THE WALL Magazine продолжает рассказывать об актуальных профессиях. Мы уже поделились историей Максима — художника, занимающегося кастомизированием одежды. В этот раз выясняем у Артёма Бакулина, создателя place s.e., что значит быть битмейкером и на какие подводные камни можно наткнуться в этом деле.

Что делают битмейкеры?

Может показаться банальным, но они действительно пишут биты. Я делаю их на заказ либо просто пишу что-то своё и продаю. Всё создается в программе на компе. Я пользуюсь fl-кой (Fruity Loops — программа для написания музыки — прим. автора). Считается, что это такая прога для начинающих, но на самом деле там есть много возможностей. Все, с кем я коллабил, тоже ей пользуются, хотя они уже пишут для крутых чуваков. Один писал для Pyrokinesis, например. Можно использовать встроенные электронные инструменты, можно живые записывать. Я вот пишу живую гитару. Всё происходит дома, а не на какой-нибудь студии. Просто нужен сам инструмент и звуковая карта. Втыкаешь провод в неё и в гитару. Звуковая карта преобразовывает входящий сигнал в цифровой. А потом редачишь, добавляешь других инструментов, думаешь, что звучало бы клево в дальнейшей концепции трека. Всё. Ничего сложного.

Была забавная история. Один раз я записал демку гитары, загрузил в вк, и с BOOMа определилась обложка, что это какой-то трек Lumen. Я его сразу удалил, потому что могут быть проблемы с авторскими правами.

Нужно ли образование?

У меня 7 лет музыкальной школы по фортепиано, а на гитаре я научился играть уже сам. Это что-то дало, конечно. Вообще мой друг музыку писал, он и учил меня некоторое время. Прошел год, и я решил начать это продавать. По началу, конечно, никакого заработка не было, но если какое-то дело человеку нравится…

Во что стоит вложиться?

Единственное, во что я вложился, — звуковая карта. Но это на самом деле необязательно. Можно писать и без неё спокойно. Купить студийные колонки или наушники, чтобы звук сводить. Знаю одного парня, для Элджея писал, он все делает в обычных AirPods-ах.

По-хорошему, надо покупать софт, но так никто не делает, все качают пиратские версии. В принципе, во что ещё можно вложиться, так это в рекламу. Пару раз брал её в пабликах. Но в основном аудитория расширяется благодаря знакомствам.

Знаю одного парня, для Элджея писал, он все делает в обычных AirPods-ах

С какими сложностями ты столкнулся?

Я не думал, что сведение звука — это так сложно. Это пипец. Просто целая наука, искусство сводить звук. На это в среднем уходит дня 2, ну так сложно сказать. Если пойдет хорошо, то можно что-то классное сделать и за час, и за 40 минут, и многим такое заходит. В основном продаются те биты, которые делаются быстро. Часто, когда долго что-то пишешь, тебе это перестает нравиться, и ты забиваешь. Я, как правило, не доделываю то, что у меня больше двух недель лежит, только если это не заказ.

Чем вдохновляешься?

Просто могу любую мелодию услышать, захотеть написать что-то подобное, а в итоге уйти совсем в другой стиль. Иногда крутым фильмом каким-нибудь. Честно, мне нравится саундтрек к фильму “Место под соснами”. Я вообще всегда обращаю внимание на саундтреки, потому что сам хочу их писать. Да я и классикой вдохновляюсь. Всё хочу разобрать Рахманинова на пианино.

Leasing, exclusive, WAV, trackout — что всё это означает?

Если есть коммерческая прибыль с трека, то ты не имеешь право покупать аренду, то есть leasing. Ты не может залить свой трек на цифровые площадки типа Apple Music, не можешь выступать с ним на концертах, но в вк выложить можно. Когда ты выгружаешь трек на цифровую площадку, у тебя запрашивают доказательства, что он приобретен эксклюзивом. Это может быть переписка с автором, договор либо скрин проекта. Цена зависит ещё от формата предоставления. Например, есть mp3, WAV и trackout. mp3 и WAV — это более сжатая версия бита, она меньше весит. Для сведения все берут WAV, потому что там диапазон обработки больше. Как правило, разницу в этих форматах замечают только очень опытные звукари. Trackout — просто предоставление трека по дорожкам, то есть каждый инструмент по отдельности.

