В российский прокат вышел мультфильм Уэса Андерсона «Остров собак», получивший приз за режиссёрскую работу на последнем Берлинском кинофестивале. О влиянии японского кино, преданности автора своим персонажам и злободневности — в нашем материале.

В футуристическом японском мегаполисе мэр – коррупционер и тиран – объявляет эпидемию собачьего гриппа. Когда-то лучших друзей человека ссылают на экологически загрязнённый остров посреди небытия. 12-летний воспитанник мэра Атари отправляется на остров, чтобы отыскать своего четвероного компаньона и товарища Спота. Помогает Атари отчаянная компания бродячих псов.

Предыдущий опыт работы Андерсона в анимации был весьма успешен: мультфильм «Бесподобный мистер Фокс» собрал массу положительных отзывов как от работников киноиндустрии и критиков, так и от простых зрителей. Успех увенчался номинацией на «Оскар» в 2010 году, после чего Андерсон незамедлительно начал разрабатывать идею «Острова собак». Подобно своим кумирам и вдохновителям, японским режиссёрам Акире Куросаве («Семь самураев», «Расёмон») и Хаяо Миядзаки («Мой сосед Тоторо», «Унесённые призраками»), он собрал на проект тех людей, с которыми работал и был знаком по предыдущим фильмам: актёры, художники, композитор. Получилось, как всегда, непревзойдённо.

Несколько лет назад Андерсон посетил музей студии Ghibli, на которой работал Миядзаки, и взял напрокат оригинальные копии всех мультфильмов, многие из которых даже и не смотрел. Проникаясь темпом сюжета (кардинально изменчивым по сравнению с западным типом повествования) все глубже, он попробовал воплотить. В команде Андерсона работало 27 аниматоров. Благодаря их мастерству фильм изумительно и порой дотошно детализирован: от шерсти собак до мастерски снятой сцены приготовления суши. И хотя процесс занял продолжительное время, Андерсон словно утверждает: без медленной и тщательной проработки, не будет и самого фильма.

В озвучивании героев приняли участие члены старой гвардии Андерсона, работавшие с ним на протяжении десятилетий. В их числе: Билл Мюррей, Эдвард Нортон, Боб Балабан, Джефф Голдблюм, Тильда Суинтон (пусть и короткая, но очаровательная партия мопса), Брюс Уиллис, Фрэнсис МакДорманд,Грета Гервиг и другие.

Андерсон даёт своим героям возможность победить не только внешние, глобально политические проблемы, но и проблемы внутренние. В глобальном контексте ссылка всех собак на буквальную свалку вполне подходит для сравнения со стеной на границе США и Мексикой; наплевательское отношение к экологическим проблемам, отсутствие толерантности, эффект толпы – режиссёр микширует это с внутренней тревогой, недоверием, пристрастию к сплетням (особенно в этом вопросе преуспевают собаки-помощники мальчика Атари).

Андерсон ненавязчив: он не встаёт с транспарантами, как его герои, не кричит нравоучения. Вместо этого он наслаждается творчеством, хочет донести его до зрителя в первоначальном замысле, изредка напоминая о связи с реальным миром. Забавы ради: хакеры в мультфильме представлены почти как национальные герои. Смотреть на них после недавних событий (блокировки Telegram в России) будет особенно приятно.

Андерсон остаётся верным себе трудоголиком-визионером. Каждый раз конечный результат его кропотливой работы, невидимой для зрителей, с ощутимой магией повествования продолжает повсеместно завоевывать поклонников. О большем и мечтать не приходиться. Ведь даже если мир с головой окунулся в уныние, на помощь поспешит чародей с неповторимым стилем и наверняка унесёт с собой. Пусть даже на собачью свалку – мы будем только рады.

Автор: Егор Козкин