Пятнадцатилетняя девочка Лара (Виктор Польстер) мечтает стать балериной. Казалось бы, похоже на очередной фильм о спортивную карьеру и успехе, но режиссер картины Лукас Донт всего лишь вводит нас в заблуждение. Тонкий намек — исполнитель роли Лары получил первую в мире премию за лучшую роль без гендерной конкретизации (ни мужская, ни женская) в конкурсе «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале 2018 года. 

О чем же расскажет «Девочка»? Буквально один раз в фильме появляется некий Виктор. Кто это? Это Лара. Раньше она жила под таким именем в мужском теле, имя изменилось, но тело осталось. В течение двух лет девочка должна пройти гормональную терапию и перенести операцию, чтобы избавиться от ненавистной внешней оболочки. С первых кадров виден характер главной героини: она стоит в ванной и сама прокалывает себе уши и вставляет сережки, смело. Семья Лары бросила свою прошлую жизнь и переехала с ней в другой город ради ее мечты, балета.

Однако на новом месте все сложилось не так гладко. Не только потому, что девочка никогда не стояла на пуантах, но и потому, что она оказалась в женском коллективе. В первой половине фильма Лукас Донт показывает Лару очень простой и понятной близким и сверстникам: она быстро подружилась с девочками в балетной школе и спокойно справлялась с переодеванием в женской раздевалке. Яркая демонстрация толерантности современного европейского общества, которое нормально воспринимает проявления индивидуальных особенностей.

Но вторая часть картины ставит реальность толерантности под вопрос. Пожалуй, самая неожиданная сцена происходит, когда подружки приглашают Лару на вечеринку в честь дня рождения одной из балерин и подло заставляют девушку продемонстрировать свое мужское тело. Вряд ли это можно назвать простым любопытством,  больше похоже на жестокость и жажду зрелищ.

Как раз во время сцены вечеринки становится понятно, что человеческая жесткость — едва ли не основной акцент картины. Возможно, кто-то попытается связать особенность этого явления с возрастом “подружек” Лары, но попытка вряд ли выйдет удачной. “Девочка” — отличный пример того, что современное общество в реальности не соответствует распространенным представлениям о нем. Реальность такова, что люди, к сожалению, пока не нащупали правильное отношение к гендерной тематике. Столкнувшись с чем-то необычным, девочки-балерины предпочли это высмеять, а не поддержать. Наверное, эта мысль так по-особенному цепляет, потому что в нашем мире очень много стандартов. Тем, кто им хоть капельку не соответствует, приходится несладко.

Главная героиня Лара — прекрасный пример того, как человек, маленькая девочка 16 лет, самостоятельно справляется с трудностями и пытается подружиться с собственной идентичностью. Она не принимает ее (себя), но делает все для того, чтобы стать женщиной. Хотя если бы Лару попросили определить пол, скорее всего, она ответила бы, что не знает. Она словно нащупывает себя между двух сексуальностей. Врач, психолог и отец девушки ответили бы, что видят в ней женщину, чувствуют ее таковой. Мечта об окончательном физическом «исцелении» дает героине силы и надежду.

Стоит обратить внимание на отца Лары. Он оказывает самое сильное влияние на девушку, сопереживает и проживает вместе с ней жизнь. Отец вызывает восхищение, идеальный родитель с картинки. Он искренне волнуется за дочь, учится с ней общаться, ходит на приемы к врачам, старается всегда разговаривать, общаться, чтобы знать, что все в порядке. Дочь полагается на него и рассчитывает на поддержку. Почти разочаровавшись в гормональной терапии, Лара делится с отцом своими переживаниями, а он отвечает: «Думаешь, я сразу родился мужчиной, а не мальчиком?» 

Лукас Донт выстроил фильм очень ловко: ему удалось избежать излишней боли и крови в балетных сценах и ненужных подробностей о перестройке тела от гормонов, важен лишь сам факт наличия боли и присутствия гормональной терапии в жизни Лары. Ежедневная рутина не обесценивается, а наоборот, ведет нас вместе с Ларой к развязке фильма. Завтрак с семьей, болтовня на кухне, дорога с братом в школу, прием у врача, гормоны — это все не впустую, у этого есть смысл — стать женщиной.

Фильм получился очень цельным, история показана от начала до конца. Вас ждет открытый конец, оставляющий место для рассуждения и обсуждений. Впечатление от просмотра слегка портит неторопливость сюжета и недоработанность твистов — некоторые линии повествования вроде бы начинаются, но не приходят к логическому завершению. Но в кино сходить стоит — хотя бы ради того, чтобы взглянуть, как 16-летний танцор балетной школы Виктор вживается в роль Лары так, что на экране его действительно воспринимаешь девушкой.

Автор: Кристина Папкова

Фотографии с сайта imdb.com