. Такой же одет и на одном из манекенов, созданном художником Берни Ридом. Это вещь из новой коллекции  Atelier E. B, которую можно приобрести в поп-ап магазинчике, открывшемся рядом с книжным “Гаража”. Художницы продают одежду бренда только в музеях и, таким образом, противопоставляют себя массовой культуре. 

источник: garagemca.org

Презентация выставки “Секретики” начинается со строк Евгения Головина:

В детстве нас часто били

Глобусом по голове

И на карте Бразилии

Остались три или две

Капли нашей крови.

Это исследование человеческой склонности к секретности также не обошлось без эзотерики. Так, здесь представлена серия фотографий, на которых мужчина меняет количество камней, лежащих у него на голове, а вместе с этим меняется и цвет его глаз. Все это не пустое веселье, а работа с архивами, в том числе советскими, и с проектом “Прожито”, занимающимся расшифровкой документов и дневников. Кураторы надеятся, что экспозиция разбудит в зрителе настоящего архивиста, готового копаться в прошлом (причем, иногда в буквальном смысле – среди арт-объектов есть и земля) и узнавать секреты старины.

источник: KudaMoscow.ru

Выходя из музея, вам предстоит пройти под сетчатым гиперболоидом, созданным в рамках проекта Моники Сосновской  “Упражнение на конструкцию. Сгибание”. Об этой гигантской конструкции рассказывают как о живом существе, поглаживая его рукой: “Давайте подумаем об архитектуре как о пространстве замыслов, надежд, утопических стремлений. Вы, например, можете посмотреть в самый верх гиперболоида и понять, какая высота для вас комфортна, а какая — нет”. Да, правда, посмотрите. Только аккуратнее, может закружиться голова.

Новый выставочный сезон “Гаража”: 31-ое января — 10-ое мая.

Автор: Злата Лиман
Источник обложки: hse.ru