Лизинги я могу продавать неограниченное количество раз, а эксклюзив только в одни руки, и после этого он снимается с продажи. Если я что-то делаю на заказ, то это только эксклюзив естественно, поэтому и дороже.

А что по ценам?

На лизинги всегда фиксированная цена: 400 — mp3, 600 — WAV. А эксклюзив в среднем тысячи 3-4. Зависит либо от сложности, либо от красоты, либо от моего настроения. У некоторых лизинги и по тысяче стоят. Это от опыта зависит. Иногда люди начинают торговаться, но на лизинги я никогда не скидываю цену.

Как проходит сотрудничество с другим музыкантом?

При коллабе вы обычно не встречаетесь. Просто кидаете друг другу свои демки. Я, например, могу скинуть трек по дорогам, а он его доделывает, а потом опять я.  Или он, например, может прописать партию для пианино, а я прописываю остальное, делаю из этого бит. Далее всё это сводится. Классно, когда ты колабишь с крутым музыкантом, у которого цены больше твоих. Тогда, естественно, на совместный трек вы пишете его цену или даже чуть больше и делите деньги за эксклюзив пополам. Ну лизинги всё равно каждый по своей цене продает.

Давай поговорим про биты на заказ.

Честно, я очень не люблю этим заниматься, потому что это меня ограничивает. Обычно такое делается без души, и часто может получиться не очень.

На лизинги всегда фиксированная цена: 400 — mp3, 600 — WAV. А эксклюзив в среднем тысячи 3-4. Зависит либо от сложности, либо от красоты, либо от моего настроения.

А как тогда вообще объяснить, что тебе нужно, чтобы в итоге получилось классно?

Знаешь эти мемы про то, как заказчик объясняет, чего он хочет? Забей вообще, это сложно! Бывают, конечно, адекватные люди, которые накидывают хорошие идеи, референсы кидают, настроение описывают, говорят, какие инструменты нужны. Но иногда мне всё это не нравится, и я просто забиваю. Один раз человек себя вообще на диктофон записал в ванной. Я просто не понял ничего, что он хочет с этим делать. Даже если я, исходя из этого, поймаю какое-то настроение, то это будет только мое видение, а не его. Это мало кого устраивает. В этом и проблема. А ещё постоянно просят сделать что-то в стиле “Пошлой Молли”, дофига просто. Я ни один не смог сделать. И это говорит о моем непрофессионализме, наверное. Надо уметь поймать идею заказчика. Сделать хорошо, даже если тебе не нравится этот стиль.

Кто твой покупатель?

Обычно это чуваки, которые пишут песенки и которым понравился мой бит или в принципе то, что я делаю. А однажды я для короткометражки писал. Мне просто кинули сюжет. Там было что-то про первое расставание.

Какой у твоей музыки стиль?

Я постоянно экспериментирую, чтобы не было скучно. Получается совокупность разных стилей. Это зависит от настроения. Классно звучит электронная музыка, живые инструменты типа соло-гитары и пианино. В основном музыка у меня грустная. Наверно, я пессимист. Веселую музыку у меня не получается писать никогда. Мне она не очень-то и нравится. У меня либо более хардкорные треки с гитарой, либо лирические, либо просто электронные. Я бы хотел писать сложные треки с пианино, но пока нет возможности его записать. Для этого нужно больше усидчивости, как правило, такие треки долго пишутся. Вообще мало кто записывает живое пианино. Обычно просто прописывают его виртуально.

Реально ли вообще на этом заработать?

Есть много битмарей, которые только на своё музло живут, причём живут очень неплохо. Тут, конечно, есть проблема. Если ты пишешь только в одном стиле, то рано или поздно его время закончится. Ты можешь хорошо зарабатывать на прямой бочке, например, но в конце концов это всё уйдёт.  

Автор: Злата Лиман

Фото предоставлены интервьюируемым